Что нужно знать перед просмотром фильма «Трон: Арес»?

Спустя пятнадцать лет после выхода «Трона: Наследие» и сорок три года после премьеры оригинальной картины нас снова приглашают вернуться в Систему. Сегодня на экраны выходит новый фильм франшизы — «Трон: Арес». И поскольку между частями прошло немало времени, самое время освежить память и вспомнить, с чего все начиналось.
Конечно, вы можете сами пересмотреть первые два фильма (и это вполне разумный вариант), но я решил сделать это за вас. Кратко разберем основные события, персонажей и законы этого цифрового мира — без лишней информации и перегрузки мозга, чтобы вы встретили «Ареса» во всеоружии… хотя звучит это немного двусмысленно. В общем, встречайте рубрику «Что стоит знать перед просмотром».
Идея «Трона» появилась у аниматора Стивена Лисбергера в 1976 году — после того, как он увидел рекламу компании MAGI и познакомился с легендарной игрой Pong. Именно тогда ему пришла мысль: «А что, если представить мир, где компьютерные программы обладают собственной личностью, а не просто набором команд?». В этом замысле, кстати, чувствуется легкий отголосок «Алисы в стране чудес».
Чтобы воплотить идею, Лисбергер со своей командой создал короткий, 30-секундный анимационный ролик. После этого проектом заинтересовалась одна известная студия с логотипом в виде мыши и согласилась профинансировать фильм. Премьера состоялась в 1982 году. Картина не стала крупным кассовым успехом, но получила признание в профессиональной среде — её номинировали на «Оскар» за «лучший дизайн костюмов» и «лучший звук». Однако в категории «лучшие визуальные эффекты» фильм дисквалифицировали.

Причина звучала абсурдно: Академия посчитала использование компьютерной графики нечестным приемом. Иронично, ведь именно «Трон» во многом определил будущее визуальных технологий в кино. Несмотря на спорные оценки, зрителей впечатлили визуальные новшества и сама идея — мир, где программы живут, мыслят и взаимодействуют, как люди.
Со временем «Трон» превратился в целую медиа-вселенную: три фильма, анимационный сериал, видеоигры, комиксы и множество других проектов. Эта франшиза стала символом эпохи, когда компьютеры воспринимались как нечто загадочное и вдохновляющее, а графика — не просто эффектом, а частью художественного языка.
События первых двух фильмов в основном происходят внутри так называемой Системы (или Сети) — виртуального пространства, существующего в недрах компьютерных сетей. Это целая цифровая вселенная, населённая программами, которые имеют облик людей. У каждой программы есть свой Пользователь — человек из реального мира, создавший её с определённой целью.
Со временем в этом мире появляются и другие обитатели — Изоморфы (или ИЗО). Внешне они не отличаются от обычных программ, но их главное отличие в том, что они возникли самостоятельно, без участия Пользователей. Можно сказать, это «естественные дети» Системы, результат её внутренней эволюции.
Визуально различить программы можно по цвету их подсветки — как на костюмах, так и на технике. У свободных, «чистых» программ обычно холодные оттенки — голубой, белый, серебристый. У «перепрограммированных» или подвластных тирании — агрессивные, тёплые тона: красный, оранжевый или жёлтый.

Каждое цифровое существо в Системе носит диск — устройство, содержащее всю информацию о владельце: память, исходный код, личность и способности. Эти диски служат не только хранилищем данных, но и оружием — ими можно защищаться и атаковать. Внутри Системы также существуют арены, где проходят поединки между программами — от дуэлей на дисках до знаменитых гонок на светоциклах, напоминающих футуристическую версию игры «Змейка».
В реальном мире важное место занимает корпорация ENCOM — технологический гигант, занимающийся разработкой программного обеспечения, кибербезопасностью и экспериментами с новыми технологиями. Среди их достижений — проект по оцифровке материи, позволяющий преобразовать человека в цифровой код и переместить его внутрь самой Системы.
Первая часть «Трона» знакомит нас с талантливым программистом Кевином Флинном (в исполнении Джеффа Бриджеса). Он пытается доказать, что его начальник, Эдвард Диллинджер, присвоил себе результаты его работы, благодаря чему сделал карьеру в компании ENCOM. В процессе взлома корпоративной системы Флинн неожиданно оказывается внутри виртуального мира — Системы. Здесь власть захватил искусственный интеллект MCP (Master Control Program), управляющий всеми программами как тиран и заставляющий их участвовать в гладиаторских боях, чтобы сломить веру в своих Пользователей.
Изначально MCP создавался как обычный инструмент для управления сетью, но со временем развил собственное сознание, стал амбициозным и начал поглощать другие программы, включая правительственные.
Флинн объединяется с программой Трон — защитным протоколом, разработанным его другом Аланом Брэдли. Вместе они борются против MCP, чтобы освободить цифровой мир. После победы истина о плагиате становится известна, MCP уничтожен, а Флинн занимает место главы ENCOM.

