Создать акаунт
GeekPlanet.ru » Новости фильмов » Что нужно знать перед просмотром фильма «Трон: Арес»?

Что нужно знать перед просмотром фильма «Трон: Арес»?

10 окт 2025, 14:24
Новости фильмов
0
0
Что нужно знать перед просмотром фильма «Трон: Арес»?
Спустя пятнадцать лет после выхода «Трона: Наследие» и сорок три года после премьеры оригинальной картины нас снова приглашают вернуться в Систему. Сегодня на экраны выходит новый фильм франшизы — «Трон: Арес». И поскольку между частями прошло немало времени, самое время освежить память и вспомнить, с чего все начиналось.

Конечно, вы можете сами пересмотреть первые два фильма (и это вполне разумный вариант), но я решил сделать это за вас. Кратко разберем основные события, персонажей и законы этого цифрового мира — без лишней информации и перегрузки мозга, чтобы вы встретили «Ареса» во всеоружии… хотя звучит это немного двусмысленно. В общем, встречайте рубрику «Что стоит знать перед просмотром».

С чего все началось

Идея «Трона» появилась у аниматора Стивена Лисбергера в 1976 году — после того, как он увидел рекламу компании MAGI и познакомился с легендарной игрой Pong. Именно тогда ему пришла мысль: «А что, если представить мир, где компьютерные программы обладают собственной личностью, а не просто набором команд?». В этом замысле, кстати, чувствуется легкий отголосок «Алисы в стране чудес».

Чтобы воплотить идею, Лисбергер со своей командой создал короткий, 30-секундный анимационный ролик. После этого проектом заинтересовалась одна известная студия с логотипом в виде мыши и согласилась профинансировать фильм. Премьера состоялась в 1982 году. Картина не стала крупным кассовым успехом, но получила признание в профессиональной среде — её номинировали на «Оскар» за «лучший дизайн костюмов» и «лучший звук». Однако в категории «лучшие визуальные эффекты» фильм дисквалифицировали.


Причина звучала абсурдно: Академия посчитала использование компьютерной графики нечестным приемом. Иронично, ведь именно «Трон» во многом определил будущее визуальных технологий в кино. Несмотря на спорные оценки, зрителей впечатлили визуальные новшества и сама идея — мир, где программы живут, мыслят и взаимодействуют, как люди.

Со временем «Трон» превратился в целую медиа-вселенную: три фильма, анимационный сериал, видеоигры, комиксы и множество других проектов. Эта франшиза стала символом эпохи, когда компьютеры воспринимались как нечто загадочное и вдохновляющее, а графика — не просто эффектом, а частью художественного языка.

Как устроена вселенная «Трона»

События первых двух фильмов в основном происходят внутри так называемой Системы (или Сети) — виртуального пространства, существующего в недрах компьютерных сетей. Это целая цифровая вселенная, населённая программами, которые имеют облик людей. У каждой программы есть свой Пользователь — человек из реального мира, создавший её с определённой целью.

Со временем в этом мире появляются и другие обитатели — Изоморфы (или ИЗО). Внешне они не отличаются от обычных программ, но их главное отличие в том, что они возникли самостоятельно, без участия Пользователей. Можно сказать, это «естественные дети» Системы, результат её внутренней эволюции.

Визуально различить программы можно по цвету их подсветки — как на костюмах, так и на технике. У свободных, «чистых» программ обычно холодные оттенки — голубой, белый, серебристый. У «перепрограммированных» или подвластных тирании — агрессивные, тёплые тона: красный, оранжевый или жёлтый.


Каждое цифровое существо в Системе носит диск — устройство, содержащее всю информацию о владельце: память, исходный код, личность и способности. Эти диски служат не только хранилищем данных, но и оружием — ими можно защищаться и атаковать. Внутри Системы также существуют арены, где проходят поединки между программами — от дуэлей на дисках до знаменитых гонок на светоциклах, напоминающих футуристическую версию игры «Змейка».

В реальном мире важное место занимает корпорация ENCOM — технологический гигант, занимающийся разработкой программного обеспечения, кибербезопасностью и экспериментами с новыми технологиями. Среди их достижений — проект по оцифровке материи, позволяющий преобразовать человека в цифровой код и переместить его внутрь самой Системы.

О чём рассказывают фильмы

Первая часть «Трона» знакомит нас с талантливым программистом Кевином Флинном (в исполнении Джеффа Бриджеса). Он пытается доказать, что его начальник, Эдвард Диллинджер, присвоил себе результаты его работы, благодаря чему сделал карьеру в компании ENCOM. В процессе взлома корпоративной системы Флинн неожиданно оказывается внутри виртуального мира — Системы. Здесь власть захватил искусственный интеллект MCP (Master Control Program), управляющий всеми программами как тиран и заставляющий их участвовать в гладиаторских боях, чтобы сломить веру в своих Пользователей.

Изначально MCP создавался как обычный инструмент для управления сетью, но со временем развил собственное сознание, стал амбициозным и начал поглощать другие программы, включая правительственные.

