Рецензия и отзывы на фильм «Возвращение Одиссея»

Адаптация ключевого произведения мировой культуры и литературы — это сложная задача, полная стресса и направленных в разные стороны проклятий. Возможно, из-за ограниченности средств или стремления выделиться оригинальностью, итальянский режиссёр Уберто Пазолини («Один на один») решает взяться за гомеровскую «Одиссею», но вместо того, чтобы углубляться в мифологию, он превращает её в семейную драму. Даже самые добрые, не склонные к визуальным эффектам идеи рискуют стать скучной лекцией или посредственной театральной постановкой.

Царь Одиссей (Рэйф Файнс), физически и морально истощённый, возвращается на родной остров Итака спустя 20 лет после Троянской войны. Однако родина встречает его холодно: подвиги героя уже забыты всеми, кроме его жены Пенелопы (Жюльет Бинош), которая всё ещё заточена в своем доме, и сына Телемаха (Чарли Пламмер). Между тем, дворянство затевает убийство наследника, и Одиссей оказывается перед необходимостью восстановить порядок, вернуть трон, свою семью и восстановить утраченное достоинство.

Для создания фильма «Возвращение» Пазолини избрал сдержанный подход, акцентируя внимание на крупных планах героев и стремясь извлечь из них хоть малую художественную ценность или намек на многогранность их личностей. Режиссёра интересуют универсальные темы, такие как супружеская верность, человеческая жестокость и бессмысленность войн. Однако, пытаясь предложить необычный взгляд на эпос, Пазолини теряет целостность, опираясь на банальные истины (например, что брак — это тяжёлый опыт для слабых). Все два часа фильма будут наполнены раздражающим спокойствием и короткими вспышками воображения. Зрители вряд ли получат достаточное количество эмоций и зрелищ.

Рэйф Файнс и Жюльет Бинош уже сотрудничали в фильмах «Грозовой перевал» и «Английский пациент». Их повторная встреча на экране спустя 30 лет — единственный аспект «Возвращения», который стоит более пристального внимания. Сотрудничество двух европейских актёров приносит на экран динамику и выдержку, которые контрастируют с типичной для Голливуда манерой. Но даже столь талантливые исполнители не в состоянии полностью компенсировать многочисленные пробелы в сценарии. Особое внимание уделено физической трансформации Файнса: из католического кардинала в «Конклаве» он преображается в мускулистого воина, страдающего от последствий войны. В то время как персонаж Телемаха, сыгранный Чарли Пламмером, почти исчезает на фоне экранных родителей. Его юношеский максимализм, внутреннее отторжение и последующее примирение с отцом оказываются малозначимыми для Пазолини и его сценаристов, Эдварда Бонда и Джона Колли.

В последние 40 минут фильма персонажи остаются в ограниченном пространстве, принимая решение о новом правителе Итаки и прибегая к насилию разного уровня жестокости. Даже в сценах сражений создатели оказываются бессильны перед оригиналом. Стремление глубже раскрыть психологию отношений Одиссея и Пенелопы, отказаться от эпической составляющей, сосредоточив внимание на высокомерии и ранимой маскулинности, наносит вред фильму. Классический текст Гомера теряет свою силу, становясь жертвой неопределённых амбиций и поверхностных стереотипов.

Царь Одиссей (Рэйф Файнс), физически и морально истощённый, возвращается на родной остров Итака спустя 20 лет после Троянской войны. Однако родина встречает его холодно: подвиги героя уже забыты всеми, кроме его жены Пенелопы (Жюльет Бинош), которая всё ещё заточена в своем доме, и сына Телемаха (Чарли Пламмер). Между тем, дворянство затевает убийство наследника, и Одиссей оказывается перед необходимостью восстановить порядок, вернуть трон, свою семью и восстановить утраченное достоинство.

Для создания фильма «Возвращение» Пазолини избрал сдержанный подход, акцентируя внимание на крупных планах героев и стремясь извлечь из них хоть малую художественную ценность или намек на многогранность их личностей. Режиссёра интересуют универсальные темы, такие как супружеская верность, человеческая жестокость и бессмысленность войн. Однако, пытаясь предложить необычный взгляд на эпос, Пазолини теряет целостность, опираясь на банальные истины (например, что брак — это тяжёлый опыт для слабых). Все два часа фильма будут наполнены раздражающим спокойствием и короткими вспышками воображения. Зрители вряд ли получат достаточное количество эмоций и зрелищ.

Рэйф Файнс и Жюльет Бинош уже сотрудничали в фильмах «Грозовой перевал» и «Английский пациент». Их повторная встреча на экране спустя 30 лет — единственный аспект «Возвращения», который стоит более пристального внимания. Сотрудничество двух европейских актёров приносит на экран динамику и выдержку, которые контрастируют с типичной для Голливуда манерой. Но даже столь талантливые исполнители не в состоянии полностью компенсировать многочисленные пробелы в сценарии. Особое внимание уделено физической трансформации Файнса: из католического кардинала в «Конклаве» он преображается в мускулистого воина, страдающего от последствий войны. В то время как персонаж Телемаха, сыгранный Чарли Пламмером, почти исчезает на фоне экранных родителей. Его юношеский максимализм, внутреннее отторжение и последующее примирение с отцом оказываются малозначимыми для Пазолини и его сценаристов, Эдварда Бонда и Джона Колли.

В последние 40 минут фильма персонажи остаются в ограниченном пространстве, принимая решение о новом правителе Итаки и прибегая к насилию разного уровня жестокости. Даже в сценах сражений создатели оказываются бессильны перед оригиналом. Стремление глубже раскрыть психологию отношений Одиссея и Пенелопы, отказаться от эпической составляющей, сосредоточив внимание на высокомерии и ранимой маскулинности, наносит вред фильму. Классический текст Гомера теряет свою силу, становясь жертвой неопределённых амбиций и поверхностных стереотипов.
Читайте также:

Рецензия и отзывы на фильм «Блиц»
История началась с фотографии. Работая над сериалом «Голос перемен», Стив МакКуин наткнулся на снимок: темнокожий мальчик стоит на железнодорожной станции с огромным чемоданом. Этот образ заставил

Рецензия и отзывы на сериал «Кросс»
Год назад в разгар дня неизвестный преступник лишил жизни Марию (Шонти Шулер), супругу детектива Алекса Кросса (Элдис Ходж). Эта трагедия потрясла его до глубины души. Прошёл год, но боль утраты

Рецензия и отзывы на сериал «Лихие»
Начало 90-х годов. Егерь Павел Лиховцев (Артём Быстров) принимает решение перевезти свою семью из деревни в Хабаровск. В этом крупном городе его уже ждет старый приятель Юра (Александр Голубев),

Рецензия и отзывы на фильм «Влюбленные»
Стриминговые платформы часто становятся своего рода адвент-календарями, заполняясь новыми релизами в преддверии праздников. Когда наступает время торжеств (и речь здесь не только о Рождестве или
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!