Создать акаунт
GeekPlanet.ru » Рецензии на фильмы » Рецензия и отзывы на фильм «Паранормальное явление: Шум»

Рецензия и отзывы на фильм «Паранормальное явление: Шум»

24 окт 2025, 16:02
Рецензии на фильмы
0
Рецензия и отзывы на фильм «Паранормальное явление: Шум»
В квартире 604 постоянно царит шум — днем и ночью потолок и стены дрожат от непонятных звуков. Джун-хи (Чон Ин-нён) в паранойе пыталась определить источник гудения, фиксируя каждый шелест на диктофон. Она подозревала, что странные стуки и скрипы — проделки призраков, и старалась поймать их на портативную камеру. Но несколько дней назад Джун-хи бесследно исчезла, не покидая пределы дома. Её сестра Джу-ён (Ли Сон-бин), которая давно переехала, оставляет работу на фабрике и возвращается, чтобы самостоятельно расследовать пропажу сестры. Странные шумы, призрачные силуэты, появляющиеся в темноте, и гниющий круг на полу под завалом одежды — всё это лишь цветочки по сравнению с агрессивными соседями и пугающим подвалом-лабиринтом, который скрывает главный готический секрет многоэтажки.


Дебютная работа монтажера Кима Су-джина «Шум» напоминает уютные слоубернеры нулевых, такие как «Темные воды» Кодзи Судзуки и его американский ремейк. Как и положено жанру, детективная линия разветвляется в разные стороны, сталкивая героиню с хранителями тайн дома и спуская её в зловонный подвал, где под слоями разлагающегося мусора спрятаны секреты местных жителей. В фильме всё жуткое развивается постепенно: оно прячется в тенях, редко проявляется на свету и растёт на фоне психологических травм персонажей.


В прошлом сестры пережили трагедию, оставившую их с инвалидностью: Джун-хи хромает, а Джу-ён частично потеряла слух. Слух Джу-ён становится ключевым смысловым элементом фильма и инструментом создания напряжения. Хоррор традиционно опирается на аудиальные эффекты: пока зритель напрягает глаза, страх проникает в уши — орган, который эволюционно реагирует на угрозу. Как и Такаси Симидзу в «Песенке для всех» (2023) или Киёси Куросава в «Звоне» (2024), Ким Су-джин делает звук центральным элементом, превращая колебания между тишиной и шумом в источник тревоги. Вздрогнуть от внезапного грохота соседней квартиры одно, а другое — быть глухим и наблюдать, как приложение для распознавания речи расшифровывает пугающие слова и смех, исходящие от невидимого источника. Разница между физической потерей слуха и сознательным уходом от внешнего мира и проблем близких также становится важной темой.


Сразу становится ясно, что настоящая угроза не в паранормальных звуках — они здесь не так уж страшны по сравнению с металлическими шариками, которыми соседи по ночам играют в кости, или падающим в полночь шкафом за стенкой. Настоящий ужас — в людях. Азиатские хорроры часто пугают социальными проблемами, а не призраками и демонами. В «Шуме» это нежелание властей слышать людей, неспособность людей слушать друг друга, напряжённый ритм городской жизни без пауз тишины и жилищный кризис, в котором застряла молодежь Южной Кореи и всего мира. Из-за высоких ипотечных ставок и низких зарплат молодым людям сложно обзавестись своим жильём, а если и удаётся — оно часто остаётся в собственности банка или арендодателя. К тому же приходится защищать «своё гнездо» от подозрительных соседей и делить пространство с чужими, постоянно въезжающими и выезжающими из подъезда.


Каждую ночь к Джу-ён поднимается сосед, доведённый до отчаяния постоянным шумом, демонстративно покручивая нож у виска и тихо умоляя героиню замолчать, перестать топать и дышать. На других этажах раздражённые жительницы настойчиво требуют, чтобы Джу-ён съехала и не распространялась о пропаже Джун-хи: впереди ожидается долгожданная реставрация здания, и любая информация о исчезновении способна сорвать выделенный на ремонт бюджет. Чувство общественного давления вместе с ощущением опасности и дискомфорта в собственном доме, обрамлённом герметичной и отрешённой от внешнего мира архитектурой, помещает «Шум» в рамки жанра real-estate-хорроров. Фильмы вроде «Жильца» Романа Полански, «Полтергейста» Тоуба Хупера или «Ада по соседству» Дэвида Мармора также показывают, как герои, отдавая последние средства за жильё, оказываются пленниками обстоятельств, призраков и неприязненных соседей.


Желая затронуть множество тем, Ким Су-джин вместе с командой сценаристов выдвигают социальный комментарий на первый план, почти не обрамляя его художественно. Паранормальная линия и психологические травмы героини временами теряются на фоне критики общества. Несмотря на попытки вызвать страх и напряжение, фильму недостаёт чёткого структурного построения и оригинального почерка. Режиссёр редко задерживается в пугающей тишине, предпочитая редкие вспышки ужаса вместо продолжительного террора. Если бы Су-джин решился на более смелую проработку персонажей и деталей, фильм смог бы стать одновременно острее, сатиричнее и захватывающе ужасным.


Тем не менее, «Шум» всё равно оставляет впечатление. Каждый хотя бы раз сталкивался с жалобами соседей на громкую музыку или сам вздрагивал от шумов из соседней квартиры. Топот, лай, плач, ссоры и падающие предметы — вторжение чужой жизни в личное пространство, способное иногда казаться сверхъестественным и доводить до нервного истощения. Однако со временем эти звуки становятся привычными, теряют смысл и перестают пугать. Осознавая это звуковое равнодушие, воспитанное шумным городом и лестничной клеткой, Ким Су-джин предлагает зрителям внимательнее прислушиваться к тому, что сообщают стены: возможно, каждый стук по батарее — сигнал чего-то действительно тревожного.

Читайте также:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!