События фильма «Трон: Наследие» происходят почти три десятилетия спустя. Кевин Флинн бесследно исчез, оставив после себя сына Сэма (Гаррет Хедлунд), который унаследовал корпорацию. Повзрослев, Сэм случайно находит скрытую лабораторию отца и через терминал попадает в обновлённую Систему.
Там он узнаёт, что Кевин когда-то создал новый идеальный цифровой мир и поручил управлять им программе Клу — своей собственной копии, созданной для поддержания порядка. Вместе с ним в новую Систему был перенесён и Трон, выполняющий функции её защитника.

Однако Клу буквально воспринял приказ создать совершенный мир: он устроил переворот, уничтожил Изоморфов — программы, возникшие естественным путём, — и сверг своего создателя, став диктатором. Трон оказался перепрограммирован и превратился в личного воина Клу.
Сэму помогает Кворра (Оливия Уайлд), последняя выжившая Изоморф. С её помощью он находит отца, который объясняет, что не может покинуть Систему — иначе откроется путь и для Клу, что станет угрозой для реального мира.
В финале Сэм и Кворра отправляются к порталу, чтобы сбежать, а Клу устраивает им погоню. Трон, восстановив память, жертвует собой ради их спасения. У выхода Кевин объединяет себя с Клу, уничтожая обоих, а Сэму и Кворре удаётся вернуться в реальный мир. Так Кворра становится первой цифровой сущностью, перешедшей в физическую реальность.

После выхода «Наследия» студия представила мультсериал «Трон: Восстание», который служил связующим звеном между событиями первой и второй частей. К сожалению, проект закрыли после первого сезона, и это до сих пор считается одной из самых обидных потерь для фанатов франшизы. С художественной стороны сериал выглядел впечатляюще: визуальный стиль сочетал неоновый минимализм с архитектурными и технологическими мотивами Сида Мида, а музыка, написанная Джозефом Трапанезе (сотрудничавшим с Daft Punk над «Наследием»), добавляла атмосферного электронного шика.
В это время Disney проводил реструктуризацию канала Disney XD, сосредотачиваясь на проектах с большим коммерческим потенциалом. «Восстание», несмотря на высокое качество и зрелую подачу, оказалось слишком взрослым для детской аудитории и слишком нишевым для массового зрителя.

Сюжет сериала разворачивается в Системе в период правления Клу, когда Трон считается погибшим. Главный герой — молодой механик Бек, который неожиданно встречает легендарного Трона. Вопреки слухам, Трон жив, и Бек становится его учеником, осваивая боевые навыки и принципы сопротивления. В процессе обучения Бек превращается в нового «Трона», символ надежды и свободы для жителей Системы.
Первоначально сериал задумывался как часть расширенной вселенной, и сценаристы рассчитывали, что Бек появится и в полнометражных фильмах, например, в «Аресе». Однако этого так и не произошло.
Корпорация ENCOM снова оказывается в центре событий. На этот раз наследник Эда Диллинджера, Джулиан Диллинджер (Эван Питерс), создаёт «солдат» с помощью технологий Системы, способных материализоваться в реальном мире. Пока эти эксперименты нестабильны, а ситуация усложняется появлением программы «Арес» (Джаред Лето), которая начинает сомневаться в истинной цели своей миссии.
Кроме Питерса и Лето, в фильме снимаются: Джиллиан Андерсон (Элизабет Диллинджер, мать Джулиана), Грета Ли (исполнительный директор ENCOM), Джоди Тёрнер-Смит (программа Афина) и сам Джефф Бриджес. Его появление скорее служит данью уважения оригиналу — почти камео, обеспечивающее связь с предыдущими фильмами, чем реально движущей сюжетной силой.

