Рецензия на сериал «Натали и Александр»

После свадьбы Пушкин зашел в спальню с понятными намерениями, но Наталья встретила его с холодным, напряжённым взглядом. Он, стараясь шутить, стянул с неё одеяло и сказал с лёгкой усмешкой:
— Ну же, явись мне, неуловимый образ!
Но она отстранилась. Он попытался приблизиться снова, на этот раз настойчиво — в итоге оба оказались на полу. Когда он предпринял следующую попытку, уже стоя, Наталья влепила ему пощёчину. Пушкин ушёл, так ничего и не добившись, и пропадал где-то до самого утра. Вероятно, искал утешения на стороне. А какие у него были варианты?

Во время просмотра сериала «Натали и Александр», который транслируется на Первом канале параллельно с кинопремьерой мюзикла «Пророк», не покидает ощущение неловкости. Видно, что создатели решили использовать повышенное внимание к фигуре поэта: раз уж в раскрутку фильма с Юрием Борисовым вложены серьёзные средства, почему бы не извлечь из этого выгоду и для телевизионного проекта?
Создатели сериала настаивают: он не о «великом поэте», а о его личной жизни. За шесть лет совместной жизни Натальи и Александра, говорят они, уместились страсти, четверо детей, сцены ревности и, в финале, роковая дуэль, вызванная, как подаётся, поведением Натальи Николаевны. Материал, действительно, благодатный для экранизации.
Режиссёра выбрали достойного — Владимир Щегольков, снявший крепкий сериал «Везет» с последней ролью Владимира Меньшова, и вполне смотрибельный «Цербер».

Историки, без сомнения, найдут множество неточностей. Так, в действительности ухаживания Пушкина за Натальей растянулись на годы, а в сериале он делает ей предложение уже спустя пару часов после знакомства, будучи навеселе. Ночью. Но это, как говорится, «допущение ради драмы». В конце концов, ни один свидетель всего не зафиксировал.
Однако в стремлении показать Пушкина как «обычного человека» авторы перегнули палку.
Конечно, Пушкин — это не только литература, но и живая плоть. Он ел, болел, выпивал, влюблялся, ревновал, имел физические желания. Всё это было. Но ведь в нём было и нечто большее, то, что отличает его от нас — что-то, что выливалось в поэзию, в строчки, живущие века, что-то, что горело в нём, сжигало его изнутри и оставило тепло для будущих поколений.
Он ведь был, говоря прямо, чем-то вроде сосуда, через который проявлялось нечто высшее?

Вот этого — в сериале нет вовсе. Вместо живого, внутренне сложного поэта — невыразительный персонаж с одними и теми же стеклянными глазами, будь он на балу, за письменным столом или прося у родителей денег. Всё, что он делает — словно с одной и той же нотой.
Как и песни, написанные алгоритмами: гладкие, технически выверенные, порой даже красивые. Но без души. Таким же оказался и Пушкин в исполнении Александра Зарядина — словно мягкая игрушка с бакенбардами.
В сериале даже не затронут конфликт между поэтом и властью. Вместо этого перед нами — образ доброго монарха (в исполнении Александра Мизева), выступающего как заботливый наставник, и легкомысленного, неугомонного Пушкина, которому постоянно приходится напоминать о долге. Император поручает ему не что иное, как обновление русского языка — задача почти сакральная.

Пушкин, надо сказать, не возражает — он и сам давно об этом задумывался. Но всё никак не соберётся: отвлекается, разбрасывается.
Мораль сериала, кажется, такова: если бы Александр Сергеевич внимал царским советам — может, и судьба его сложилась бы иначе.
А где же внутренний мир поэта, о котором говорили в школах и вузах? Там, где должны быть душевные терзания, сомнения, творческие порывы, — тишина. Вместо сложного и противоречивого характера — образ, будто вырезанный из пенопласта. И сценаристы по этой поверхности лишь слегка скребут. Пушкин у них — человек мелочный, обидчивый, без внутреннего огня. Причем и это показано без нюансов — взгляд у героя по-прежнему пустой.

Обвинять в этом актёра Александра Зарядина, наверное, не стоит. Он ведь не отвечает за художественные решения. Именно режиссёр и сценаристы сделали первую брачную ночь Пушкина и Натали похожей на сцену в трактире с нетрезвым матросом. Ни метафор, ни аллюзий, ни намёков — только прямолинейность и натурализм.
И хорошо ещё, что сам Пушкин этого не увидел. Уж он бы точно не остался в долгу — эпиграммой бы ответил.
Зато Полина Кутепова, исполнившая роль матери Натальи, оказалась по-настоящему убедительной. Жаль только, что история — не о ней.
— Ну же, явись мне, неуловимый образ!
Но она отстранилась. Он попытался приблизиться снова, на этот раз настойчиво — в итоге оба оказались на полу. Когда он предпринял следующую попытку, уже стоя, Наталья влепила ему пощёчину. Пушкин ушёл, так ничего и не добившись, и пропадал где-то до самого утра. Вероятно, искал утешения на стороне. А какие у него были варианты?

