Создать акаунт
GeekPlanet.ru » Анализ фильмов » «5 сентября» (2024) - объяснение концовки и смысл фильма

«5 сентября» (2024) - объяснение концовки и смысл фильма

05 фев 2025, 18:17
Анализ фильмов
36
0
«5 сентября» (2024) - объяснение концовки и смысл фильма
Исторический триллер «5 сентября», вышедший в 2024 году, посвящён трагическим событиям на Олимпийских играх в Мюнхене 1972 года. В фильме эта история раскрывается с неожиданной точки зрения — через призму работы команды телеканала ABC.

Журналисты, стремясь опередить конкурентов, а затем и террористов, пытаются разобраться в происходящем и сообщить о событиях в прямом эфире. Лента затрагивает важные вопросы журналистской этики, раскрывая сложность и напряжённость профессии. Благодаря захватывающему сюжету и сильному сценарию фильм удерживает зрителя в постоянном напряжении.

О чем фильм «5 сентября»?

Фильм начинается с документальных кадров, изображающих рекламный ролик телеканала ABC, посвящённый прямой трансляции Летних Олимпийских игр 1972 года в Мюнхене. Эти Игры стали первым спортивным мероприятием, которое транслировалось по всему миру через спутниковое телевидение в реальном времени.

Телеканалы со всего мира стремились воспользоваться этим историческим моментом. В ролике описывается, как ABC установил камеры в разных местах, включая высокую Олимпийскую башню.

Камеры должны были обеспечивать трансляцию с Олимпийской деревни, где размещались спортсмены. После яркого завершения ролика, обещающего цветную передачу, зрители знакомятся с командой, которая работает над этим масштабным проектом.

Президент ABC Sports Рун Арледж эффективно управляет процессом трансляции, давая указания команде о том, когда переключаться между камерами во время соревнований по плаванию. Вскоре появляется Джеффри Мейсон, руководитель технической службы в Мюнхене.

Хотя он немного опаздывает, его извиняет дружба с главой операции, Марвином Бейдером. Мейсон и его команда сменяют ночную смену и проводят важное совещание, на котором решают, какие события на следующий день должны получить больше эфирного времени.

Несмотря на напряжённую атмосферу в мюнхенском офисе ABC, сотрудники привыкли к подобному давлению — оно стало частью работы, связанной с прямыми трансляциями.

Ночью, когда Марианна Гебхардт, новый переводчик ABC, помогает с переводом немецких интервью и передач, она решает незначительный вопрос с одним из работников на площадке.

Выходя на улицу покурить, она и её французский коллега Жак Легард слышат несколько громких звуков, напоминающих выстрелы. Сначала они не придают этому значения — трудно было поверить, что в Олимпийской деревне может быть стрельба.

Однако несколько минут спустя Джеффри получает звонок, что множество людей слышали выстрелы, исходящие из деревни. Вскоре поступает подтверждение: в Олимпийской деревне действительно произошла стрельба.

Неужели команду ABC волнует только их зрительская аудитория?

Сюжет развивается, когда Джеффри и его коллеги получают информацию о теракте в Олимпийской деревне. С помощью своих контактов они узнают, что группа террористов проникла на территорию, открыла огонь по израильскому лагерю и захватила одиннадцать человек, включая спортсменов и тренеров.

Два из заложников были убиты сразу, а остальные девять удерживаются для дальнейших переговоров. Позднее выясняется, что нападение организовали палестинские боевики.

Они угрожают убивать одного заложника каждый час, если Израиль не освободит значительное число заключённых. Тем не менее, фильм «5 сентября» фокусируется не на деталях самого теракта, а на том, как его освещает телеканал ABC. Основное внимание уделено этическим дилеммам и тактическим решениям, возникающим в журналистике.

Изначально спортивная редакция ABC не планировала подробно освещать инцидент, так как журналисты этой области привыкли работать в другом формате. Однако мюнхенский теракт стал первым террористическим актом, транслируемым в прямом эфире.

Команда ABC Sports не хотела упустить шанс стать частью исторического события. Рун Арледж неоднократно отклонял просьбы руководства передать освещение теракта новостным отделам канала.

Он объяснял, что спортивная команда уже организовала масштабный лагерь вблизи Олимпийской деревни. Но у него были и другие причины, о которых зрители узнают в начале фильма.

Летняя Олимпиада 1972 года стала важным событием для послевоенной Западной Германии. Страна и её власти осознавали, что на трансляцию будут смотреть миллионы зрителей по всему миру.

Это был шанс для Германии публично извиниться за своё политическое прошлое и вред, причинённый человечеству. Почувствовав вину за преступления нацистского режима, немцы всё ещё не могли избавиться от исторической травмы. Тема Второй мировой войны постоянно поднималась в репортажах.

Один из ярких моментов фильма — когда американский пловец побеждает в финале, Арледж распоряжается снять крупным планом реакцию немецкого спортсмена, проигравшего.

Политический подтекст присутствует и в других решениях Арледжа, который пытается придать спортивным репортажам более глубокий смысл. Он ищет сюжетные линии с двойным подтекстом, что позволяет сочетать спорт с более серьёзными темами.