На данный момент фильм имеет 54% положительных отзывов по 72 обзорам, что оставляет смешанные впечатления. Критики отмечают визуальный ряд, дизайн, атмосферу, саундтрек от Nine Inch Nails и смелые идеи, которые пытается раскрыть картина. В то же время критикуют перегруженность экспозицией, слабое раскрытие персонажей (особенно второстепенных) и недостаток «человеческих моментов». Всё же есть надежда, что обычным зрителям фильм придётся по вкусу и откроет новую страницу во франшизе научной фантастики.
Ведь именно эту вселенную полюбили не за сюжет, а за то, как она меняла наше восприятие будущего. «Наследие» подарило взрослым красивую ностальгию, а новым зрителям — чистый ритм эпохи: электронный, неоновый, мерцающий, словно пульс нейросети. Фильмы «Трона» показывают, а не объясняют. И главное — они не боятся быть странными, что и делает их уникальными.
Конечно, вы можете сами пересмотреть первые два фильма (и это вполне разумный вариант), но я решил сделать это за вас. Кратко разберем основные события, персонажей и законы этого цифрового мира — без лишней информации и перегрузки мозга, чтобы вы встретили «Ареса» во всеоружии… хотя звучит это немного двусмысленно. В общем, встречайте рубрику «Что стоит знать перед просмотром».
С чего все началось

Чтобы воплотить идею, Лисбергер со своей командой создал короткий, 30-секундный анимационный ролик. После этого проектом заинтересовалась одна известная студия с логотипом в виде мыши и согласилась профинансировать фильм. Премьера состоялась в 1982 году. Картина не стала крупным кассовым успехом, но получила признание в профессиональной среде — её номинировали на «Оскар» за «лучший дизайн костюмов» и «лучший звук». Однако в категории «лучшие визуальные эффекты» фильм дисквалифицировали.

Причина звучала абсурдно: Академия посчитала использование компьютерной графики нечестным приемом. Иронично, ведь именно «Трон» во многом определил будущее визуальных технологий в кино. Несмотря на спорные оценки, зрителей впечатлили визуальные новшества и сама идея — мир, где программы живут, мыслят и взаимодействуют, как люди.
Со временем «Трон» превратился в целую медиа-вселенную: три фильма, анимационный сериал, видеоигры, комиксы и множество других проектов. Эта франшиза стала символом эпохи, когда компьютеры воспринимались как нечто загадочное и вдохновляющее, а графика — не просто эффектом, а частью художественного языка.
Как устроена вселенная «Трона»

Со временем в этом мире появляются и другие обитатели — Изоморфы (или ИЗО). Внешне они не отличаются от обычных программ, но их главное отличие в том, что они возникли самостоятельно, без участия Пользователей. Можно сказать, это «естественные дети» Системы, результат её внутренней эволюции.
Визуально различить программы можно по цвету их подсветки — как на костюмах, так и на технике. У свободных, «чистых» программ обычно холодные оттенки — голубой, белый, серебристый. У «перепрограммированных» или подвластных тирании — агрессивные, тёплые тона: красный, оранжевый или жёлтый.

Каждое цифровое существо в Системе носит диск — устройство, содержащее всю информацию о владельце: память, исходный код, личность и способности. Эти диски служат не только хранилищем данных, но и оружием — ими можно защищаться и атаковать. Внутри Системы также существуют арены, где проходят поединки между программами — от дуэлей на дисках до знаменитых гонок на светоциклах, напоминающих футуристическую версию игры «Змейка».
В реальном мире важное место занимает корпорация ENCOM — технологический гигант, занимающийся разработкой программного обеспечения, кибербезопасностью и экспериментами с новыми технологиями. Среди их достижений — проект по оцифровке материи, позволяющий преобразовать человека в цифровой код и переместить его внутрь самой Системы.
О чём рассказывают фильмы

Изначально MCP создавался как обычный инструмент для управления сетью, но со временем развил собственное сознание, стал амбициозным и начал поглощать другие программы, включая правительственные.
Флинн объединяется с программой Трон — защитным протоколом, разработанным его другом Аланом Брэдли. Вместе они борются против MCP, чтобы освободить цифровой мир. После победы истина о плагиате становится известна, MCP уничтожен, а Флинн занимает место главы ENCOM.

События фильма «Трон: Наследие» происходят почти три десятилетия спустя. Кевин Флинн бесследно исчез, оставив после себя сына Сэма (Гаррет Хедлунд), который унаследовал корпорацию. Повзрослев, Сэм случайно находит скрытую лабораторию отца и через терминал попадает в обновлённую Систему.
Там он узнаёт, что Кевин когда-то создал новый идеальный цифровой мир и поручил управлять им программе Клу — своей собственной копии, созданной для поддержания порядка. Вместе с ним в новую Систему был перенесён и Трон, выполняющий функции её защитника.

