Рецензия на фильм «Возвращение Одиссея»
Адаптация ключевого произведения мировой культуры и литературы — это сложная задача, полная стресса и направленных в разные стороны проклятий. Возможно, из-за ограниченности средств или стремления выделиться оригинальностью, итальянский режиссёр Уберто Пазолини («Один на один») решает взяться за гомеровскую «Одиссею», но вместо того, чтобы углубляться в мифологию, он превращает её в семейную драму. Даже самые добрые, не склонные к визуальным эффектам идеи рискуют стать скучной лекцией или посредственной театральной постановкой.
Царь Одиссей (Рэйф Файнс), физически и морально истощённый, возвращается на родной остров Итака спустя 20 лет после Троянской войны. Однако родина встречает его холодно: подвиги героя уже забыты всеми, кроме его жены Пенелопы (Жюльет Бинош), которая всё ещё заточена в своем доме, и сына Телемаха (Чарли Пламмер). Между тем, дворянство затевает убийство наследника, и Одиссей оказывается перед необходимостью восстановить порядок, вернуть трон, свою семью и восстановить утраченное достоинство.
Для создания фильма «Возвращение» Пазолини избрал сдержанный подход, акцентируя внимание на крупных планах героев и стремясь извлечь из них хоть малую художественную ценность или намек на многогранность их личностей. Режиссёра интересуют универсальные темы, такие как супружеская верность, человеческая жестокость и бессмысленность войн. Однако, пытаясь предложить необычный взгляд на эпос, Пазолини теряет целостность, опираясь на банальные истины (например, что брак — это тяжёлый опыт для слабых). Все два часа фильма будут наполнены раздражающим спокойствием и короткими вспышками воображения. Зрители вряд ли получат достаточное количество эмоций и зрелищ.
Рэйф Файнс и Жюльет Бинош уже сотрудничали в фильмах «Грозовой перевал» и «Английский пациент». Их повторная встреча на экране спустя 30 лет — единственный аспект «Возвращения», который стоит более пристального внимания. Сотрудничество двух европейских актёров приносит на экран динамику и выдержку, которые контрастируют с типичной для Голливуда манерой. Но даже столь талантливые исполнители не в состоянии полностью компенсировать многочисленные пробелы в сценарии. Особое внимание уделено физической трансформации Файнса: из католического кардинала в «Конклаве» он преображается в мускулистого воина, страдающего от последствий войны. В то время как персонаж Телемаха, сыгранный Чарли Пламмером, почти исчезает на фоне экранных родителей. Его юношеский максимализм, внутреннее отторжение и последующее примирение с отцом оказываются малозначимыми для Пазолини и его сценаристов, Эдварда Бонда и Джона Колли.
В последние 40 минут фильма персонажи остаются в ограниченном пространстве, принимая решение о новом правителе Итаки и прибегая к насилию разного уровня жестокости. Даже в сценах сражений создатели оказываются бессильны перед оригиналом. Стремление глубже раскрыть психологию отношений Одиссея и Пенелопы, отказаться от эпической составляющей, сосредоточив внимание на высокомерии и ранимой маскулинности, наносит вред фильму. Классический текст Гомера теряет свою силу, становясь жертвой неопределённых амбиций и поверхностных стереотипов.
Царь Одиссей (Рэйф Файнс), физически и морально истощённый, возвращается на родной остров Итака спустя 20 лет после Троянской войны. Однако родина встречает его холодно: подвиги героя уже забыты всеми, кроме его жены Пенелопы (Жюльет Бинош), которая всё ещё заточена в своем доме, и сына Телемаха (Чарли Пламмер). Между тем, дворянство затевает убийство наследника, и Одиссей оказывается перед необходимостью восстановить порядок, вернуть трон, свою семью и восстановить утраченное достоинство.
Для создания фильма «Возвращение» Пазолини избрал сдержанный подход, акцентируя внимание на крупных планах героев и стремясь извлечь из них хоть малую художественную ценность или намек на многогранность их личностей. Режиссёра интересуют универсальные темы, такие как супружеская верность, человеческая жестокость и бессмысленность войн. Однако, пытаясь предложить необычный взгляд на эпос, Пазолини теряет целостность, опираясь на банальные истины (например, что брак — это тяжёлый опыт для слабых). Все два часа фильма будут наполнены раздражающим спокойствием и короткими вспышками воображения. Зрители вряд ли получат достаточное количество эмоций и зрелищ.
Рэйф Файнс и Жюльет Бинош уже сотрудничали в фильмах «Грозовой перевал» и «Английский пациент». Их повторная встреча на экране спустя 30 лет — единственный аспект «Возвращения», который стоит более пристального внимания. Сотрудничество двух европейских актёров приносит на экран динамику и выдержку, которые контрастируют с типичной для Голливуда манерой. Но даже столь талантливые исполнители не в состоянии полностью компенсировать многочисленные пробелы в сценарии. Особое внимание уделено физической трансформации Файнса: из католического кардинала в «Конклаве» он преображается в мускулистого воина, страдающего от последствий войны. В то время как персонаж Телемаха, сыгранный Чарли Пламмером, почти исчезает на фоне экранных родителей. Его юношеский максимализм, внутреннее отторжение и последующее примирение с отцом оказываются малозначимыми для Пазолини и его сценаристов, Эдварда Бонда и Джона Колли.
В последние 40 минут фильма персонажи остаются в ограниченном пространстве, принимая решение о новом правителе Итаки и прибегая к насилию разного уровня жестокости. Даже в сценах сражений создатели оказываются бессильны перед оригиналом. Стремление глубже раскрыть психологию отношений Одиссея и Пенелопы, отказаться от эпической составляющей, сосредоточив внимание на высокомерии и ранимой маскулинности, наносит вред фильму. Классический текст Гомера теряет свою силу, становясь жертвой неопределённых амбиций и поверхностных стереотипов.
Читайте также:
Рецензия на фильм «Блиц»
История началась с фотографии. Работая над сериалом «Голос перемен», Стив МакКуин наткнулся на снимок: темнокожий мальчик стоит на железнодорожной станции с огромным чемоданом. Этот образ заставил
Рецензия на сериал «Кросс»
Год назад в разгар дня неизвестный преступник лишил жизни Марию (Шонти Шулер), супругу детектива Алекса Кросса (Элдис Ходж). Эта трагедия потрясла его до глубины души. Прошёл год, но боль утраты
Рецензия на сериал «Лихие»
Начало 90-х годов. Егерь Павел Лиховцев (Артём Быстров) принимает решение перевезти свою семью из деревни в Хабаровск. В этом крупном городе его уже ждет старый приятель Юра (Александр Голубев),
Рецензия на фильм «Влюбленные»
Стриминговые платформы часто становятся своего рода адвент-календарями, заполняясь новыми релизами в преддверии праздников. Когда наступает время торжеств (и речь здесь не только о Рождестве или
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!