Однако истинные причины, стоящие за стремлением ABC освещать теракт, вызывают вопросы. Команда проявляет исключительное усердие, чтобы обеспечить прямую трансляцию с места событий. Они отправляют репортёра в деревню, маскируясь под американского спортсмена, и ведут упорную борьбу за доступ к вертолёту, которым они должны делить с телеканалом CBS.

Прямые репортажи о происходящих событиях могут быть полезными, так как они распространяют информацию и помогают людям подготовиться к чрезвычайным ситуациям, особенно в случае терактов. Однако во время обсуждений внутри команды появляются моменты, заставляющие сомневаться в их мотивах.

В одном из эпизодов сотрудники ABC спорят о том, стоит ли показывать в эфире убийство одного из заложников, если оно произойдёт. Руководители не могут определиться с этическими рамками. Трудно точно сказать, заботились ли они исключительно о рейтингах, но, вероятно, их главные интересы были связаны с финансовыми и профессиональными целями.

Стоило ли команде транслировать полицейскую операцию в прямом эфире?

В действиях команды ABC можно увидеть как положительные моменты, так и сомнительные — их репортаж не только способствовал коммерческим интересам, но и был ориентирован на передачу информации. Однако порой журналисты пересекали границы. В условиях высокой напряжённости каждый из них старался внести свою лепту в ситуацию.

Так, Марианна, например, перехватывала сообщения полиции по радио. Именно она сообщила команде о ходе переговоров с террористами и готовящейся операции. В соответствии с немецкой конституцией, которая была частью наследия нацистского режима, армия не могла быть задействована в таких действиях.

Вся ответственность легла на полицию, которая решила отправить отряд в здание израильской делегации и приказала журналистам покинуть территорию. Однако команда ABC сумела скрыться на месте и продолжала снимать здание, даже когда полицейские начали подниматься на крышу и пытались проникнуть внутрь. Возможность показать эти кадры в прямом эфире, опередив конкурентов, казалась удачей, но это сильно осложняло работу полиции.

В какой-то момент журналистам пришла мысль, что террористы тоже могут смотреть их канал. В каждом корпусе были телевизоры, а захватчики полностью контролировали израильское здание. Позднее выяснилось, что террористы действительно следят за репортажами ABC Sports, и планы полиции пришлось изменить, так как они потеряли смысл.

Здесь команда, а особенно Джеффри Мейсон, переступает грань. Мейсон всё больше напоминает жестокого руководителя, заинтересованного только в прибыли. Когда немецкие полицейские врываются в лагерь ABC и на некоторое время прерывают программу, он защищает своих сотрудников, но затем отказывается подчиняться и продолжает трансляцию.

Фильм «5 сентября» использует трагические события мюнхенского теракта, чтобы подчеркнуть проблемы и сложности, с которыми сталкиваются журналисты и телевещатели. Основное внимание уделяется решениям, которые принимает команда ABC. Иногда стремление к успеху или его предвкушение заставляют их действовать необдуманно, как это происходит с Джеффри несколько часов спустя.

Как смелое решение Джеффри Мейсона в конечном итоге обернулось против него?

В финальной стадии трагических событий террористы с заложниками покидают Олимпийскую деревню. Их сначала перевозят в командном автобусе, а затем немецкая полиция организует их транспортировку на вертолетах в ближайший аэропорт.

На первый взгляд может показаться, что власти уступили требованиям террористов и позволили им покинуть страну, вероятно, направляясь в Египет вместе с заложниками. Однако на самом деле полиция пыталась переместить конфликт в более удалённое место, подальше от густонаселённого района Олимпийской деревни в центре Мюнхена. Их целью было выбрать более уединённую локацию, где риск случайных жертв был бы минимален.

После того как террористы прибыли на военный аэродром, между ними и полицейскими начинается перестрелка. Все новостные каналы отправляют своих корреспондентов на место событий, чтобы освещать происходящее.

В это время Марианна получает информацию, что террористы убиты, а девять заложников освобождены. Она передает эту новость Джеффри, который пытается проверить информацию, но надежные источники ABC на месте не могут подтвердить её.

Несмотря на это, репортеры настаивают, чтобы новость не попадала в эфир. Однако когда немецкий канал ZDF сообщает о событиях, Джеффри решает последовать их примеру и поделиться новостью с миром.

Изначально это решение кажется правильным. Все чувствуют облегчение, считая, что кризис завершён, и начинают ожидать награды за свою работу. Однако вскоре открывается ужасная истина: террористы убили всех заложников до того, как были застрелены полицией.

В перестрелке погиб и один полицейский. Осознание того, что ABC распространил неподтвержденную информацию, циркулировавшую в районе аэропорта, усугубляет ситуацию.

В предпоследней части фильма Джеффри Мейсон выглядит героем, пока его решение не приводит к катастрофическим последствиям для всей команды. «5 сентября» становится рассказом о чрезмерных амбициях и важности самоконтроля, особенно в журналистике.

В поисках сенсационных новостей Джеффри забывает о жертвах, а в финале фильма, глядя на их фотографии, он лишь с мрачным выражением лица осознает свою ошибку.

Но такая уж судьба людей этой профессии — готовиться к следующему дню, когда ABC будет транслировать поминальную службу. Драматизм ситуации в том, что, оказавшись в гонке за быстрыми новостями, Джеффри Мейсон не может остановиться, несмотря на все трагические последствия.

Читайте также:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!