Во время просмотра сериала «Натали и Александр», который транслируется на Первом канале параллельно с кинопремьерой мюзикла «Пророк», не покидает ощущение неловкости. Видно, что создатели решили использовать повышенное внимание к фигуре поэта: раз уж в раскрутку фильма с Юрием Борисовым вложены серьёзные средства, почему бы не извлечь из этого выгоду и для телевизионного проекта?
Создатели сериала настаивают: он не о «великом поэте», а о его личной жизни. За шесть лет совместной жизни Натальи и Александра, говорят они, уместились страсти, четверо детей, сцены ревности и, в финале, роковая дуэль, вызванная, как подаётся, поведением Натальи Николаевны. Материал, действительно, благодатный для экранизации.
Режиссёра выбрали достойного — Владимир Щегольков, снявший крепкий сериал «Везет» с последней ролью Владимира Меньшова, и вполне смотрибельный «Цербер».

Историки, без сомнения, найдут множество неточностей. Так, в действительности ухаживания Пушкина за Натальей растянулись на годы, а в сериале он делает ей предложение уже спустя пару часов после знакомства, будучи навеселе. Ночью. Но это, как говорится, «допущение ради драмы». В конце концов, ни один свидетель всего не зафиксировал.
Однако в стремлении показать Пушкина как «обычного человека» авторы перегнули палку.
Конечно, Пушкин — это не только литература, но и живая плоть. Он ел, болел, выпивал, влюблялся, ревновал, имел физические желания. Всё это было. Но ведь в нём было и нечто большее, то, что отличает его от нас — что-то, что выливалось в поэзию, в строчки, живущие века, что-то, что горело в нём, сжигало его изнутри и оставило тепло для будущих поколений.
Он ведь был, говоря прямо, чем-то вроде сосуда, через который проявлялось нечто высшее?

Вот этого — в сериале нет вовсе. Вместо живого, внутренне сложного поэта — невыразительный персонаж с одними и теми же стеклянными глазами, будь он на балу, за письменным столом или прося у родителей денег. Всё, что он делает — словно с одной и той же нотой.
Как и песни, написанные алгоритмами: гладкие, технически выверенные, порой даже красивые. Но без души. Таким же оказался и Пушкин в исполнении Александра Зарядина — словно мягкая игрушка с бакенбардами.
В сериале даже не затронут конфликт между поэтом и властью. Вместо этого перед нами — образ доброго монарха (в исполнении Александра Мизева), выступающего как заботливый наставник, и легкомысленного, неугомонного Пушкина, которому постоянно приходится напоминать о долге. Император поручает ему не что иное, как обновление русского языка — задача почти сакральная.

Пушкин, надо сказать, не возражает — он и сам давно об этом задумывался. Но всё никак не соберётся: отвлекается, разбрасывается.
Мораль сериала, кажется, такова: если бы Александр Сергеевич внимал царским советам — может, и судьба его сложилась бы иначе.
А где же внутренний мир поэта, о котором говорили в школах и вузах? Там, где должны быть душевные терзания, сомнения, творческие порывы, — тишина. Вместо сложного и противоречивого характера — образ, будто вырезанный из пенопласта. И сценаристы по этой поверхности лишь слегка скребут. Пушкин у них — человек мелочный, обидчивый, без внутреннего огня. Причем и это показано без нюансов — взгляд у героя по-прежнему пустой.

Обвинять в этом актёра Александра Зарядина, наверное, не стоит. Он ведь не отвечает за художественные решения. Именно режиссёр и сценаристы сделали первую брачную ночь Пушкина и Натали похожей на сцену в трактире с нетрезвым матросом. Ни метафор, ни аллюзий, ни намёков — только прямолинейность и натурализм.
И хорошо ещё, что сам Пушкин этого не увидел. Уж он бы точно не остался в долгу — эпиграммой бы ответил.
Зато Полина Кутепова, исполнившая роль матери Натальи, оказалась по-настоящему убедительной. Жаль только, что история — не о ней.
Читайте также:

Рецензия на блокбастер «Пророк. История Александра Пушкина»
Фильм «Пророк. История Александра Пушкина» — это биографический боевик с элементами дерзости и гламура о русском поэте. Срежиссированный дебютантом Феликсом Умаровым, фильм оставляет несколько

«Дюна: Пророчество» - 4 серия: объяснение концовки и ее смысл
В четвертом эпизоде «Дюны: Пророчество» появляются новые сюжетные линии, которые создают больше вопросов, чем дают ответов. События шоу HBO разворачиваются за 10 000 лет до того, как происходят

Чего ждать от второго сезона «Дюна: Пророчество»
22 декабря завершился первый сезон научно-фантастического сериала «Дюна: Пророчество». В этой статье обсудим, как он проявил себя на старте, что произошло в заключительных сериях и чего стоит ожидать

«Пара по соседству» - 2 сезон: объяснение концовки и ее смысл
Финал сериала «Пара по соседству» оставляет зрителей в растерянности, вызывая множество вопросов. Основное внимание в этом захватывающем триллере, который вышел на канале Starz, уделено двум парам,
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!