Рецензия на сериал «Переходный возраст»

Почти год назад на платформе Netflix вышел проект Ричарда Гэдда «Олененок» — мрачная комедия, затрагивающая темы сталкинга, психологических травм и сексуального насилия. Хотя сериал не стремился пересмотреть понятие мужественности в современном обществе, он определенно предлагал зрителям повод задуматься в этом направлении. Новый сериал стримингового сервиса под названием «Переходный возраст», который уже успели назвать одним из ключевых проектов весны, продолжает обсуждение последствий токсичной маскулинности, но делает это с другой стороны. Создатели кулинарного триллера «Точка кипения» — британские кинематографисты Стивен Грэм и Фил Барантини — представили сдержанную криминальную драму, в центре которой — размытые границы мужской самоидентификации, переплетающиеся с такими социальными проблемами, как подростковая агрессия, интернет-издевательства и сексуальное просвещение.

События сериала происходят в спокойном британском пригороде. В дом Эдди Миллера (роль исполняет Стивен Грэм), примерного семьянина, приходит полиция, чтобы задержать его 13-летнего сына Джейми (Оуэн Купер), которого обвиняют в убийстве сверстницы — школьницы Кэти Леонард. Подростка берут под стражу, допрашивают и позже переводят в специализированную психиатрическую клинику. Ведением дела занимаются инспектор Люк Баскомб (Эшли Уолтерс) и детектив Миша Фрэнк (Фэй Марсей), которые начинают расследование в школе, где учился Джейми. Вскоре становится известно, что мальчик подвергался жестокой травле, инициатором которой была сама Кэти.

Стивен Грэм, известный по фильмам Гая Ричи и Мартина Скорсезе, в последние годы активно совмещает актерскую деятельность с написанием сценариев. «Переходный возраст» стал его второй работой в этом амплуа после резонансного проекта «Точка кипения», сюжет которого также был вдохновлён реальными трагическими событиями. Летом 2024 года в Саутпорте, Англия, произошло нападение на школу танцев, в результате которого погибли три девочки в возрасте от семи до девяти лет. Преступником оказался 17-летний Аксель Рудакубан. По словам Грэма, эта трагедия — лишь симптом более глубокой проблемы, которая набирает обороты в британском обществе. Речь идёт не только о росте насилия со стороны подростков мужского пола, но и о всё большем влиянии ультраправых инфлюенсеров вроде Эндрю Тейта и Джо Рогана, чьи идеи, пропитанные женоненавистничеством, становятся почвой для основной сюжетной линии «Переходного возраста».

В отличие от американского сериала «Защищая Джейкоба», работа Грэма и Барантини сознательно отказывается от классического построения интриги — вина подростка не вызывает сомнений, а основное внимание уделяется его мотивам. Зритель, вместе с инспектором Люком Баскомбом и детективом Мишей Фрэнк, постепенно восстанавливает полную картину событий, опираясь на обрывки диалогов и найденные улики.
Что касается «Переходного возраста», важен не только сюжет, но и стиль подачи. После успеха «Точки кипения» Барантини, который лично снял все четыре часовых эпизода, вновь использует прием непрерывной съемки — каждая серия выполнена одним кадром с применением ручной камеры. Переходы между сценами организованы через встречи и пересечения персонажей в кадре. Если относительно спокойный третий эпизод был отснят без особых проблем, то для более динамичного четвертого съемочной группе пришлось приложить немало усилий — его удалось записать лишь с шестнадцатой попытки.

По стилистике «Переходный возраст» представляет собой полную противоположность «Точке кипения». Это размеренная, порой даже флегматичная криминальная драма, которая по духу ближе к скандинавским тру-краймам. Создатели сознательно избегают демонстрации жестоких сцен — даже момент преступления показан в размытом виде, при этом особое внимание уделено процессу расследования: допросам, консультациям с психологами и юристами, даче показаний, сбору доказательств и анализу ДНК. Тем не менее, по мере развития сюжета «Переходный возраст» обретает напряженность — Джейми теряет остатки невинности, раскрывая подавленную ярость подростка с социопатическими чертами, что фактически приводит к его осуждению.

Особая форма подачи помогает сериалу органично включить в рассказ важные социальные темы, актуальные не только для британской аудитории, но и для зрителей из других стран, включая Россию — в местном медиапространстве тоже есть свои аналоги таких фигур, как Эндрю Тейт. При этом «Переходный возраст» не скатывается в эмоциональное манипулирование, что почти неизбежно в проектах, касающихся детей, и остается честным, открытым для сложного и важного диалога с теми, кто готов его вести.

