Создать акаунт
GeekPlanet.ru » Рецензии на фильмы » Рецензия на фильм «Любовь Советского Союза»

Рецензия на фильм «Любовь Советского Союза»

22 июн 2025, 01:26
Рецензии на фильмы
13
0
Рецензия на фильм «Любовь Советского Союза»
Истоки практики превращать один и тот же проект сначала в полнометражный фильм, а затем — в расширенную телевизионную или стриминговую версию, отследить довольно трудно. Примером может служить даже «Фанни и Александр» Ингмара Бергмана, вышедшая как в формате кино, так и в более длинной ТВ-версии. Однако особенно устойчиво этот подход прижился на таких крупных российских площадках, как ВГТРК и Первый канал. При этом «Любовь Советского Союза» пошла по иному пути: изначально задуманная как восьмисерийная историческая драма, в итоге она была переосмыслена в формат полнометражного фильма. К сожалению, итоговая картина производит впечатление тизера более объемного сериала — с намеченными, но не раскрытыми сюжетными линиями.


Главная героиня, Галина (в исполнении Ангелины Стречиной), — символ красоты, идеологии и сцены — и есть та самая «любовь» эпохи. Выросшая в семье, тесно связанной с театром, она идет по стопам матери (Алена Бабенко), чтобы покорить подмостки. Действие разворачивается в 1930-х, на фоне трамвайного звона и афиш с лицом героини, украшающих улицы. В это время встречи с героями-авиаторами кажутся почти обыденными, а влюбленности — стремительными. Фильм воссоздает идеализированный образ времени, опираясь на реальные судьбы, хотя конкретные имена не упоминаются. Прототипами персонажей стали Валентина Серова — лауреатка Сталинской премии и звезда театра, летчик Ковров (в исполнении Кирилла Кузнецова), напоминающий маршала Серова, и драматург Симонов, трансформированный в образ Кирилла Туманова (Роман Васильев).


Намеренная дистанция от исторической точности — один из основных акцентов картины. Авторы не стремятся документально реконструировать события или заполнять пробелы в биографиях известных личностей. Тем более, что на экранах уже выходил сериал о Валентине Серовой — «Звезда эпохи», хоть и много лет назад. В новой работе Константина Эрнста зрителям предлагают не конкретные биографии, а собирательные персонажи, которые воплощают представления о поколении, чья молодость пришлась на военное время. Перед нами — романтизированные образы: искренние, светлые, исполненные патриотизма и чувства долга. Однако за отказом от историзма стоит и утрата драматургической глубины. Сценарий Сергея Снежкина скорее оперирует стереотипами и узнаваемыми элементами эпохи, чем объемными характерами. За два с половиной часа сложно действительно прочувствовать внутренний мир героини, живущей на сцене и за ее пределами в одинаково высоком регистре. О профессии Коврова зрителю известно немного — разве что его интерес к пьесам Островского. А вот сложные решения, с которыми сталкивалась Галина, чтобы сохранить признание и расти как актриса, остаются за пределами повествования. Основное внимание уделяется ее романтическим связям, а не личной или творческой эволюции.


Та самая великая любовь, то вспыхивающая, то угасающая, вновь возникает в центре внимания, не становясь при этом по-настоящему живой. Вместо того чтобы показать людей своего времени объемными и противоречивыми, фильм демонстрирует образы, собранные из набора идеальных качеств, как будто предназначенных исключительно для эффектных сцен выяснения отношений. Во второй части картины появляется ощущение, что сюжет вот-вот свернёт с идеализированной траектории — будто реальность вступит в противоречие с выхолощенной внешней оболочкой. Однако перемены в тоне скорее касаются визуального оформления и настроения, чем сути происходящего.


Тема репрессий, заявленная в описании фильма как значимая, действительно присутствует, но не становится полноценной частью повествования — она звучит фоном, не влияя радикально на развитие истории. Сталин (в исполнении Александра Устюгова) появляется в жизни героини с самого начала — с их короткой встречи во времена пионерского детства. Несмотря на потенциальную угрозу, его образ остаётся скорее благожелательным: он предстаёт в роли добродушного патриарха, с пониманием относящегося к избранной судьбой героине. Переосмысления фигуры вождя не происходит — образ остается в рамках привычного и обтекаемого.

Тем не менее, в фильме есть сцены, в которых авторы приближаются к более смелым и реалистичным художественным решениям. Эпизоды военного времени, в которых участвуют и Галина, и Кирилл Туманов, порой выходят за рамки героического лоска: здесь показываются не только патриотические песни у костра, но и мрачные стороны войны — расстрелы дезертиров, беспорядочное поведение солдат. Эти моменты — пусть и немногочисленные — выглядят наиболее подлинно и живо, в отличие от остального хронометража, преобладающе стилизованного и выверенного.


Фильм «Любовь Советского Союза» режиссёров Никиты Высоцкого и Николая Лебедева производит впечатление своего рода институционального ответа на «Мастера и Маргариту» Михаила Локшина. Если та картина использовала условность альтернативных 30-х, чтобы коснуться реальных тревог и противоречий времени, а литературных персонажей сделала узнаваемыми и человеческими, то здесь происходит обратное: реальные исторические фигуры представлены как глянцевые символы, словно сошедшие с поздравительных открыток, где царят благородные порывы и простые противопоставления добра и зла.

Возможно, если бы проект остался в формате сериала, позволив себе больше воздуха, тишины и человеческих деталей, он смог бы стать значимым высказыванием — особенно для старшего поколения, склонного к ностальгии. Однако в полнометражной версии зритель получает отполированную, внешне нарядную ленту, где герои с фарфоровыми лицами лишь чередуют эмоции — улыбаются, плачут, ждут — не выходя за рамки заданного образа.

Читайте также:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!