Создать акаунт
GeekPlanet.ru » Рецензии на фильмы » Рецензия на фильм «Орудия»

Рецензия на фильм «Орудия»

11 авг 2025, 21:38
Рецензии на фильмы
9
0
Рецензия на фильм «Орудия»
В одном из спокойных пригородов США, ровно в 2:17 ночи, 17 детей одновременно покинули свои дома и исчезли без следа. Лишь один — восемнадцатый, по имени Алекс, одноклассник пропавших, — наутро спокойно явился в школу, как будто ничего не произошло. Подозрения почти сразу пали на их учительницу, Жюстин Ганди (Джулия Гарнер). Город быстро настроился против неё, но полиция не смогла найти ни малейшего доказательства её вины. Спустя месяц безуспешных поисков расследование заморозили, и тогда Жюстин решила заняться поиском истины самостоятельно. Дальнейшие подробности лучше не раскрывать — в «Орудиях» хватает неожиданных поворотов.


Картина моментально стала онлайн-феноменом: стартовала со 100% «свежестью» на Rotten Tomatoes и собрала восторженные рецензии критиков, подняв планку ожиданий очень высоко. Судя по результатам первого уикенда, ажиотаж оказался оправданным, хотя в сети тут же разгорелась дискуссия: действительно ли этот вариант «элевейтед-хоррора» заслуживает столько похвал, если в нём нет ни мрачных философских аллегорий, ни подчеркнутого драматизма? В последние годы жанр активно обращается к теме личной травмы («Улыбка», «Одержимая», «Верни её из мёртвых», «Реинкарнация» и многие другие). При желании и здесь можно усмотреть размышления о горе и утрате или аллюзии на школьные трагедии, а можно — насмешку над бездействием полиции и равнодушием общества перед лицом угрозы. Погружённые в бесконечный поток тревожных новостей, мы настолько притупились к чужой беде, что всё чаще просто наблюдаем, не вмешиваясь, даже если беда рядом.


В отличие от многих современных хорроров, «Орудия» не нагружают зрителя тяжёлой социальной повесткой или прямыми рассуждениями о психическом здоровье. Они цепляют динамичным, чётко выстроенным сюжетом, который заставляет зал то хохотать, то синхронно вздрагивать. История начинается и заканчивается голосом ребёнка, создавая эффект страшной сказки. Креггер не тратит время на долгие экспозиции — характеры героев и их прошлое становятся понятны уже в первых сценах. Откуда взялось зло? Это вторично — важнее, как с ним будут бороться.


Как и в случае с предыдущей работой Креггера — «Варваром», промо-материалы «Орудий» умышленно обходили стороной ключевые сюжетные детали. Эффект неожиданности строится на постепенном погружении в детективную интригу: зритель никогда не может предугадать, что ждёт за следующим поворотом истории. Камера часто движется в унисон с персонажами, давая возможность буквально смотреть их глазами и исследовать пространство шаг за шагом. Такой приём то доводит до замирания сердца, то вызывает смех в зале. Сюжет подан через призму шести героев, и каждая новая глава дополняет картину происходящего; чем ближе к развязке, тем сильнее нарастает напряжение. Каждая часть отличается по настроению — от тревоги и саспенса до комедии и трагедии, — а к финалу эти эмоции обрушиваются одновременно, напоминая эффект от экстремального аттракциона. Неудивительно, что в интернете фильм быстро получил волну восторгов: такие эмоциональные перепады редко оставляют зрителей равнодушными, а веселиться в зале удаётся не каждому хоррору.


Некоторые критики уже проводят параллели с «Собирателем душ» — и не в пользу последнего. Кажется, Креггер сумел сделать то, что Оз Перкинс лишь планировал. Оба фильма работают с гнетущей атмосферой американской окраины, в которой обитает мистическое зло с оттенком абсурдного. Но у Перкинса многие задумки не сработали: персонаж Николаса Кейджа оказался куда менее пугающим, чем обещала реклама, а юмористические элементы быстро гасли под тяжестью чрезмерной серьёзности, в итоге трейлер оказался ярче финальной картины. Креггер же, имея опыт в комедийном жанре, умело иронизирует над клише, при этом поручая одному герою роль «комического клапана». Главный антагонист «Орудий» (без спойлеров!) пугает своей повседневностью — тем, что страшные события происходят прямо на виду. Именно эта будничная жуткость делает каждое его появление по-настоящему тревожным… и порой неловко смешным. Возможно, Перкинсу стоит присмотреться к современным образцам жанра, чтобы уловить, как они сегодня работают.


В финальных титрах Креггер отдельно благодарит Дэвида Финчера, который выступил в роли наставника. По словам режиссёра, без участия Финчера «Орудия» выглядели бы иначе: он помог советами по монтажу и структурированию нелинейного повествования — одной из сильнейших сторон картины. История, кажущаяся простой на первый взгляд, постепенно раскрывается новыми гранями: она способна шокировать, пугать, смешить и держать в напряжении на протяжении двух часов. При этом эффект фильма не сводится лишь к неожиданным сюжетным виражам — при повторном просмотре можно заметить детали, ускользнувшие в первый раз. Иногда кино способно работать и без глубоких скрытых смыслов, зашифрованных в кадрах: им можно наслаждаться просто как увлекательным зрелищем.

Читайте также:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!