Создать акаунт
GeekPlanet.ru » Анализ фильмов » «Конец света» (2024) - объяснение концовки и смысл фильма

«Конец света» (2024) - объяснение концовки и смысл фильма

25 янв 2025, 05:19
Анализ фильмов
61
0
«Конец света» (2024) - объяснение концовки и смысл фильма
Музыкальная драма с ярким названием «Конец света» стала первым игровым фильмом известного режиссера-документалиста Джошуа Оппенхаймера. Фильм выполнен в традиционном жанре мюзикла, где персонажи выражают свои чувства через песни, а не диалоги. Основная линия повествования сосредоточена на семье, которая обитает в подземном укрытии, обеспечивающем им безопасность в мире, охваченном апокалипсисом.

«Конец света» — это, без сомнений, экспериментальное произведение, которое не всем придется по вкусу. Однако любители нестандартных фильмов могут найти в этом новом мюзикле Оппенхаймера что-то действительно интересное.

Внимание! Далее будут раскрыты сюжетные моменты!

О чем этот фильм?

Сюжет фильма начинается с того, что женщина просыпается после тревожного сна. Она скрывает свои переживания от мужа, утверждая, что ей просто хочется пить. Камера проводит нас через огромную соляную шахту, постепенно раскрывая, кто эти люди. Интересно, что персонажи не имеют имен, их идентичность определяется исключительно через семейные роли.

На начальном этапе мы знакомимся с Матерью и Отцом, которые живут в подземном убежище уже более двух десятков лет, после того как апокалипсис уничтожил большую часть человечества. Вместе с ними проживает их сын, который, несмотря на свой возраст, ведет себя как маленький ребенок — результат излишней родительской опеки.

Сын посвящает свои дни созданию детализированного макета железной дороги, который представляет собой своего рода экспозицию американской истории, изученной им исключительно через книги — ведь он никогда не выходил из бункера.

Выросший в изоляции и под постоянной заботой родителей, он находит утешение в написании биографии своего отца. Отец не возражает против этого занятия, хотя осознает, что некому будет читать эти записи.


Именно в процессе чтения этих записей открывается мрак прошлого Отца. Он когда-то владел нефтяными месторождениями и другими бизнесами, жестоко эксплуатируя как природные ресурсы, так и людей. Его жена когда-то была талантливой балериной, но теперь довольствуется живописью и игрой на пианино, что она прививает и своему сыну.

Однажды, когда Сын зачитывает новый фрагмент из биографии, Отец приходит в ярость из-за упоминания о том, как он приказал своей частной армии уничтожить повстанцев в Индонезии.

Отец требует изменить этот фрагмент, но Сын заявляет, что нашел информацию в старых новостях. Это подтверждает, что Отец действительно был жестоким и беспощадным промышленником. Он всегда учил сына избегать людей, утверждая, что им нельзя доверять, и тренировался с ним на случай вторжения чужаков в бункер.

Сын регулярно не справляется с учебными тревогами по тушению возможных пожаров в случае вторжения. Однако однажды привычная жизнь семьи кардинально меняется: в соляных шахтах они находят раненую женщину и решают принести ее в бункер.

Как образ Отца воплощает правящий класс?

Отец является одним из центральных персонажей картины. Через его действия и слова раскрывается основной месседж фильма. По сути, лента представляет собой жесткую критику холодности и бесчеловечности элит, которые готовы истощить планетарные ресурсы ради собственного комфорта в роскошных подземных убежищах.

В разговоре с новой обитательницей бункера, Девушкой, Отец изображает себя как успешного промышленника, который всю жизнь работал, обеспечивая людей энергией.

Он искренне считает, что общество должно быть благодарно за его труд. Однако фильм ясно намекает, что именно такие, как он, и другие предприниматели его типа являются одними из главных виновников апокалипсиса, который уничтожил большую часть населения Земли.

Хотя точная причина катастрофы не раскрыта, скорее всего, она была спровоцирована чрезмерным использованием природных ресурсов, что привело к разрушительным экологическим последствиям. Девушка рассказывает о страшных пожарах, и Отец понимает, что их прежний город сгорел дотла.

Примечательно, что ни он, ни Мать, ни другие жители бункера, помнящие мир до катастрофы, не удивляются этому. Это свидетельствует о том, что пожары унесли жизни сотен тысяч, если не миллионов людей. К тому же, нехватка ресурсов породила насилие и жестокие конфликты среди выживших.

Отец несет ответственность за гибель миллиардов, но полностью отказывается обсуждать эту тему. Вместо этого он продолжает утверждать, насколько полезен был его бизнес для общества.

Когда Сын описывает события в Индонезии, где Отец приказал уничтожить группу местных протестующих, тот отрицает информацию, называя её ложью и предвзятостью.


