Рецензия на блокбастер «Пророк. История Александра Пушкина»

Фильм «Пророк. История Александра Пушкина» — это биографический боевик с элементами дерзости и гламура о русском поэте. Срежиссированный дебютантом Феликсом Умаровым, фильм оставляет несколько двусмысленное ощущение: за два с половиной часа зрители будут смеяться, недоумевать, возмущаться и переживать смешанные чувства к Пушкину, но, в любом случае, не останутся равнодушными. Давайте разберемся, насколько хорошо Юра Борисов справляется с ролью бунтаря поэта и как рэп звучит на царском дворе.

«Пушкин, Пушкин!» — кричит толпа на набережной реки Мойки, создавая восторженную атмосферу вокруг Натальи Гончаровой (Алена Долголенко) и ее мужа. Народный крик переходит в более личное и дружеское, а юный Александр Сергеевич (Кай Гетц) просыпается в стенах Царскосельского лицея. Вскоре предстоит дуэль, за которую Пушкина накажут не допуском к экзамену, на котором присутствует Гаврила Державин. Но Пушкин, не стесняясь, запускает резкую критику в адрес строгого надзирателя Пилецкого и, прыгая по столам в духе «Общества мертвых поэтов», ворвается в аудиторию, где его встречают аплодисменты комиссии во главе с Державиным.

С самого начала «Пророк» не скрывает: это не стандартный байопик, а музыкальный и жанрово-экспериментальный фильм. Балы, на которых Пушкин (уже в исполнении Юры Борисова) ведет себя с характерной дерзостью, напоминают визуальные приемы фильмов База Лурмана, а атмосфера царского Петербурга вполне может быть частью вечеринки в духе «Сна в летнюю ночь». Пушкин интерпретирует свои стихи в мощные речитативы, а его товарищи (он обращается к ним как «брат») Данзас (Роман Васильев) и Пущин (Илья Виногорский) выполняют битовые движения с помощью стульев и каблуков. По сути, «Пророк» — это история рок-звезды с классической драматургией: подъем, падение, кризис, самопоиск, слава, снова кризис и катарсис.

Режиссер Феликс Умаров делит историю Пушкина на различные этапы, используя текстовые вставки с указанием года. Вот лицей, далее — беззаботная жизнь в Петербурге, затем первая и вторая ссылки. В фильме события сжимаются, иногда опускаются целые годы, и это сделано не случайно. «Пророк» — это эмоциональный байопик, в котором историческая точность уступает место череде ярких эмоциональных моментов. Создатели явно не ставили целью создать дословное повествование о жизни поэта, а хотели воссоздать его внутреннее состояние и переживания, вплетая их в драматическую ткань. Поэтому окружающая обстановка точно подчеркивает настроение сцен: петербургская жизнь Пушкина — это темные, но ярко освещенные свечами и фейерверками ночи; в Одессе, где поэт встречает страстную графиню Воронцову (Аня Чиповская) и осознает себя как литератора, царит летняя жара и яркое солнце, а в ссылке в Михайловском — зима и холод.

Юра Борисов прекрасно передает все изменения настроения своего персонажа, погружая зрителей в эмоции Пушкина. Однако есть одна проблема: ему просто нечего играть. Как и всегда, актер проделал тщательную работу над образом, но, к сожалению, сценарий не предполагает глубины. «Пророк» — это кино, основанное на визуальных впечатлениях, а не на анализе личности. Остальные актеры находятся в похожей ситуации: Сергей Гилев в роли Александра Бенкендорфа, главы III отделения канцелярии, внушает строгость и силу, Николай I в исполнении Евгения Шварца язвителен и осторожен. Жуковский (Илья Любимов) сглаживает конфликты, Данзас развлекается, Пущин ведет декабристов к гибели, Наталья Гончарова (Алена Долголенко) — прекрасна и любит танцевать. У каждого персонажа одна яркая черта, и актеры, надо признать, с ней справляются мастерски.

Тем не менее, «Пророк» не случайно имеет подзаголовок «История Александра Пушкина». На поэта в фильме уделяется больше всего внимания, и не стоит критиковать этот выбор. Приятно, что именно сейчас появилось такое чувство свободы, которое позволило добавить рэп-батлы и вечеринки в стиле «Великого Гэтсби» в рассказ о великом русском поэте. И хотя результат получился несколько однобоким, стремление Феликса Умарова и его команды разрушить традиционные жанровые рамки и придать фильму драйв нельзя не оценить.

