Создать акаунт
GeekPlanet.ru » Рецензии на фильмы » Рецензия на фильм «Стеклодув»

Рецензия на фильм «Стеклодув»

03 фев 2025, 02:23
Рецензии на фильмы
26
0
Рецензия на фильм «Стеклодув»
В самом центре Уотерфронта уже многие годы функционирует мастерская Томаса Оливера — стекольщика с добрым характером. Когда-то его отец открыл дверь девушке, которая стала первым человеком, способным работать с раскалённым стеклом. Томас вскоре влюбился в неё, а спустя некоторое время у них родился сын, которого они назвали Винсент. Однако здоровье матери было слабым, и её преждевременная смерть оставила Томаса единственным опекуном мальчика. Стекольщик решил, что должен воспитать достойного преемника, но вскоре город охватила война, а вместе с ней пришли и солдаты. Томас, как пацифист, выражает своё недовольство, презирая тех, кто берёт в руки оружие. Винсент воспитывался в этом духе, пока, познакомившись с дочерью полковника Аллиз, не столкнулся с новой реальностью, меняющей его взгляд на мир.


Может быть, взглянув на постер, вы сразу подумали, что это японская анимация. Вряд ли это случайность, ведь режиссёр «Стеклодува» Усман Риаз с детства увлекается аниме, особенно работами Хаяо Миядзаки и Studio Ghibli. Идея фильма пришла к Риазу ещё в 2014 году, однако в Пакистане не было студий, занимающихся 2D-анимацией. Чтобы воплотить свою мечту, Усман с женой Мариам и двоюродным братом Хизером собрали средства и открыли собственную студию, которую назвали Mano Animation Studios — в честь кошки Усмана, хотя позже он понял, что слово «mano» по-испански означает «рука», что он счёл символичным для своего творческого подхода. «Стеклодув» стал первым пакистанским полнометражным 2D-анимированным фильмом.


Уотерфронт — вымышленный город, но он напоминает Пакистан из детства Риаза, который пережил войны и военные конфликты, обострившиеся после 11 сентября 2001 года. В его родном Карачи были постоянные учения, воздушные тревоги, комендантский час и блокпосты. Несмотря на это, Риаз старался не позволить страху управлять его жизнью и продолжал искать вдохновение в мире кино, музыки и театра.


Мультфильм содержит немало личных моментов из жизни режиссёра. Например, персонаж Аллиз основан на бабушке Риаза, дочери полковника. Однако в первую очередь «Стеклодув» — это история самого Риаза, его размышления о пацифизме в условиях войны. Может ли человек, отвергающий насилие, стать частью армии, если его мир рушится? Или он должен продолжать своё дело — писать, играть на скрипке, создавать стеклянные фигурки? Томас не может смириться с мыслью, что его действия могут привести к гибели людей, даже если они стремятся захватить его город. Аллиз, талантливая скрипачка, напоминает, что Винсент может заниматься своим любимым делом только благодаря тем, кто защищает его покой. Полковник Амаро видит в армии не инструмент разрушения, а способ защитить семью от тех, кого он считает врагами. Винсент, окружённый миром искусства, долго не осознаёт, как близка к нему война.


Риаз не принимает чью-то сторону. Он показывает, что каждый, вовлечённый в конфликт, страдает по-своему. Мультфильм рассказывает сложную историю, многослойно переключаясь между прошлым и настоящим, при этом обогащая сюжет деталями, которые становятся подсказками, и не забывает уделять внимание процессу создания стеклянных произведений — моменты, наполненные особой магией. Это история о том, как внешний мир влияет на жизни простых людей, заставляя их принимать непростые решения.


В «Рыбке Поньо на утесе» Миядзаки важным персонажем является само море, которое порой превращается в огромную синюю рыбу. В «Стеклодуве» роль такого персонажа играет песок, который Томас и Винсент используют для создания стеклянных фигурок. Здесь же, рядом с водой, появляется джинн, который с самого детства был спутником Винсента. Его появление напоминает нам о волшебных существ, которых можно встретить в фильмах Миядзаки. Джинн не просто видение — он играет важную роль в сюжете, особенно ближе к финалу, когда реальность и магия начинают переплетаться.


Финал фильма можно считать рисковым: некоторым зрителям может показаться, что Риаз слишком утрировал эмоции, а затем размыто завершил историю, оставив её без ясных ответов. «Стеклодув» действительно не даёт однозначных решений, предлагая зрителям самим выбирать, как интерпретировать события. Винсент и Аллиз остаются в мире стеклянных фигур, роз, пепла, музыки, яркого стекла и писем, которые так и не были прочитаны. Но кто сказал, что на этом история заканчивается?

Читайте также:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!