Рецензия и отзывы на сериал «Хроники русской революции»

В онлайн-кинотеатре Okko по подпискам «Премиум» и START доступен многосерийный фильм Андрея Кончаловского — «Хроники русской революции», созданный режиссёром, известным по ленте «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Сюжет масштабного исторического проекта охватывает события с 1905 по 1924 год, включая переломные моменты Октябрьской революции. Рассказываем, каким получилось новое творение мэтра отечественного кино.

По словам самого Андрея Кончаловского, «Хроники русской революции» стали самым масштабным и трудоёмким проектом его карьеры. Режиссёр подошёл к работе с предельным вниманием к деталям. В интервью он отмечал, что при подготовке перечитал свыше 500 исторических трудов, стремясь к абсолютной точности даже в мелочах. Съёмки сериала длились почти год — с сентября 2022-го по август 2023-го, а премьера изначально планировалась на 2024 год, приуроченный к столетию первой Конституции СССР.
К теме Октябрьской революции обращались многие выдающиеся режиссёры разных эпох. Уже в 1918 году Дзига Вертов собрал из хроникальных материалов фильм «Годовщина революции». В 1927-м, к десятилетию восстания, на экраны вышли сразу три идеологически значимых картины: «Октябрь» Сергея Эйзенштейна, «Москва в октябре» Бориса Барнета и «Конец Санкт-Петербурга» Всеволода Пудовкина и Михаила Доллера. Через десять лет Михаил Ромм и Дмитрий Васильев сняли «Ленина в октябре». Интерес к революционной тематике не угас и в XXI веке: в 2008 году вышел масштабный исторический фильм Андрея Кравчука «Адмиралъ» с Константином Хабенским, Сергеем Безруковым и Елизаветой Боярской в главных ролях, а к столетию революции, в 2017-м, зрителям представили докудраму Павла Тупика «Подлинная история русской революции».

Новый сериал Кончаловского также выделяется сильным актёрским составом. В проекте приняли участие Юра Борисов, Юлия Высоцкая — актриса и телеведущая, а также супруга режиссёра, Евгений Ткачук, Никита Ефремов, Ольга Лерман и другие. Несмотря на большое количество персонажей, особое внимание привлекают линии героев Борисова и Ткачука. Первый, примерив накладные усы и парик, сыграл вымышленного подполковника Прохорова, тогда как Ткачук воплотил образ Владимира Ленина. Пока герой Борисова сражается с английскими шпионами, прибывшими убить Распутина (его играет Максим Колесниченко), и служит монархии, будущий лидер революции вынужден скрываться за границей.

Кончаловский подробно показывает ключевые события, предшествующие Октябрьской революции — от экономического кризиса после Русско-японской войны до эмиграции Ленина в Лондон и его возвращения в Россию. Кажется, режиссёр действительно проделал колоссальную исследовательскую работу и теперь старается уместить собранные знания в шестнадцать часовых серий. В кадре появляются многие знаковые исторические фигуры: молодой Максим Горький (Евгений Смирнов), Матильда Кшесинская (Ольга Лерман), Феликс Юсупов (Севастьян Смышников) со своими известными перевоплощениями и юный Иосиф Сталин (Тимофей Окроев). Поскольку действие охватывает двадцать лет, число сюжетных линий и персонажей постоянно увеличивается. В итоге разобраться в происходящем и запомнить всех участников без хорошего знания истории становится почти невозможно.

Несмотря на сильный актёрский состав и тщательную подготовку, сериал зачастую напоминает традиционный телевизионный проект в его наименее удачном исполнении. Диалоги нередко сводятся к лозунгам — вроде «Революция не продаётся» или «Россия станет достойной державой», — а в центре каждой сюжетной линии непременно оказывается любовная интрига. Если в случае Ленина подобные сюжетные мотивы имеют историческую основу, то романтические эпизоды, связанные с подполковником Прохоровым, выглядят натянутыми. Герой одновременно увлечён революционеркой и балериной — потенциально интересный конфликт, который мог бы подчеркнуть внутренние противоречия персонажа, однако пока его идеологическая позиция остаётся однозначной.
«Хроники русской революции» демонстрируют, что крупный бюджет и громкие имена не всегда гарантируют выдающийся результат. Масштабная драма Кончаловского пока скорее утомляет, чем захватывает, и надежд на перемены к лучшему, похоже, немного.

Даже при впечатляющем актёрском составе сериал производит впечатление устаревшего телевизионного продукта: повествование растянуто, реплики звучат декларативно, а следить за множеством героев и их судьбами нелегко. Не спасает ситуацию даже Юра Борисов, мастерски перевоплотившийся в своего героя.