«Пушкин, Пушкин!» — кричит толпа на набережной реки Мойки, создавая восторженную атмосферу вокруг Натальи Гончаровой (Алена Долголенко) и ее мужа. Народный крик переходит в более личное и дружеское, а юный Александр Сергеевич (Кай Гетц) просыпается в стенах Царскосельского лицея. Вскоре предстоит дуэль, за которую Пушкина накажут не допуском к экзамену, на котором присутствует Гаврила Державин. Но Пушкин, не стесняясь, запускает резкую критику в адрес строгого надзирателя Пилецкого и, прыгая по столам в духе «Общества мертвых поэтов», ворвается в аудиторию, где его встречают аплодисменты комиссии во главе с Державиным.

С самого начала «Пророк» не скрывает: это не стандартный байопик, а музыкальный и жанрово-экспериментальный фильм. Балы, на которых Пушкин (уже в исполнении Юры Борисова) ведет себя с характерной дерзостью, напоминают визуальные приемы фильмов База Лурмана, а атмосфера царского Петербурга вполне может быть частью вечеринки в духе «Сна в летнюю ночь». Пушкин интерпретирует свои стихи в мощные речитативы, а его товарищи (он обращается к ним как «брат») Данзас (Роман Васильев) и Пущин (Илья Виногорский) выполняют битовые движения с помощью стульев и каблуков. По сути, «Пророк» — это история рок-звезды с классической драматургией: подъем, падение, кризис, самопоиск, слава, снова кризис и катарсис.

Режиссер Феликс Умаров делит историю Пушкина на различные этапы, используя текстовые вставки с указанием года. Вот лицей, далее — беззаботная жизнь в Петербурге, затем первая и вторая ссылки. В фильме события сжимаются, иногда опускаются целые годы, и это сделано не случайно. «Пророк» — это эмоциональный байопик, в котором историческая точность уступает место череде ярких эмоциональных моментов. Создатели явно не ставили целью создать дословное повествование о жизни поэта, а хотели воссоздать его внутреннее состояние и переживания, вплетая их в драматическую ткань. Поэтому окружающая обстановка точно подчеркивает настроение сцен: петербургская жизнь Пушкина — это темные, но ярко освещенные свечами и фейерверками ночи; в Одессе, где поэт встречает страстную графиню Воронцову (Аня Чиповская) и осознает себя как литератора, царит летняя жара и яркое солнце, а в ссылке в Михайловском — зима и холод.

Юра Борисов прекрасно передает все изменения настроения своего персонажа, погружая зрителей в эмоции Пушкина. Однако есть одна проблема: ему просто нечего играть. Как и всегда, актер проделал тщательную работу над образом, но, к сожалению, сценарий не предполагает глубины. «Пророк» — это кино, основанное на визуальных впечатлениях, а не на анализе личности. Остальные актеры находятся в похожей ситуации: Сергей Гилев в роли Александра Бенкендорфа, главы III отделения канцелярии, внушает строгость и силу, Николай I в исполнении Евгения Шварца язвителен и осторожен. Жуковский (Илья Любимов) сглаживает конфликты, Данзас развлекается, Пущин ведет декабристов к гибели, Наталья Гончарова (Алена Долголенко) — прекрасна и любит танцевать. У каждого персонажа одна яркая черта, и актеры, надо признать, с ней справляются мастерски.

Тем не менее, «Пророк» не случайно имеет подзаголовок «История Александра Пушкина». На поэта в фильме уделяется больше всего внимания, и не стоит критиковать этот выбор. Приятно, что именно сейчас появилось такое чувство свободы, которое позволило добавить рэп-батлы и вечеринки в стиле «Великого Гэтсби» в рассказ о великом русском поэте. И хотя результат получился несколько однобоким, стремление Феликса Умарова и его команды разрушить традиционные жанровые рамки и придать фильму драйв нельзя не оценить.
Читайте также:

Рецензия на фильм «Василий»
Простой преподаватель ОБЖ по имени Вася (Александр Петров) отправляется в Мексику, чтобы выручить своего проблемного брата-близнеца Колю (также Петров), с которым он не виделся уже много лет. Вместе

Рецензия на фильм «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича»
Новогодний период, как и другие праздники, становится отличным поводом для кинотеатров пополнить свои программы сказочными фильмами. Ежегодно российская киноиндустрия радует зрителей наиболее

Рецензия на сериал «Купцы и дети»
Москва, 1910 год. В доме Федора Намолина (Михаил Пореченков), купца второй гильдии (которым, кстати, разрешалось заниматься речным торговым промыслом!), царит радость: из-за границы возвращается его

Рецензия на фильм «Улыбка 2»
«Улыбка 2» продолжает исследовать тёмные уголки человеческого разума, но на этот раз через образы токсичной славы и поколенческих травм. Сюжет разворачивается вокруг Скай (Наоми Скотт) — поп-звезды с
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!