По данным отчетов, протестующие, выражая мнение местных жителей, блокировали доступ к нефтяному месторождению в ответ на его разрушительное воздействие на природу и сообщества. Однако Отец, будучи жестоким бизнесменом, отказался от переговоров и отдал приказ расстрелять протестующих своей частной армией (или, возможно, правительственными войсками).

Особенно возмущает, что Отец только наигранно выражает сожаление и осуждение своих поступков. Создается ощущение, что это не проявление истинной вины, а просто жест, который он делает, потому что так принято. Очевидно, именно поэтому он вмешивается, когда другие члены бункера решают выгнать Девушку.

Когда она умоляет о помощи, заявляя, что не выживет в условиях внешнего мира, а Доктор, Мать и даже Сын пытаются её связать и выбросить, Отец встает на её сторону. Он решает оставить её в семье, как бы пытаясь искупить свои прошлые грехи.

Как Девушка напоминает Матери о ее собственных неудачах?

Когда Девушка впервые оказывается в бункере, ее присутствие вызывает у всех настороженность, особенно из-за неопределенности относительно ее намерений. Ее появление действительно вызывает вопросы — ведь входов в бункер не так легко найти, и никто не понимает, как она туда попала. Особенно против ее присутствия настроена Мать, и это становится еще более очевидным, когда Девушка начинает задавать ей вопросы, которые кажутся совершенно обычными.

Жизнь Матери полностью сосредоточена вокруг мужа. К тому моменту она давно отказалась от своих собственных мечт и амбиций. Несмотря на то, что в прошлом она была балериной и выступала в известном Большом театре в Москве, имея прекрасные перспективы, она никогда не вспоминает об этом. О ее талантах и достижениях говорят только Отец и Сын, а сама она постоянно подчеркивает, что ее место в жизни ограничивается ролями жены и матери.

Видно, что она приняла свою судьбу и согласилась с тем, что муж не даст ей возможности иметь профессиональную или даже личную идентичность. Когда мир стал опасным, она укрылась в бункере с мужем, но вместе с этим приняла и его жесткое отношение к жизни.

Их эгоизм дошел до того, что она даже не попыталась спасти никого из своей семьи. Конечно, Отец, вероятно, отказался бы помочь кому-либо, включая родственников жены, но Мать даже не пыталась изменить его мнение.

Все усложняется, когда Девушка, пусть и не специально, начинает ставить под сомнение выбор Матери — как напрямую, так и через Сына. Она шокирована, узнав, что никто из семьи Матери не попал в бункер, и потрясена количеством запасов еды. Эти запасы могли бы обеспечить семью на много лет, в то время как те, кто остался снаружи, вынуждены грабить, воровать и убивать, чтобы выжить.

Это, естественно, заставляет Сына задуматься, почему его родители не приняли больше людей в бункер во время апокалипсиса. Он начинает сомневаться в правдивости отцовских предостережений о злых людях и угрозах извне.

Именно Девушка становится тем, кто побуждает Сына переосмыслить то, что он до этого не замечал. Поскольку она пробуждает совесть, которую Мать давно похоронила, та решает, что Девушка не должна оказывать такое влияние на Сына, и требует немедленно выгнать ее из бункера.

О чем говорит финал фильма?

В конце фильма создается впечатление, что семья наконец-то осознает, какой путь правильный, особенно когда Отец признает свою вину перед Девушкой, а Сын потрясен смертью Подруги. Он раскрывает правду о Подруге и ее сыне, что приводит к пониманию лживости окружающих. Хотя ложь родителей не сильно его задела, он глубоко переживает, узнав, что Подруга солгала о смерти своего сына Тома.

Он безоговорочно верил ей, считая ее единственным настоящим другом, поэтому эта ложь сильно ранит его. Подруга утверждала, что Том умер от рака, но на самом деле она бросила его из-за своей зависимости от алкоголя, что сыграло свою роль в его смерти. После этих откровений становится ясно, что нарастающее недоверие вот-вот выйдет наружу, особенно в отношениях между Сыном и Отцом.

Тем не менее, в финале все происходит иначе: Девушка легко становится частью семьи и решает остаться с ними навсегда. Несмотря на то что она невольно ставила под сомнение решения Матери, Девушка в итоге выбирает тот же путь, что и она, оставаясь в семье ради собственного выживания.

Девушка также оставила своих близких и преодолела «реку» — как в буквальном, так и в переносном смысле — чтобы найти укрытие в бункере. После того как Сын некоторое время заботился о ней — сдержанно и осторожно — она соглашается выйти за него замуж и даже родить ребенка.

В итоге, Отец, Мать, Сын и Девушка становятся одной семьей, отвергая внешний мир и всех выживших, клянясь защищать себя и своих близких от любых угроз.

Для Девушки этот момент становится завершением жизненного цикла, но не в позитивном ключе: она превращается в тех же людей, которые когда-то лишали ее всего, что ей было дорого.

Читайте также:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!