Создать акаунт
GeekPlanet.ru » Рецензии на фильмы » Рецензия на фильм «Здравствуй, грусть»

Рецензия на фильм «Здравствуй, грусть»

19 июн 2025, 19:00
Рецензии на фильмы
8
0
Рецензия на фильм «Здравствуй, грусть»
Более семи десятилетий назад была опубликована небольшая по объёму, но насыщенная по содержанию книга под названием «Здравствуй, грусть». Свой первый роман восемнадцатилетняя Франсуаза Саган написала в юном возрасте, и он сразу же привлёк внимание широкой публики. Несмотря на впечатляющий успех, произведение вызвало и немало споров — часть общества оказалась шокирована откровенностью повествования и вызывающим поведением главной героини. В последующие годы писательница выпустила около двух десятков книг, но именно эта ранняя работа, созданная ею в подростковом возрасте, остаётся самой узнаваемой в её творчестве. Уже спустя четыре года после выхода романа состоялась первая экранизация — режиссёр Отто Премингер пригласил на главную роль Джин Сиберг, которая позднее станет символом французского кинематографа новой волны. Сегодня за новую адаптацию взялась Дурга Чю-Бозе — начинающая постановщица и писательница, известная своим сборником эссе о взрослении, темы которого во многом перекликаются с романом Саган.


Фоном для истории снова становится юг Франции: солнечное побережье, шум прибоя, каменистые берега. Семнадцатилетняя Сесиль (Лили Макинерни) проводит лето на Лазурном берегу вместе с отцом Раймоном (Клас Банг) и его спутницей Эльзой (Наиля Арзун). Их дни наполнены неспешными удовольствиями — завтраки на террасе, пляжный отдых, праздное времяпрепровождение в вилле. Однако безмятежность нарушает появление Анны (Хлоя Севиньи), старой подруги умершей матери Сесиль, с которой у Раймона завязываются теплые и, возможно, более глубокие отношения.

Произведение Саган можно охарактеризовать как роман о настроении — он передаёт атмосферу томного лета, когда время словно замедляется, а дневная дремота становится частью ежедневного ритма. Дурга Чю-Бозе с вниманием к деталям переносит это настроение на экран, стараясь сохранить нежную, чуть меланхоличную интонацию оригинала. В кадре преобладают прохладные синие и голубые оттенки, усиливающие ощущение внутренней грусти, охватившей обитателей виллы.


Новая экранизация поражает визуальной выразительностью: режиссёрка уделяет большое внимание нюансам — от оформления интерьеров до книг, оставленных на столиках. Именно через такие мелкие детали зритель лучше узнаёт персонажей и начинает замечать скрытые связи между ними. Особенно запоминается утренний эпизод с яблоками — простая сцена, в которой три женщины по-разному едят фрукт, становится своеобразным отражением их характеров. Камера фиксирует лица Анны, Эльзы и Сесиль, давая понять, что в каждой мелочи кроется нечто большее. Подобные моменты позволяют оценить тонкость и наблюдательность, с которой Дурга Чю-Бозе подходит к своему режиссёрскому дебюту.

Одним из основных отличий новой экранизации от оригинального романа стало смещение временных рамок. Режиссёрка переносит действие в наши дни: теперь герои живут не только среди книг, но и с телефонами в руках. Произведение Саган точно отражало дух 1950-х годов во Франции — эпохи, когда ещё не наступила сексуальная революция, но уже чувствовались первые сдвиги в общественных взглядах. Главная героиня, Сесиль, позволяет себе лёгкий роман с местным молодым человеком Сирилом (в кино его играет Алеша Шнайдер), при этом не испытывая к нему глубокой привязанности. Её образ символизирует новое поколение, выросшее после войны: поколение, которое стремится к свободе, отвергает навязанные нормы и противится контролю со стороны взрослых — в частности, Анны, желающей направить девушку на «правильный» путь и заставить сосредоточиться на учёбе. Эти мотивы сохранены в фильме, однако из-за современного антуража часть подтекстов и метафор, заложенных в романе, неизбежно теряется.


Тем не менее, центральная идея остаётся прежней — это история о прощании с беззаботной юностью. Сесиль воспринимает приход Анны как вмешательство в привычный порядок вещей: лёгкие летние дни с отцом, наполненные праздностью и весельем, сменяются новыми требованиями и ограничениями. Девушке предстоит быстро повзрослеть, примерить на себя образ ответственной и рассудительной, быть похожей на сдержанную и рассудительную Анну. Основная интрига сюжета связана с продуманной тактикой Сесиль, но ради зрителей, не знакомых с первоисточником, не будем раскрывать деталей. Отметим лишь, что внутренние переживания героини, её сомнения и моральные колебания, так ярко выраженные в книге, в фильме кажутся менее ощутимыми. Эмоции Сесиль то окрашены раздражением, то сменяются симпатией, но глубокий внутренний конфликт остаётся скорее фоном, чем движущей силой повествования.

Удивительно, но эмоциональный центр фильма — не актёрская игра опытной Хлои Севиньи, а исполнение главной роли Лили Макинерни, для которой Сесиль стала всего второй работой в кино. После дебюта в независимой драме «Пальмы и линии электропередач» она вновь демонстрирует тонкость и сдержанную выразительность. В её взгляде читается лёгкая тоска по ускользающему беззаботному времени — в этой роли она выглядит абсолютно органично.


Новая версия «Здравствуй, грусть» не стремится кардинально переосмыслить роман, скорее она старается быть понятной как преданным поклонникам Саган, так и зрителям, незнакомым с её творчеством. Обе аудитории найдут в фильме поводы для сопереживания: живописные виды Лазурного берега, приглушённую печаль, пронизывающую каждый кадр, и атмосферу, в которой так легко уловить грустные отголоски взросления. В конечном итоге это история не только о потерянной юности, но и о сложностях человеческих отношений, конфликте поколений и осознании того, что в жизни неизбежно соседствуют свет и тень.

Читайте также:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!