Создать акаунт
GeekPlanet.ru » Рецензии на сериалы » Рецензия и отзывы на сериал «М. Сын века»

Рецензия и отзывы на сериал «М. Сын века»

16 сен 2025, 13:49
Рецензии на сериалы
61
0
Рецензия и отзывы на сериал «М. Сын века»
После окончания Первой мировой войны главный редактор издания Il Popolo d'Italia Бенито Муссолини (Лука Маринелли) разочаровывается в социалистическом движении и начинает искать возможность возглавить новую политическую силу, способную завоевать влияние в стране. В стремлении найти союзников он отправляется в Фиуме (сегодня — хорватская Риека), где власть удерживает поэт и военный лётчик Габриеле д’Аннунцио (Паоло Пьеробон). Однако тот не намерен возвращаться в Италию, и амбициозный журналист остаётся ни с чем. Вернувшись в Милан, Муссолини активно выступает на митингах и формирует организацию «Итальянский союз борьбы», в которую входят фронтовики, маргиналы и люди сомнительной репутации. Новое движение быстро становится известным своей жестокостью по отношению к политическим оппонентам, а его лидер вскоре получает депутатское кресло.


Премьера итальянского сериала состоялась на Венецианском кинофестивале прошлого года. Над сценарием работали Стефано Бисес («НольНольНоль», «Новый Папа») и Давиде Серино («Сквозь Альпы», «Карем: Повар королей»). Постановкой всех эпизодов занимался британский режиссёр Джо Райт, известный фильмами «Анна Каренина», «Искупление» и «Гордость и предубеждение». Практически все самые заметные работы Райта представляют собой адаптации литературных источников, и «М. Сын века» продолжает эту традицию. Основа сценария — роман Антонио Скурати 2018 года, удостоенный итальянской литературной премии «Стрега». Книга стала началом задуманной автором тетралогии о Муссолини; вторая часть — «М. Человек провидения» — вышла в 2020-м, поэтому сериал с высокой вероятностью получит продолжение.


И название, и концепция произведения отсылают к книге Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века», где описывается кризис и разочарование французского общества после наполеоновских войн. Не случайно действие сериала начинается именно в послевоенный период: фашизм рождается в атмосфере всеобщего упадка, на фоне политического вакуума и национального разочарования. Именно в таких условиях и появляется новая радикальная идеология.

Создатели сознательно опускают юность и ранние годы Муссолини, начиная повествование с переломного момента его карьеры. В прологе же зрителю сразу показывают трагический финал: 1945 год, диктатор убит итальянскими партизанами у озера Комо, а его изуродованное тело выставлено на площади в Милане. Эти кадры сопровождает голос самого Муссолини, произносящего слова о предательстве народа и о том, что история иногда требует простых лозунгов, способных объединить нацию.


«М. Сын века» охватывает период жизни Муссолини с 1919 по 1925 год, показывая не только его стремительное продвижение в политике, но и личные тайны. В то время он живёт со своей супругой Ракеле (Бенедетта Чиматти) и тремя детьми в небольшой миланской квартире, параллельно поддерживает роман с ближайшей союзницей Маргеритой (Барбара Кикьярелли) и при этом не отказывает себе в многочисленных интрижках. Для него ложь, лицемерие и умение лавировать в непредсказуемых обстоятельствах становятся естественной частью жизни.

Путь от редактора малозначительной газеты до главы правительства он проходит вместе с Чезаре Росси (Франческо Руссо). Их союз напоминает тандем Дон Кихота и Санчо Пансы, только «битвы» происходят не с воображаемыми врагами, а с политическими соперниками. При этом остаётся вопрос: руководствуется ли Муссолини хоть какими-то моральными принципами и сможет ли сохранить верность другу, когда это перестанет быть выгодным.


Несмотря на мрачный и жестокий исторический контекст, сериал неожиданно насыщен ироничными элементами. Луку Маринелли, известного по «Мартину Идену» Пьетро Марчелло, зрители видят здесь в образе харизматичного, но внешне далёкого от идеала диктатора — с залысинами, округлыми чертами и нарочито театральными жестами. Его герой обращается к публике, комментирует происходящее, гримасничает и словно осознаёт, что сам стал персонажем в художественном произведении. В этой манере есть что-то общее с «Дрянью»: ломка четвёртой стены и ироничные вставки помогают зрителям переключиться и не погрузиться полностью в атмосферу жестокости и надвигающегося торжества фашизма. Спорить можно о том, насколько оправдан подобный художественный приём, но в первых сериях он явно работает — Муссолини предстает как трикстер, который неожиданно способен даже вызвать симпатию.


Визуально «М. Сын века» производит сильное впечатление: это масштабный авторский проект, далекий от привычных форматов телевизионных драм. Джо Райт сочетает игровые сцены с хроникальными вставками, нередко совмещая документальные кадры с художественными. Так, герой может ехать в автомобиле, а за окном мелькают подлинные чёрно-белые кадры толпы. Динамичный монтаж, постоянные смены ракурсов и круговые движения камеры создают ощущение вовлечённости и хаоса. Подобно тому, как Стивен Содерберг в «Больнице Никербокер» использовал современную музыку в историческом контексте, Райт сопровождает действие энергичной электроникой. Автором саундтрека стал Том Роулэндс из The Chemical Brothers. Благодаря такому подходу сериал сохраняет высокую напряжённость и ни на минуту не становится размеренным или монотонным.

Читайте также:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!