Рецензия на фильм «Любовь Советского Союза»

Истоки практики превращать один и тот же проект сначала в полнометражный фильм, а затем — в расширенную телевизионную или стриминговую версию, отследить довольно трудно. Примером может служить даже «Фанни и Александр» Ингмара Бергмана, вышедшая как в формате кино, так и в более длинной ТВ-версии. Однако особенно устойчиво этот подход прижился на таких крупных российских площадках, как ВГТРК и Первый канал. При этом «Любовь Советского Союза» пошла по иному пути: изначально задуманная как восьмисерийная историческая драма, в итоге она была переосмыслена в формат полнометражного фильма. К сожалению, итоговая картина производит впечатление тизера более объемного сериала — с намеченными, но не раскрытыми сюжетными линиями.

Главная героиня, Галина (в исполнении Ангелины Стречиной), — символ красоты, идеологии и сцены — и есть та самая «любовь» эпохи. Выросшая в семье, тесно связанной с театром, она идет по стопам матери (Алена Бабенко), чтобы покорить подмостки. Действие разворачивается в 1930-х, на фоне трамвайного звона и афиш с лицом героини, украшающих улицы. В это время встречи с героями-авиаторами кажутся почти обыденными, а влюбленности — стремительными. Фильм воссоздает идеализированный образ времени, опираясь на реальные судьбы, хотя конкретные имена не упоминаются. Прототипами персонажей стали Валентина Серова — лауреатка Сталинской премии и звезда театра, летчик Ковров (в исполнении Кирилла Кузнецова), напоминающий маршала Серова, и драматург Симонов, трансформированный в образ Кирилла Туманова (Роман Васильев).

Намеренная дистанция от исторической точности — один из основных акцентов картины. Авторы не стремятся документально реконструировать события или заполнять пробелы в биографиях известных личностей. Тем более, что на экранах уже выходил сериал о Валентине Серовой — «Звезда эпохи», хоть и много лет назад. В новой работе Константина Эрнста зрителям предлагают не конкретные биографии, а собирательные персонажи, которые воплощают представления о поколении, чья молодость пришлась на военное время. Перед нами — романтизированные образы: искренние, светлые, исполненные патриотизма и чувства долга. Однако за отказом от историзма стоит и утрата драматургической глубины. Сценарий Сергея Снежкина скорее оперирует стереотипами и узнаваемыми элементами эпохи, чем объемными характерами. За два с половиной часа сложно действительно прочувствовать внутренний мир героини, живущей на сцене и за ее пределами в одинаково высоком регистре. О профессии Коврова зрителю известно немного — разве что его интерес к пьесам Островского. А вот сложные решения, с которыми сталкивалась Галина, чтобы сохранить признание и расти как актриса, остаются за пределами повествования. Основное внимание уделяется ее романтическим связям, а не личной или творческой эволюции.

Та самая великая любовь, то вспыхивающая, то угасающая, вновь возникает в центре внимания, не становясь при этом по-настоящему живой. Вместо того чтобы показать людей своего времени объемными и противоречивыми, фильм демонстрирует образы, собранные из набора идеальных качеств, как будто предназначенных исключительно для эффектных сцен выяснения отношений. Во второй части картины появляется ощущение, что сюжет вот-вот свернёт с идеализированной траектории — будто реальность вступит в противоречие с выхолощенной внешней оболочкой. Однако перемены в тоне скорее касаются визуального оформления и настроения, чем сути происходящего.

Тема репрессий, заявленная в описании фильма как значимая, действительно присутствует, но не становится полноценной частью повествования — она звучит фоном, не влияя радикально на развитие истории. Сталин (в исполнении Александра Устюгова) появляется в жизни героини с самого начала — с их короткой встречи во времена пионерского детства. Несмотря на потенциальную угрозу, его образ остаётся скорее благожелательным: он предстаёт в роли добродушного патриарха, с пониманием относящегося к избранной судьбой героине. Переосмысления фигуры вождя не происходит — образ остается в рамках привычного и обтекаемого.
Тем не менее, в фильме есть сцены, в которых авторы приближаются к более смелым и реалистичным художественным решениям. Эпизоды военного времени, в которых участвуют и Галина, и Кирилл Туманов, порой выходят за рамки героического лоска: здесь показываются не только патриотические песни у костра, но и мрачные стороны войны — расстрелы дезертиров, беспорядочное поведение солдат. Эти моменты — пусть и немногочисленные — выглядят наиболее подлинно и живо, в отличие от остального хронометража, преобладающе стилизованного и выверенного.

Фильм «Любовь Советского Союза» режиссёров Никиты Высоцкого и Николая Лебедева производит впечатление своего рода институционального ответа на «Мастера и Маргариту» Михаила Локшина. Если та картина использовала условность альтернативных 30-х, чтобы коснуться реальных тревог и противоречий времени, а литературных персонажей сделала узнаваемыми и человеческими, то здесь происходит обратное: реальные исторические фигуры представлены как глянцевые символы, словно сошедшие с поздравительных открыток, где царят благородные порывы и простые противопоставления добра и зла.
Возможно, если бы проект остался в формате сериала, позволив себе больше воздуха, тишины и человеческих деталей, он смог бы стать значимым высказыванием — особенно для старшего поколения, склонного к ностальгии. Однако в полнометражной версии зритель получает отполированную, внешне нарядную ленту, где герои с фарфоровыми лицами лишь чередуют эмоции — улыбаются, плачут, ждут — не выходя за рамки заданного образа.