По словам самого Андрея Кончаловского, «Хроники русской революции» стали самым масштабным и трудоёмким проектом его карьеры. Режиссёр подошёл к работе с предельным вниманием к деталям. В интервью он отмечал, что при подготовке перечитал свыше 500 исторических трудов, стремясь к абсолютной точности даже в мелочах. Съёмки сериала длились почти год — с сентября 2022-го по август 2023-го, а премьера изначально планировалась на 2024 год, приуроченный к столетию первой Конституции СССР.
К теме Октябрьской революции обращались многие выдающиеся режиссёры разных эпох. Уже в 1918 году Дзига Вертов собрал из хроникальных материалов фильм «Годовщина революции». В 1927-м, к десятилетию восстания, на экраны вышли сразу три идеологически значимых картины: «Октябрь» Сергея Эйзенштейна, «Москва в октябре» Бориса Барнета и «Конец Санкт-Петербурга» Всеволода Пудовкина и Михаила Доллера. Через десять лет Михаил Ромм и Дмитрий Васильев сняли «Ленина в октябре». Интерес к революционной тематике не угас и в XXI веке: в 2008 году вышел масштабный исторический фильм Андрея Кравчука «Адмиралъ» с Константином Хабенским, Сергеем Безруковым и Елизаветой Боярской в главных ролях, а к столетию революции, в 2017-м, зрителям представили докудраму Павла Тупика «Подлинная история русской революции».

Новый сериал Кончаловского также выделяется сильным актёрским составом. В проекте приняли участие Юра Борисов, Юлия Высоцкая — актриса и телеведущая, а также супруга режиссёра, Евгений Ткачук, Никита Ефремов, Ольга Лерман и другие. Несмотря на большое количество персонажей, особое внимание привлекают линии героев Борисова и Ткачука. Первый, примерив накладные усы и парик, сыграл вымышленного подполковника Прохорова, тогда как Ткачук воплотил образ Владимира Ленина. Пока герой Борисова сражается с английскими шпионами, прибывшими убить Распутина (его играет Максим Колесниченко), и служит монархии, будущий лидер революции вынужден скрываться за границей.

Кончаловский подробно показывает ключевые события, предшествующие Октябрьской революции — от экономического кризиса после Русско-японской войны до эмиграции Ленина в Лондон и его возвращения в Россию. Кажется, режиссёр действительно проделал колоссальную исследовательскую работу и теперь старается уместить собранные знания в шестнадцать часовых серий. В кадре появляются многие знаковые исторические фигуры: молодой Максим Горький (Евгений Смирнов), Матильда Кшесинская (Ольга Лерман), Феликс Юсупов (Севастьян Смышников) со своими известными перевоплощениями и юный Иосиф Сталин (Тимофей Окроев). Поскольку действие охватывает двадцать лет, число сюжетных линий и персонажей постоянно увеличивается. В итоге разобраться в происходящем и запомнить всех участников без хорошего знания истории становится почти невозможно.

Несмотря на сильный актёрский состав и тщательную подготовку, сериал зачастую напоминает традиционный телевизионный проект в его наименее удачном исполнении. Диалоги нередко сводятся к лозунгам — вроде «Революция не продаётся» или «Россия станет достойной державой», — а в центре каждой сюжетной линии непременно оказывается любовная интрига. Если в случае Ленина подобные сюжетные мотивы имеют историческую основу, то романтические эпизоды, связанные с подполковником Прохоровым, выглядят натянутыми. Герой одновременно увлечён революционеркой и балериной — потенциально интересный конфликт, который мог бы подчеркнуть внутренние противоречия персонажа, однако пока его идеологическая позиция остаётся однозначной.
«Хроники русской революции» демонстрируют, что крупный бюджет и громкие имена не всегда гарантируют выдающийся результат. Масштабная драма Кончаловского пока скорее утомляет, чем захватывает, и надежд на перемены к лучшему, похоже, немного.

Даже при впечатляющем актёрском составе сериал производит впечатление устаревшего телевизионного продукта: повествование растянуто, реплики звучат декларативно, а следить за множеством героев и их судьбами нелегко. Не спасает ситуацию даже Юра Борисов, мастерски перевоплотившийся в своего героя.
Читайте также:

«Хроники русской революции» - 1 сезон: дата выхода новых серий
Многосерийная драма «Хроники русской революции» — это масштабный проект режиссёра Андрея Кончаловского, охватывающий один из самых бурных и противоречивых периодов в истории России. События сериала

«Лихие» - 1 сезон: дата выхода новых серий
Какими были 90-е годы в провинциях России? Сильно ли они отличались от образов, которые нам показывают в популярных фильмах? Узнать ответ можно будет после премьеры криминальной драмы «Лихие» на

«Игра в кальмара» - 2 сезон: почему Капитан Пак оказался предателем?
В новом сезоне «Игры в кальмара» происходит неожиданный поворот. Капитан Пак, который, казалось бы, помогает Чон Хо в поисках Ки Хуна и места проведения игр, оказывается предателем. Во втором сезоне

Будет ли 4 сезон сериала «Основание»? - всё, что известно
За день до выхода финальной серии третьего сезона стриминговый сервис Apple TV+ официально подтвердил продление масштабного научно-фантастического сериала «Основание» на четвёртый сезон. Решение о
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!