Создать акаунт
GeekPlanet.ru » Рецензии на фильмы » Рецензия и отзывы на фильм «Яга на нашу голову»

Рецензия и отзывы на фильм «Яга на нашу голову»

14 ноя 2025, 15:37
Рецензии на фильмы
0
Рецензия и отзывы на фильм «Яга на нашу голову»
В российский прокат вышла сказочная картина «Яга на нашу голову». Режиссёр Александр Войтинский продолжает работу с адаптациями волшебных сюжетов, удачно переплетая фантастику с реальными событиями. Для новой ленты автор «Чёрной молнии» и «По щучьему велению» обратился к одной из самых известных злодеек народного фольклора — Бабе-яге — и показал её в необычном свете, наделяя способностью к искренним чувствам. Основой послужила малоизвестная книга Вали Филиппенко «Баба-яга на Новый год», благодаря чему Войтинский создаёт компактное и уместное произведение, которое может привлечь внимание даже взыскательной отечественной аудитории.


Главный герой — десятилетний Петя (Александр Самусев), который живёт и учится в центре Москвы. Его родители (Денис Прытков и Вероника Тимофеева) постоянно заняты, а у мальчика почти нет друзей. Внезапно за ним начинают присматривать по магическому стечению обстоятельств сварливая Баба-яга (Светлана Ходченкова). У легендарной хранительницы леса похищена ступа — её основной способ передвижения. Виновником оказывается Кощей (Юрий Колокольников) — бывший спутник Яги, ныне ставший режиссёром модного иммерсивного театра Константином Бессмертиным. Столкнувшись с ожившими сказочными персонажами и их приключениями, Петя решает помочь Яге и одновременно попытаться восстановить связь с родителями, которые редко уделяют ему внимание.


Одним из несомненных плюсов «Яги» является её относительно короткая продолжительность — меньше полутора часов. Войтинский умело использует это время, увлекая зрителя сюжетом, хотя порой сюжет скатывается к привычным клише. Яркое начало фильма быстро вводит аудиторию в историю, напоминая стилизованные заставки сериала «Гора самоцветов». Дальше зрителя встречает аккуратная зимняя Москва 2020-х годов, центральная локация событий, украшенная рекламными баннерами спонсоров. Петя предстает узнаваемым образом для юных зрителей и их родителей — грустным и немного отрешённым ребёнком, который вместо привычного «альфа»-скроллинга соцсетей мечтает попасть в театр Бессмертина. Отец мальчика работает юристом в крупной фирме, а мать — семейным психологом (при этом семья часто остаётся для неё на втором плане, что подчёркивают создатели). Уставший от окружения Петя воспринимает встречу с Ягой как терапевтический опыт. В финале история завершится ожидаемым счастливым исходом, где ценности соблюдены, а заметный разрыв поколений оказывается преодолённым — что может растрогать взрослых хотя бы на один вечер.


На московской премьере фильма Светлана Ходченкова призналась, что роль Бабы-яги была для неё настоящей мечтой. После длительной череды ролей грациозных героинь с внутренней драмой актриса предстала в образе, совершенно отличном от привычного, причём не только благодаря накладному носу. После эпатажной колдуньи в «Волшебнике Изумрудного города» (пародийно напоминавшей Тильду Суинтон из «Нарнии») Ходченкова решилась на редкий для себя комедийный образ и не ошиблась. Постепенная метаморфоза героини — от манипулятивной ведьмы с обиженными чувствами до чуткой и внимательной наставницы — способна удивить как давних поклонников актрисы, так и случайных зрителей. Освоение гаджетов, выбор обуви по вкусу, приготовление блюд в лесной кухне посреди мегаполиса — всё это показывает привыкание Яги к современному миру. Дуэт Ходченковой с Александром Самусевым выглядит естественно и гармонично, став одним из главных достоинств картины.


Персонаж Кощея, напротив, до самого финала остаётся довольно плоским антагонистом: авторы частично упускают его коварство, превращая в стереотипного злодея с устрашающей свитой помощников и «киллерами-зайцами». Альтер эго Кощея — режиссёр Бессмертин — в теории мог бы стать удачной иронией над деспотизмом некоторых театральных постановок в России, но на деле эта линия выглядит слабо и непродуманно. Мелодраматический мотив между Ягой и Кощеем ощущается поверхностным и явно требует более глубокой проработки, например, с привлечением психологической составляющей.


Фильму порой не хватает свежих идей и той едкой, хаотичной энергии, которая присутствует в западных спин-оффах вроде «Джокера» или «Круэллы». Сегодня рассчитывать на сложные эмоциональные переживания чаще можно только в картинах для взрослой аудитории, и то с переменным успехом. Тем не менее новая «Яга» уверенно занимает свою нишу среди отечественных сказочных фильмов, находясь на одном уровне с проектами вроде «Горыныча» и «Алисы».

Читайте также:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!