Флинн объединяется с программой Трон — защитным протоколом, разработанным его другом Аланом Брэдли. Вместе они борются против MCP, чтобы освободить цифровой мир. После победы истина о плагиате становится известна, MCP уничтожен, а Флинн занимает место главы ENCOM.


События фильма «Трон: Наследие» происходят почти три десятилетия спустя. Кевин Флинн бесследно исчез, оставив после себя сына Сэма (Гаррет Хедлунд), который унаследовал корпорацию. Повзрослев, Сэм случайно находит скрытую лабораторию отца и через терминал попадает в обновлённую Систему.

Там он узнаёт, что Кевин когда-то создал новый идеальный цифровой мир и поручил управлять им программе Клу — своей собственной копии, созданной для поддержания порядка. Вместе с ним в новую Систему был перенесён и Трон, выполняющий функции её защитника.


Однако Клу буквально воспринял приказ создать совершенный мир: он устроил переворот, уничтожил Изоморфов — программы, возникшие естественным путём, — и сверг своего создателя, став диктатором. Трон оказался перепрограммирован и превратился в личного воина Клу.

Сэму помогает Кворра (Оливия Уайлд), последняя выжившая Изоморф. С её помощью он находит отца, который объясняет, что не может покинуть Систему — иначе откроется путь и для Клу, что станет угрозой для реального мира.

В финале Сэм и Кворра отправляются к порталу, чтобы сбежать, а Клу устраивает им погоню. Трон, восстановив память, жертвует собой ради их спасения. У выхода Кевин объединяет себя с Клу, уничтожая обоих, а Сэму и Кворре удаётся вернуться в реальный мир. Так Кворра становится первой цифровой сущностью, перешедшей в физическую реальность.


После выхода «Наследия» студия представила мультсериал «Трон: Восстание», который служил связующим звеном между событиями первой и второй частей. К сожалению, проект закрыли после первого сезона, и это до сих пор считается одной из самых обидных потерь для фанатов франшизы. С художественной стороны сериал выглядел впечатляюще: визуальный стиль сочетал неоновый минимализм с архитектурными и технологическими мотивами Сида Мида, а музыка, написанная Джозефом Трапанезе (сотрудничавшим с Daft Punk над «Наследием»), добавляла атмосферного электронного шика.

В это время Disney проводил реструктуризацию канала Disney XD, сосредотачиваясь на проектах с большим коммерческим потенциалом. «Восстание», несмотря на высокое качество и зрелую подачу, оказалось слишком взрослым для детской аудитории и слишком нишевым для массового зрителя.


Сюжет сериала разворачивается в Системе в период правления Клу, когда Трон считается погибшим. Главный герой — молодой механик Бек, который неожиданно встречает легендарного Трона. Вопреки слухам, Трон жив, и Бек становится его учеником, осваивая боевые навыки и принципы сопротивления. В процессе обучения Бек превращается в нового «Трона», символ надежды и свободы для жителей Системы.

Первоначально сериал задумывался как часть расширенной вселенной, и сценаристы рассчитывали, что Бек появится и в полнометражных фильмах, например, в «Аресе». Однако этого так и не произошло.

Чего ожидать от третьего «Трона»

Корпорация ENCOM снова оказывается в центре событий. На этот раз наследник Эда Диллинджера, Джулиан Диллинджер (Эван Питерс), создаёт «солдат» с помощью технологий Системы, способных материализоваться в реальном мире. Пока эти эксперименты нестабильны, а ситуация усложняется появлением программы «Арес» (Джаред Лето), которая начинает сомневаться в истинной цели своей миссии.

Кроме Питерса и Лето, в фильме снимаются: Джиллиан Андерсон (Элизабет Диллинджер, мать Джулиана), Грета Ли (исполнительный директор ENCOM), Джоди Тёрнер-Смит (программа Афина) и сам Джефф Бриджес. Его появление скорее служит данью уважения оригиналу — почти камео, обеспечивающее связь с предыдущими фильмами, чем реально движущей сюжетной силой.


На данный момент фильм имеет 54% положительных отзывов по 72 обзорам, что оставляет смешанные впечатления. Критики отмечают визуальный ряд, дизайн, атмосферу, саундтрек от Nine Inch Nails и смелые идеи, которые пытается раскрыть картина. В то же время критикуют перегруженность экспозицией, слабое раскрытие персонажей (особенно второстепенных) и недостаток «человеческих моментов». Всё же есть надежда, что обычным зрителям фильм придётся по вкусу и откроет новую страницу во франшизе научной фантастики.

Ведь именно эту вселенную полюбили не за сюжет, а за то, как она меняла наше восприятие будущего. «Наследие» подарило взрослым красивую ностальгию, а новым зрителям — чистый ритм эпохи: электронный, неоновый, мерцающий, словно пульс нейросети. Фильмы «Трона» показывают, а не объясняют. И главное — они не боятся быть странными, что и делает их уникальными.

Читайте также:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!