Создать акаунт
GeekPlanet.ru » Рецензии на фильмы » Рецензия на фильм «Клинер»

Рецензия на фильм «Клинер»

26 фев 2025, 19:17
Рецензии на фильмы
17
0
Рецензия на фильм «Клинер»
Во время роскошного мероприятия, организованного крупной корпорацией, на сцену выходят вооружённые экоактивисты. Они требуют от состоятельных людей публичных признаний в их преступлениях, снимая всё на камеру. Единственная надежда на спасение — Джои Локк (Дейзи Ридли), мойщица окон, работающая на высоте в люльке. У неё есть личная заинтересованность в происходящем, ведь среди заложников её брат Майкл (Мэттью Тук), страдающий от расстройства аутистического спектра.


Известный британский режиссёр Мартин Кэмпбелл продолжает развивать свою любимую тему «девушки с оружием». Пик популярности «женского экшена» пришёлся на 1970-1980-е годы, когда был широко известен шпионский сериал «Ангелы Чарли», а также выходили боевики с участием таких актрис, как Пэм Гриер, Мишель Йео и Синтия Ротрок. К тому же режиссёр не упускает возможности использовать актуальные политические и геополитические события для маркетинга. В западных странах правые политические силы, поддерживающие крупный бизнес, всё чаще обвиняют защитников экологии в терроризме. В фильме Кэмпбелла один из экоактивистов оказывается психопатическим маньяком по имени Нео, который готов уничтожить человечество ради спасения планеты.


Многие уже отметили сходство «Клинера» с «Крепким орешком», однако режиссёр пошёл дальше, заимствовав элементы не только у Джона МакТирнана, но и у других экшенов — от «Матрицы» до «Небоскрёба». В фильме также можно заметить эстетические отсылки. Например, фамилия главной героини, бывшей спецназовки Джои Локк, которая пытается начать новую жизнь после увольнения, отсылает к английскому философу Джону Локку. Тот утверждал, что человек развивается, рефлексируя свои переживания и ощущения.

«Клинер» можно легко упрекнуть в вторичности и просто отмахнуться, как от чего-то незначительного. Но, с другой стороны, его можно рассматривать как интересный пример постмодернистского боевика. Стоит признать, что режиссёр мастерски использовал накопленные в кино традиции и образы. Героиня Дейзи Ридли обладает харизмой, которая напоминает персонажей, сыгранных Мишель Родригес в фильмах «Обитель зла» и «Спецназ Города ангелов». Однако сценаристы (Мэттью Ортон, Саймон Аттли и Пол Эндрю Уильямс) не ограничились созданием типичной супергероини. Они разработали для неё сложную психологическую предысторию, включающую трагичное детство и болезненное увольнение из армии. Дейзи Ридли, в свою очередь, привнесла в роль Локк обаяние и женственность. Это может быть ей близким, ведь когда-то актриса сама была вынуждена покинуть карьеру в кино и работать в пабе, прежде чем получить роль Рэй в «Звёздных войнах».


Брат Джои Локк напоминает повзрослевшего персонажа Мико Хьюза из фильма «Меркурий в опасности» Харольда Беккера. У него такие же трудности с социальной адаптацией, но при этом он является выдающимся хакером, способным взломать любую компьютерную систему. Главный антагонист, мастерски сыгранный английским актёром испанского происхождения Тазом Скайлером, напоминает персонажа-трикстера Нео из «Матрицы» (что не случайно, учитывая схожесть их имён). А Клайв Оуэн, которого рекламировали как звезду фильма (хотя его роль — это скорее эпизод), своим философскими монологами напоминает Морфеуса. Сходство усугубляется тем, что в сюжете именно он обнаруживает радикала Нео и пытается направить его разрушительную энергию в более мирное русло.

К сожалению, Мартин Кэмпбелл не сумел сохранить равномерный темп на протяжении всего фильма, из-за чего первые две трети, в которых Джои Локк пытается пробраться в здание, оказываются намного более захватывающими, чем финальная часть с противостоянием с бандитами. Несколько эффектных боёв (в частности, финальная схватка между Нео и Джои) не могут компенсировать слабости сюжета. Похоже, что главной героине слишком легко удаётся справиться с группой опытных вооружённых противников.


В первой половине фильма Мартин Кэмпбелл сумел создать напряжённую атмосферу, эффективно используя все доступные ему средства выражения. Хотя по части каскадёрских трюков на высоте лента уступает «Небоскрёбу» Роусона Маршалла Тёрбера, в панорамных съёмках она не имеет себе равных. Ощущение близости к смерти (высота, превышающая несколько десятков этажей!) прекрасно передано как режиссёром, так и оператором. Особое внимание стоит уделить психологически напряжённой сцене общения между Нео и Джои через стекло, которая отсылает к диалогам Клариссы Старлинг и Ганнибала Лектера в «Молчании ягнят».


Хотя «Клинер» имеет свои недостатки, он значительно превосходит предыдущую работу Кэмпбелла, «Грязные ангелы». Этот фильм подтверждает, что 81-летний режиссёр, известный такими экшенами, как «Маска Зорро» и «Вертикальный предел», всё ещё в отличной форме. Более того, героиня Джои Локк, благодаря продуманному сценарию и актёрскому мастерству Дейзи Ридли, стала убедительным и харизматичным персонажем, которому зрители легко могут сопереживать. Однако будущее сиквела будет зависеть от кассовых результатов, которые на данный момент не так впечатляют.

Читайте также:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!