Рецензия и отзывы на фильм «Священная дорога»

После конфликта с родителями студентка Элис (Меган МакДоннел) садится за руль отцовского автомобиля и уезжает без определённого направления. В два часа ночи тишину семейного дома нарушает звонок. Девушка сообщает матери, Мэдди (Розамунд Пайк), что на тёмной лесной дороге сбила выбежавшую на проезжую часть незнакомку. Отец Фрэнк (Мэттью Риз) вместе с женой спешит к дочери, дорога занимает около часа. Мэдди, имеющая опыт работы в скорой помощи, по телефону пытается определить состояние пострадавшей и инструктирует Элис, как оказать первую помощь. Пока родители едут, они обсуждают, как поддержать дочь и найти выход из сложной ситуации.

Постановщик фильма — Бабак Анвари, родом из Тегерана. В 19 лет он перебрался в Лондон, где и получил профессиональное образование в кино. Первую известность режиссёру принес психологический хоррор «В тени», рассказывающий о женщине и её сыне, оказавшихся в тегеранской квартире во времена ирано-иракской войны лицом к лицу с джинном. Премьера этой работы состоялась на фестивале «Сандэнс» в 2016 году. Дальнейшие проекты — «Раны» и «Я был там», созданные для Netflix, вызвали неоднозначную реакцию у критиков и зрителей. Казалось, что режиссёр утратил прежнюю остроту, но «Священная дорога» опровергла такие прогнозы и показала, что Анвари по-прежнему в хорошей форме.
Фильм дебютировал на фестивале SXSW в Остине. Съёмки, занявшие всего 17 дней, проходили в Ирландии и Чехии. Автором сценария выступил новичок — Уильям Гиллес. Несмотря на то, что картина не снята одним непрерывным дублем, актёры репетировали сцены в хронологическом порядке, создавая эффект цельного действия.

«Священная дорога» представляет собой камерный триллер, снятый в режиме реального времени. В 2010-х подобный формат получил популярность благодаря фильму «Лок» с Томом Харди, где вся история разворачивалась в машине, а главный герой решал личные и семейные проблемы по телефону. Похожие приёмы использовались в «Коллекторе» Алексея Красовского о ночных испытаниях коллектора долгов, а также в датском «Виновном» и его американской версии с Джейком Джилленхолом, где оператор службы спасения пытался спасти похищенную женщину. Несмотря на то что классические монотриллеры строятся вокруг одного персонажа в кадре, подобные фильмы иногда расширяют число действующих лиц, сохраняя при этом атмосферу замкнутого пространства. В прошлом году российский прокат видел мистический хоррор с Ником Фростом «Перевозчик душ» о паре пассажиров, оказавшейся в ловушке у демонического водителя. «Священная дорога» по своей структуре и духу ближе всего к этой ленте.

За исключением небольших пролога и финала, почти всё действие фильма разворачивается внутри автомобиля. На экране мы видим в основном героев Розамунд Пайк и Мэттью Риза, которые во время поездки разговаривают с Элис по телефону. Для родителей происходящее превращается в настоящий кошмар: стоит ли сразу звонить в полицию? возможно ли, что пострадавшую ещё можно спасти? Фрэнку приходит в голову мысль взять вину на себя и выдать случившееся так, будто Элис вовсе не присутствовала на месте аварии. Чем дальше они едут, тем сильнее нарастает напряжение: и Фрэнк, и Мэдди находятся на грани истерики, но вынуждены сдерживаться ради дочери. Именно в этот момент решается её будущее — и любой неверный шаг способен усугубить положение. Постепенно в диалоге всплывают новые подробности о ночных событиях и о причине конфликта Элис с родителями, что делает семейную ситуацию ещё более драматичной.
Анвари удалось создать фильм, который воспринимается как интерактивный опыт: зрителю легко представить себя и на месте растерянной Элис, и в роли обеспокоенных родителей. Идеального выхода нет, приходится выбирать меньшее из зол, и вместе с героями публика прокручивает все возможные сценарии развития событий.

В картинах, построенных в духе радиопьесы, ключевое значение имеют сценарий и актёрская игра, но в «Священной дороге» режиссёр также поддерживает визуальный интерес. Камера то фиксирует машину сверху, то задерживается на напряжённых лицах пассажиров, то обращена в сторону мрачного леса, поглощённого ночной тьмой. На пути не встречается ни домов, ни случайных свидетелей — лишь бесконечная дорога и полная изоляция, усиливающие тревожное ощущение. Время уходит, и это ощущается буквально в каждом кадре. Анвари использует выразительные детали сдержанно: например, цифры обратного отсчёта на экране навигатора, отражающиеся в лице Фрэнка, или красное мерцание светофора на лице Мэдди, создают предчувствие беды.

«Священная дорога» — это минималистичный триллер, мастерски сделанный в условиях ограниченного пространства и простых декораций. Семейный конфликт, ночь, пустынная дорога и авария — всё это складывается в прочный фундамент жанровой истории. Режиссёр, актёры и сценарист справились с задачей без фальши, и вряд ли найдётся зритель, который пожелал бы оказаться в положении героев. Работа Анвари имеет все шансы оказаться одним из неожиданных жанровых открытий года.