Однако Клу буквально воспринял приказ создать совершенный мир: он устроил переворот, уничтожил Изоморфов — программы, возникшие естественным путём, — и сверг своего создателя, став диктатором. Трон оказался перепрограммирован и превратился в личного воина Клу.
Сэму помогает Кворра (Оливия Уайлд), последняя выжившая Изоморф. С её помощью он находит отца, который объясняет, что не может покинуть Систему — иначе откроется путь и для Клу, что станет угрозой для реального мира.
В финале Сэм и Кворра отправляются к порталу, чтобы сбежать, а Клу устраивает им погоню. Трон, восстановив память, жертвует собой ради их спасения. У выхода Кевин объединяет себя с Клу, уничтожая обоих, а Сэму и Кворре удаётся вернуться в реальный мир. Так Кворра становится первой цифровой сущностью, перешедшей в физическую реальность.

После выхода «Наследия» студия представила мультсериал «Трон: Восстание», который служил связующим звеном между событиями первой и второй частей. К сожалению, проект закрыли после первого сезона, и это до сих пор считается одной из самых обидных потерь для фанатов франшизы. С художественной стороны сериал выглядел впечатляюще: визуальный стиль сочетал неоновый минимализм с архитектурными и технологическими мотивами Сида Мида, а музыка, написанная Джозефом Трапанезе (сотрудничавшим с Daft Punk над «Наследием»), добавляла атмосферного электронного шика.
В это время Disney проводил реструктуризацию канала Disney XD, сосредотачиваясь на проектах с большим коммерческим потенциалом. «Восстание», несмотря на высокое качество и зрелую подачу, оказалось слишком взрослым для детской аудитории и слишком нишевым для массового зрителя.

Сюжет сериала разворачивается в Системе в период правления Клу, когда Трон считается погибшим. Главный герой — молодой механик Бек, который неожиданно встречает легендарного Трона. Вопреки слухам, Трон жив, и Бек становится его учеником, осваивая боевые навыки и принципы сопротивления. В процессе обучения Бек превращается в нового «Трона», символ надежды и свободы для жителей Системы.
Первоначально сериал задумывался как часть расширенной вселенной, и сценаристы рассчитывали, что Бек появится и в полнометражных фильмах, например, в «Аресе». Однако этого так и не произошло.
Чего ожидать от третьего «Трона»

Кроме Питерса и Лето, в фильме снимаются: Джиллиан Андерсон (Элизабет Диллинджер, мать Джулиана), Грета Ли (исполнительный директор ENCOM), Джоди Тёрнер-Смит (программа Афина) и сам Джефф Бриджес. Его появление скорее служит данью уважения оригиналу — почти камео, обеспечивающее связь с предыдущими фильмами, чем реально движущей сюжетной силой.

На данный момент фильм имеет 54% положительных отзывов по 72 обзорам, что оставляет смешанные впечатления. Критики отмечают визуальный ряд, дизайн, атмосферу, саундтрек от Nine Inch Nails и смелые идеи, которые пытается раскрыть картина. В то же время критикуют перегруженность экспозицией, слабое раскрытие персонажей (особенно второстепенных) и недостаток «человеческих моментов». Всё же есть надежда, что обычным зрителям фильм придётся по вкусу и откроет новую страницу во франшизе научной фантастики.
Ведь именно эту вселенную полюбили не за сюжет, а за то, как она меняла наше восприятие будущего. «Наследие» подарило взрослым красивую ностальгию, а новым зрителям — чистый ритм эпохи: электронный, неоновый, мерцающий, словно пульс нейросети. Фильмы «Трона» показывают, а не объясняют. И главное — они не боятся быть странными, что и делает их уникальными.
Читайте также:

«Трон: Арес» (2025) - объяснение концовки и смысл фильма
Фильм «Трон: Арес» закладывает фундамент для развития нескольких сюжетных веток, которые могут стать основой будущих фильмов франшизы. Продолжение картины «Трон: Наследие» знакомит зрителей прежде

Рецензия и отзывы на фильм «Трон: Арес»
Франшиза «Трон» издавна выделялась стилем больше, чем содержанием. Третья часть продолжает эту традицию, несмотря на недооценку со стороны критиков. На этот раз история получилась заметно энергичнее,

Что нужно знать перед просмотром «Капитана Америка: Новый мир»
Перед тем как смотреть фильм «Капитан Америка 4: Новый мир», полезно ознакомиться с ключевыми событиями MCU, которые имели место до его выхода. Это уже 35-й фильм в киновселенной Marvel, и хотя с

«Аркейн» - 2 сезон: дата выхода новых серий
Никто и представить не мог, что экранизация League of Legends окажется настолько успешной. После выхода мультсериала «Аркейн» зрители активно интересуются, когда ждать второй сезон. Мы готовы
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!