Главная героиня, Галина (в исполнении Ангелины Стречиной), — символ красоты, идеологии и сцены — и есть та самая «любовь» эпохи. Выросшая в семье, тесно связанной с театром, она идет по стопам матери (Алена Бабенко), чтобы покорить подмостки. Действие разворачивается в 1930-х, на фоне трамвайного звона и афиш с лицом героини, украшающих улицы. В это время встречи с героями-авиаторами кажутся почти обыденными, а влюбленности — стремительными. Фильм воссоздает идеализированный образ времени, опираясь на реальные судьбы, хотя конкретные имена не упоминаются. Прототипами персонажей стали Валентина Серова — лауреатка Сталинской премии и звезда театра, летчик Ковров (в исполнении Кирилла Кузнецова), напоминающий маршала Серова, и драматург Симонов, трансформированный в образ Кирилла Туманова (Роман Васильев).

Намеренная дистанция от исторической точности — один из основных акцентов картины. Авторы не стремятся документально реконструировать события или заполнять пробелы в биографиях известных личностей. Тем более, что на экранах уже выходил сериал о Валентине Серовой — «Звезда эпохи», хоть и много лет назад. В новой работе Константина Эрнста зрителям предлагают не конкретные биографии, а собирательные персонажи, которые воплощают представления о поколении, чья молодость пришлась на военное время. Перед нами — романтизированные образы: искренние, светлые, исполненные патриотизма и чувства долга. Однако за отказом от историзма стоит и утрата драматургической глубины. Сценарий Сергея Снежкина скорее оперирует стереотипами и узнаваемыми элементами эпохи, чем объемными характерами. За два с половиной часа сложно действительно прочувствовать внутренний мир героини, живущей на сцене и за ее пределами в одинаково высоком регистре. О профессии Коврова зрителю известно немного — разве что его интерес к пьесам Островского. А вот сложные решения, с которыми сталкивалась Галина, чтобы сохранить признание и расти как актриса, остаются за пределами повествования. Основное внимание уделяется ее романтическим связям, а не личной или творческой эволюции.

Та самая великая любовь, то вспыхивающая, то угасающая, вновь возникает в центре внимания, не становясь при этом по-настоящему живой. Вместо того чтобы показать людей своего времени объемными и противоречивыми, фильм демонстрирует образы, собранные из набора идеальных качеств, как будто предназначенных исключительно для эффектных сцен выяснения отношений. Во второй части картины появляется ощущение, что сюжет вот-вот свернёт с идеализированной траектории — будто реальность вступит в противоречие с выхолощенной внешней оболочкой. Однако перемены в тоне скорее касаются визуального оформления и настроения, чем сути происходящего.

Тема репрессий, заявленная в описании фильма как значимая, действительно присутствует, но не становится полноценной частью повествования — она звучит фоном, не влияя радикально на развитие истории. Сталин (в исполнении Александра Устюгова) появляется в жизни героини с самого начала — с их короткой встречи во времена пионерского детства. Несмотря на потенциальную угрозу, его образ остаётся скорее благожелательным: он предстаёт в роли добродушного патриарха, с пониманием относящегося к избранной судьбой героине. Переосмысления фигуры вождя не происходит — образ остается в рамках привычного и обтекаемого.
Тем не менее, в фильме есть сцены, в которых авторы приближаются к более смелым и реалистичным художественным решениям. Эпизоды военного времени, в которых участвуют и Галина, и Кирилл Туманов, порой выходят за рамки героического лоска: здесь показываются не только патриотические песни у костра, но и мрачные стороны войны — расстрелы дезертиров, беспорядочное поведение солдат. Эти моменты — пусть и немногочисленные — выглядят наиболее подлинно и живо, в отличие от остального хронометража, преобладающе стилизованного и выверенного.

Фильм «Любовь Советского Союза» режиссёров Никиты Высоцкого и Николая Лебедева производит впечатление своего рода институционального ответа на «Мастера и Маргариту» Михаила Локшина. Если та картина использовала условность альтернативных 30-х, чтобы коснуться реальных тревог и противоречий времени, а литературных персонажей сделала узнаваемыми и человеческими, то здесь происходит обратное: реальные исторические фигуры представлены как глянцевые символы, словно сошедшие с поздравительных открыток, где царят благородные порывы и простые противопоставления добра и зла.
Возможно, если бы проект остался в формате сериала, позволив себе больше воздуха, тишины и человеческих деталей, он смог бы стать значимым высказыванием — особенно для старшего поколения, склонного к ностальгии. Однако в полнометражной версии зритель получает отполированную, внешне нарядную ленту, где герои с фарфоровыми лицами лишь чередуют эмоции — улыбаются, плачут, ждут — не выходя за рамки заданного образа.
Читайте также:

9 лучших российских сериалов 2024 года
Новогодние праздники предоставляют отличную возможность наверстать то, что не удалось посмотреть в течение насыщенного года, богатого на фильмы и сериалы. На отечественных телеканалах и в

Рецензия на фильм «Субстанция»
Пока трудно предсказать, как «Субстанция» проявит себя за пределами Каннского кинофестиваля, где она ярко выделилась среди участников. Этот год стал временем, когда режиссеры полностью отошли от

Горячие новинки кино в марте 2025, которые можно смотреть прямо сейчас
Эта неделя предлагает зрителям целую палитру жанров и эмоций — от неонового фэнтези с музыкальными номерами до напряженного триллера о дайверах. В подборке: эпичная рок-опера О'Десса, в которой Сэди

Лучшие новинки кино в января 2025, которые уже можно смотреть онлайн
В этой статье мы расскажем о самых ярких фильмах, которые уже доступны для просмотра онлайн. В этом списке — мюзикл «Злая: Сказка о ведьме Запада», который захватил зрителей яркими номерами и
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!