Постановщик фильма — Бабак Анвари, родом из Тегерана. В 19 лет он перебрался в Лондон, где и получил профессиональное образование в кино. Первую известность режиссёру принес психологический хоррор «В тени», рассказывающий о женщине и её сыне, оказавшихся в тегеранской квартире во времена ирано-иракской войны лицом к лицу с джинном. Премьера этой работы состоялась на фестивале «Сандэнс» в 2016 году. Дальнейшие проекты — «Раны» и «Я был там», созданные для Netflix, вызвали неоднозначную реакцию у критиков и зрителей. Казалось, что режиссёр утратил прежнюю остроту, но «Священная дорога» опровергла такие прогнозы и показала, что Анвари по-прежнему в хорошей форме.
Фильм дебютировал на фестивале SXSW в Остине. Съёмки, занявшие всего 17 дней, проходили в Ирландии и Чехии. Автором сценария выступил новичок — Уильям Гиллес. Несмотря на то, что картина не снята одним непрерывным дублем, актёры репетировали сцены в хронологическом порядке, создавая эффект цельного действия.

«Священная дорога» представляет собой камерный триллер, снятый в режиме реального времени. В 2010-х подобный формат получил популярность благодаря фильму «Лок» с Томом Харди, где вся история разворачивалась в машине, а главный герой решал личные и семейные проблемы по телефону. Похожие приёмы использовались в «Коллекторе» Алексея Красовского о ночных испытаниях коллектора долгов, а также в датском «Виновном» и его американской версии с Джейком Джилленхолом, где оператор службы спасения пытался спасти похищенную женщину. Несмотря на то что классические монотриллеры строятся вокруг одного персонажа в кадре, подобные фильмы иногда расширяют число действующих лиц, сохраняя при этом атмосферу замкнутого пространства. В прошлом году российский прокат видел мистический хоррор с Ником Фростом «Перевозчик душ» о паре пассажиров, оказавшейся в ловушке у демонического водителя. «Священная дорога» по своей структуре и духу ближе всего к этой ленте.

За исключением небольших пролога и финала, почти всё действие фильма разворачивается внутри автомобиля. На экране мы видим в основном героев Розамунд Пайк и Мэттью Риза, которые во время поездки разговаривают с Элис по телефону. Для родителей происходящее превращается в настоящий кошмар: стоит ли сразу звонить в полицию? возможно ли, что пострадавшую ещё можно спасти? Фрэнку приходит в голову мысль взять вину на себя и выдать случившееся так, будто Элис вовсе не присутствовала на месте аварии. Чем дальше они едут, тем сильнее нарастает напряжение: и Фрэнк, и Мэдди находятся на грани истерики, но вынуждены сдерживаться ради дочери. Именно в этот момент решается её будущее — и любой неверный шаг способен усугубить положение. Постепенно в диалоге всплывают новые подробности о ночных событиях и о причине конфликта Элис с родителями, что делает семейную ситуацию ещё более драматичной.
Анвари удалось создать фильм, который воспринимается как интерактивный опыт: зрителю легко представить себя и на месте растерянной Элис, и в роли обеспокоенных родителей. Идеального выхода нет, приходится выбирать меньшее из зол, и вместе с героями публика прокручивает все возможные сценарии развития событий.

В картинах, построенных в духе радиопьесы, ключевое значение имеют сценарий и актёрская игра, но в «Священной дороге» режиссёр также поддерживает визуальный интерес. Камера то фиксирует машину сверху, то задерживается на напряжённых лицах пассажиров, то обращена в сторону мрачного леса, поглощённого ночной тьмой. На пути не встречается ни домов, ни случайных свидетелей — лишь бесконечная дорога и полная изоляция, усиливающие тревожное ощущение. Время уходит, и это ощущается буквально в каждом кадре. Анвари использует выразительные детали сдержанно: например, цифры обратного отсчёта на экране навигатора, отражающиеся в лице Фрэнка, или красное мерцание светофора на лице Мэдди, создают предчувствие беды.

«Священная дорога» — это минималистичный триллер, мастерски сделанный в условиях ограниченного пространства и простых декораций. Семейный конфликт, ночь, пустынная дорога и авария — всё это складывается в прочный фундамент жанровой истории. Режиссёр, актёры и сценарист справились с задачей без фальши, и вряд ли найдётся зритель, который пожелал бы оказаться в положении героев. Работа Анвари имеет все шансы оказаться одним из неожиданных жанровых открытий года.
Читайте также:

«Священная дорога» (2025) - объяснение концовки и смысл фильма
Картина «Священная дорога» с Розамунд Пайк в главной роли — это эмоциональная история, затрагивающая важные темы родительской ответственности и чувства вины. Фильм выстроен как напряжённый хоррор, в

«Особо опасный пассажир» (2025) - объяснение концовки и смысл фильма
В 2025 году на экраны выйдет напряжённый триллер с элементами экшн «Особо опасный пассажир», режиссёром которого стал Мэл Гибсон. Это его первая работа в качестве постановщика после победившего на

Рецензия и отзывы на фильм «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича»
Новогодний период, как и другие праздники, становится отличным поводом для кинотеатров пополнить свои программы сказочными фильмами. Ежегодно российская киноиндустрия радует зрителей наиболее

«Школьные духи» - 2 сезон: объяснение концовки и ее смысл
В финальной серии второго сезона «Школьных духов» нас ждёт сложная развязка, которая порождает множество вопросов о будущем сериала. Эпизод кажется немного затянутым и не приносит значимых новых
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!