Создать акаунт
GeekPlanet.ru » Рецензии на фильмы » Рецензия на фильм «Возвращение Одиссея»

Рецензия на фильм «Возвращение Одиссея»

14 дек 2024, 16:29
Рецензии на фильмы
41
0
Рецензия на фильм «Возвращение Одиссея»
Адаптация ключевого произведения мировой культуры и литературы — это сложная задача, полная стресса и направленных в разные стороны проклятий. Возможно, из-за ограниченности средств или стремления выделиться оригинальностью, итальянский режиссёр Уберто Пазолини («Один на один») решает взяться за гомеровскую «Одиссею», но вместо того, чтобы углубляться в мифологию, он превращает её в семейную драму. Даже самые добрые, не склонные к визуальным эффектам идеи рискуют стать скучной лекцией или посредственной театральной постановкой.


Царь Одиссей (Рэйф Файнс), физически и морально истощённый, возвращается на родной остров Итака спустя 20 лет после Троянской войны. Однако родина встречает его холодно: подвиги героя уже забыты всеми, кроме его жены Пенелопы (Жюльет Бинош), которая всё ещё заточена в своем доме, и сына Телемаха (Чарли Пламмер). Между тем, дворянство затевает убийство наследника, и Одиссей оказывается перед необходимостью восстановить порядок, вернуть трон, свою семью и восстановить утраченное достоинство.


Для создания фильма «Возвращение» Пазолини избрал сдержанный подход, акцентируя внимание на крупных планах героев и стремясь извлечь из них хоть малую художественную ценность или намек на многогранность их личностей. Режиссёра интересуют универсальные темы, такие как супружеская верность, человеческая жестокость и бессмысленность войн. Однако, пытаясь предложить необычный взгляд на эпос, Пазолини теряет целостность, опираясь на банальные истины (например, что брак — это тяжёлый опыт для слабых). Все два часа фильма будут наполнены раздражающим спокойствием и короткими вспышками воображения. Зрители вряд ли получат достаточное количество эмоций и зрелищ.


Рэйф Файнс и Жюльет Бинош уже сотрудничали в фильмах «Грозовой перевал» и «Английский пациент». Их повторная встреча на экране спустя 30 лет — единственный аспект «Возвращения», который стоит более пристального внимания. Сотрудничество двух европейских актёров приносит на экран динамику и выдержку, которые контрастируют с типичной для Голливуда манерой. Но даже столь талантливые исполнители не в состоянии полностью компенсировать многочисленные пробелы в сценарии. Особое внимание уделено физической трансформации Файнса: из католического кардинала в «Конклаве» он преображается в мускулистого воина, страдающего от последствий войны. В то время как персонаж Телемаха, сыгранный Чарли Пламмером, почти исчезает на фоне экранных родителей. Его юношеский максимализм, внутреннее отторжение и последующее примирение с отцом оказываются малозначимыми для Пазолини и его сценаристов, Эдварда Бонда и Джона Колли.


В последние 40 минут фильма персонажи остаются в ограниченном пространстве, принимая решение о новом правителе Итаки и прибегая к насилию разного уровня жестокости. Даже в сценах сражений создатели оказываются бессильны перед оригиналом. Стремление глубже раскрыть психологию отношений Одиссея и Пенелопы, отказаться от эпической составляющей, сосредоточив внимание на высокомерии и ранимой маскулинности, наносит вред фильму. Классический текст Гомера теряет свою силу, становясь жертвой неопределённых амбиций и поверхностных стереотипов.

Читайте также:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!