Рецензия и отзывы на фильм «Ангелы не жужжат»

В прокат выходит фильм «Ангелы не жужжат», который сам режиссёр и автор проекта Александр Селиверстов называет «кинокомиксом об аутсайдерах». Лента рассказывает о двенадцати случайных людях, объединённых странным образом — общей симпатией к манной каше и обыденностью, которая кажется одновременно привычной и абсурдной. Зрителю предстоит понять, куда приведут кафкианские маршруты, проложенные постановщиком.

На экране появляются хорошо узнаваемые для отечественной аудитории фигуры: бухгалтер (Сергей Дёшин), отмеряющий порции сырой рыбы на счётах; сотрудник фонда (Игорь Гузун), обсуждающий кандидатуру нового директора — «молодого», по меркам коллег, шестидесятилетнего; дизайнер (Фёдор Зорин), работающий в неприметной типографии; журналистка (Анна Савранская), задающая неудобные вопросы актёру (Никита Кокшаров). Все они движутся к единой цели — собраться в загородном доме на мастер-класс по приготовлению манной каши под руководством Бориса (Григорий Печкысев). Сам Борис только что отказался от давней навязчивой мечты — путешествовать по воздуху так, чтобы никогда не покидать освещённую солнцем часть Земли.

Параллельно основному действию по дороге движутся ещё двое — отец (Андрей Жилин) и сын (Нил Бугаев). Зачем они едут и куда именно направляются, зритель узнает лишь в финале, который оказывается неожиданным и резким. Тем не менее автор даёт некоторые намёки: так, герои Жилина и Бугаева сняты в формате 16:9, привычном для современного кино, тогда как остальные персонажи, идущие к мастер-классу, заперты в рамки классического 4:3 — ещё одна деталь, подчеркивающая авторский замысел.

Технических приёмов у Селиверстова достаточно, но он использует их дозированно, не выходя за границы привычной фестивальной авторской эстетики. Неподвижные кадры с тщательно выстроенной глубиной сцены время от времени сменяются едва заметными движениями камеры или оправданными панорамами, а выбор ракурса определяется ситуацией, в которой оказываются персонажи. Так, простыми и проверенными средствами режиссёр формирует слегка ирреальный мир, абсурдность которого подчёркивают и особенности игры актёров — среди которых есть и непрофессионалы, например Зинаида Пронченко в роли начальницы одной из героинь.

В этом смысле «Ангелов не жужжат» можно поставить рядом с философскими картинами Роя Андерссона или Аки Каурисмяки, но с поправкой на местную специфику. В фильме легко узнаются отечественные образы: уставшие бюрократы с потухшим взглядом, странные музыканты, громко смеющиеся тётушки в мрачных кабинетах и даже бездельник, заказывающий через популярный сервис доставку заряженного пистолета. Все эти безымянные персонажи заняты мелкими, несущественными делами, которые складываются в пёструю картину повседневности, отражающую хаотичную природу самой жизни.

Но именно здесь проявляется слабое место ленты. Там, где Андерссону удавалось соединять отдельные эпизоды в цельный и логичный замысел, у «Ангелов не жужжат» получается лишь неровная библейская аллюзия с элементами мистики. Селиверстов мастерски собирает разнородных героев в единое «полотно» пустоты, однако при приближении к финалу структура начинает распадаться. В итоге возникает парадокс: наблюдать за персонажами захватывающе до того момента, пока они не оказываются вместе, ведь тогда мозаика кафкианских сюжетов сводится к упрощённой притче о бесплодно потраченном времени.

На экране появляются хорошо узнаваемые для отечественной аудитории фигуры: бухгалтер (Сергей Дёшин), отмеряющий порции сырой рыбы на счётах; сотрудник фонда (Игорь Гузун), обсуждающий кандидатуру нового директора — «молодого», по меркам коллег, шестидесятилетнего; дизайнер (Фёдор Зорин), работающий в неприметной типографии; журналистка (Анна Савранская), задающая неудобные вопросы актёру (Никита Кокшаров). Все они движутся к единой цели — собраться в загородном доме на мастер-класс по приготовлению манной каши под руководством Бориса (Григорий Печкысев). Сам Борис только что отказался от давней навязчивой мечты — путешествовать по воздуху так, чтобы никогда не покидать освещённую солнцем часть Земли.

Параллельно основному действию по дороге движутся ещё двое — отец (Андрей Жилин) и сын (Нил Бугаев). Зачем они едут и куда именно направляются, зритель узнает лишь в финале, который оказывается неожиданным и резким. Тем не менее автор даёт некоторые намёки: так, герои Жилина и Бугаева сняты в формате 16:9, привычном для современного кино, тогда как остальные персонажи, идущие к мастер-классу, заперты в рамки классического 4:3 — ещё одна деталь, подчеркивающая авторский замысел.

Технических приёмов у Селиверстова достаточно, но он использует их дозированно, не выходя за границы привычной фестивальной авторской эстетики. Неподвижные кадры с тщательно выстроенной глубиной сцены время от времени сменяются едва заметными движениями камеры или оправданными панорамами, а выбор ракурса определяется ситуацией, в которой оказываются персонажи. Так, простыми и проверенными средствами режиссёр формирует слегка ирреальный мир, абсурдность которого подчёркивают и особенности игры актёров — среди которых есть и непрофессионалы, например Зинаида Пронченко в роли начальницы одной из героинь.

В этом смысле «Ангелов не жужжат» можно поставить рядом с философскими картинами Роя Андерссона или Аки Каурисмяки, но с поправкой на местную специфику. В фильме легко узнаются отечественные образы: уставшие бюрократы с потухшим взглядом, странные музыканты, громко смеющиеся тётушки в мрачных кабинетах и даже бездельник, заказывающий через популярный сервис доставку заряженного пистолета. Все эти безымянные персонажи заняты мелкими, несущественными делами, которые складываются в пёструю картину повседневности, отражающую хаотичную природу самой жизни.

Но именно здесь проявляется слабое место ленты. Там, где Андерссону удавалось соединять отдельные эпизоды в цельный и логичный замысел, у «Ангелов не жужжат» получается лишь неровная библейская аллюзия с элементами мистики. Селиверстов мастерски собирает разнородных героев в единое «полотно» пустоты, однако при приближении к финалу структура начинает распадаться. В итоге возникает парадокс: наблюдать за персонажами захватывающе до того момента, пока они не оказываются вместе, ведь тогда мозаика кафкианских сюжетов сводится к упрощённой притче о бесплодно потраченном времени.
Читайте также:

Рецензия и отзывы на сериал «Александр I»
Канал «Россия» продолжает серию исторических проектов, рассказывающих о выдающихся личностях. На этот раз внимание зрителей приковано к судьбе Александра Первого — любимого внука Екатерины Великой и

Рецензия и отзывы на фильм «Финист. Первый богатырь»
Замещение импортной продукции в российской киноиндустрии достигает новых высот. Количество франшиз стремительно растёт, производство фильмов превращается в непрерывный поток. У нас уже давно

Рецензия и отзывы на фильм «Агния»
Ученица Юрия Арабова и Павла Лунгина, Павла Стратулат, вполне могла бы создать что-то, пропитанное духом русского фольклора и национальных традиций. В своей первой полнометражной работе она

Рецензия и отзывы на фильм «Грязные ангелы»
Когда боевики ИГИЛ* (*организация признана террористической и запрещена в РФ) похищают дочерей сотрудников американского посольства в Пакистане и переправляют их в Афганистан, США запускают секретную
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!