События сериала происходят в спокойном британском пригороде. В дом Эдди Миллера (роль исполняет Стивен Грэм), примерного семьянина, приходит полиция, чтобы задержать его 13-летнего сына Джейми (Оуэн Купер), которого обвиняют в убийстве сверстницы — школьницы Кэти Леонард. Подростка берут под стражу, допрашивают и позже переводят в специализированную психиатрическую клинику. Ведением дела занимаются инспектор Люк Баскомб (Эшли Уолтерс) и детектив Миша Фрэнк (Фэй Марсей), которые начинают расследование в школе, где учился Джейми. Вскоре становится известно, что мальчик подвергался жестокой травле, инициатором которой была сама Кэти.

Стивен Грэм, известный по фильмам Гая Ричи и Мартина Скорсезе, в последние годы активно совмещает актерскую деятельность с написанием сценариев. «Переходный возраст» стал его второй работой в этом амплуа после резонансного проекта «Точка кипения», сюжет которого также был вдохновлён реальными трагическими событиями. Летом 2024 года в Саутпорте, Англия, произошло нападение на школу танцев, в результате которого погибли три девочки в возрасте от семи до девяти лет. Преступником оказался 17-летний Аксель Рудакубан. По словам Грэма, эта трагедия — лишь симптом более глубокой проблемы, которая набирает обороты в британском обществе. Речь идёт не только о росте насилия со стороны подростков мужского пола, но и о всё большем влиянии ультраправых инфлюенсеров вроде Эндрю Тейта и Джо Рогана, чьи идеи, пропитанные женоненавистничеством, становятся почвой для основной сюжетной линии «Переходного возраста».

В отличие от американского сериала «Защищая Джейкоба», работа Грэма и Барантини сознательно отказывается от классического построения интриги — вина подростка не вызывает сомнений, а основное внимание уделяется его мотивам. Зритель, вместе с инспектором Люком Баскомбом и детективом Мишей Фрэнк, постепенно восстанавливает полную картину событий, опираясь на обрывки диалогов и найденные улики.
Что касается «Переходного возраста», важен не только сюжет, но и стиль подачи. После успеха «Точки кипения» Барантини, который лично снял все четыре часовых эпизода, вновь использует прием непрерывной съемки — каждая серия выполнена одним кадром с применением ручной камеры. Переходы между сценами организованы через встречи и пересечения персонажей в кадре. Если относительно спокойный третий эпизод был отснят без особых проблем, то для более динамичного четвертого съемочной группе пришлось приложить немало усилий — его удалось записать лишь с шестнадцатой попытки.

По стилистике «Переходный возраст» представляет собой полную противоположность «Точке кипения». Это размеренная, порой даже флегматичная криминальная драма, которая по духу ближе к скандинавским тру-краймам. Создатели сознательно избегают демонстрации жестоких сцен — даже момент преступления показан в размытом виде, при этом особое внимание уделено процессу расследования: допросам, консультациям с психологами и юристами, даче показаний, сбору доказательств и анализу ДНК. Тем не менее, по мере развития сюжета «Переходный возраст» обретает напряженность — Джейми теряет остатки невинности, раскрывая подавленную ярость подростка с социопатическими чертами, что фактически приводит к его осуждению.

Особая форма подачи помогает сериалу органично включить в рассказ важные социальные темы, актуальные не только для британской аудитории, но и для зрителей из других стран, включая Россию — в местном медиапространстве тоже есть свои аналоги таких фигур, как Эндрю Тейт. При этом «Переходный возраст» не скатывается в эмоциональное манипулирование, что почти неизбежно в проектах, касающихся детей, и остается честным, открытым для сложного и важного диалога с теми, кто готов его вести.
Читайте также:

«Переходный возраст» - 1 сезон: объяснение концовки и ее смысл
Внимание: данный текст содержит ключевые сюжетные моменты сериала «Переходный возраст», а также описания сцен насилия, травли и убийства. Новый мини-сериал Netflix «Переходный возраст» впечатляет как

Рецензия на сериал «О женщинах и Асурах»
В 1979 году за ужином собираются четыре сестры: вдова и преподаватель икебаны Цунако (Риэ Миядзава), домохозяйка и мать двоих детей Макико (Матико Оно), библиотекарь Такико (Ю Аои) и официантка

Рецензия на фильм «Улыбка 2»
«Улыбка 2» продолжает исследовать тёмные уголки человеческого разума, но на этот раз через образы токсичной славы и поколенческих травм. Сюжет разворачивается вокруг Скай (Наоми Скотт) — поп-звезды с

Будет ли 2 сезон сериала «Алая река»? - всё, что известно
Криминальная драма «Алая река», дебютировавшая 13 марта 2025 года на платформе Peacock, сразу привлекла внимание аудитории. В центре сюжета — офицер полиции из Филадельфии, которая патрулирует район,
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!