«Оно: Добро пожаловать в Дерри» - 1 сезон, 1 серия: объяснение концовки и ее смысл
		               
                
                Первый эпизод сериала «Оно: Добро пожаловать в Дерри» — поразительно мрачное и кровавое доказательство того, насколько широкие творческие возможности предоставил HBO братьям и сёстрам Мускетти. Этот проект, действие которого разворачивается в зловещем Дерри задолго до событий первого фильма, разительно отличается от всего, что когда-либо делала франшиза. Уже пилотная серия погружает зрителей в беспощадный кошмар, где город утопает в насилии и безысходности, а происходящее лишь набирает обороты. Мы оказываемся свидетелями того, как инопланетное чудовище из Макровселенной находит в заброшенном, гниющем подвале Дерри идеальное место для своей игры с чужими страхами. Зло уже обитало здесь, продолжает действовать и не остановится даже после загадочного исчезновения одинокого мальчика по имени Мэтти. И стоит предупредить всех — держите детей подальше от этого зрелища.
Мы не можем с уверенностью сказать, получает ли он хоть какое-то удовольствие от зловещих монологов Роберта Престона из пьесы «У тебя проблемы», которые звучат со сцены театра «Капитолий». Скорее всего, дело вовсе не в его интересе к постановке — просто в Дерри не так уж много мест, где подростки могут проводить время. Поцелуи на фоне старого фильма о «Волшебнике» кажутся скорее результатом отсутствия выбора, чем проявлением романтики. Мэтти уже не раз пробирался в кинотеатр без билета, и не впервые Кэл ловит его на этом и выгоняет прочь. Хэнк, оператор проектора, и его дочь Ронни куда мягче в обращении. В небольшом городке вроде Дерри все всё о всех знают, поэтому и Хэнк, и Кэл осведомлены, что у Мэтти почти нет ни дома, ни семьи. Только один из них проявляет хоть какое-то сочувствие. Благодаря небольшой хитрости Ронни парню удаётся ускользнуть.
Однако сегодня всё складывается иначе. Возможно, раньше у Мэтти уже возникали мысли о побеге, но теперь он действительно решается уйти. Мы можем предположить, что его семейная жизнь была невыносимой — иначе зачем было бы бежать автостопом, садясь в первую попавшуюся машину? Перед отъездом он бросает последний взгляд на знак, встречающий всех въезжающих в Дерри. Этот щит вызывает смешанные чувства: с одной стороны, на нём изображён Пол Банян — гигант-дровосек из американского фольклора, с другой — эмблема Легиона Белой Благопристойности. Вместе они создают тревожный символ, напоминающий о том, как в этом городе предпочитают игнорировать историю коренных народов и скрывать собственный расизм.
Неудивительно, что Мэтти стремится оказаться подальше от Дерри. Но и те, кто предлагает ему подвезти до Портленда, вызывают беспокойство. Какая семья согласится взять с собой незнакомого подростка без лишних вопросов? Несмотря на приветливость, в них чувствуется что-то неправильное. По радио звучат тревожные новости о возможных последствиях ядерного удара — для нас это может показаться отдалённым эхом прошлого, но для людей шестидесятых подобные сообщения означали реальную угрозу новой мировой войны.
Смена радиостанции не приносит облегчения — атмосфера становится лишь мрачнее. Постепенно становится ясно, что семья, подобравшая Мэтти, далеко не обычная. Когда у матери начинаются роды, рождается вовсе не человек. Вопреки всем ожиданиям, из неё появляется чудовище — злобное, нечеловеческое создание. Для семьи это момент безумного восторга, а для Мэтти — начало ужаса. Существо нападает на него и уносит во тьму, оставляя нас лишь догадываться, что ждёт его дальше.
У Мэтти почти не было друзей, и его исчезновение по-разному отразилось на тех немногих, кто его знал. Мы видим, как каждый из них справляется с этим по-своему. Фил, увлечённый теориями заговора о пришельцах, марсианах и человеческих мутациях, настолько погружается в свои фантазии, что для воспоминаний о Мэтти в его мыслях не остаётся места. Для его лучшего друга, Теодора, всё иначе. Мы замечаем, что Теодор всё чаще возвращается мыслями к тому дню, когда Мэтти исчез — четыре месяца назад, — хотя Филу это кажется излишним. Ведь они не были близки: Мэтти и раньше держался особняком. Даже на его день рождения их привела не дружба, а обещанные сладости от его матери.
Единственной, кому не требовалось вознаграждение, чтобы проводить с Мэтти время, была Лилли. Её жизнь и без того полна трудностей, и Мэтти оказался, пожалуй, единственным человеком, кто относился к ней с добротой. Даже подруга Мардж оставалась равнодушной, когда школьные хулиганы снова и снова издевались над Лилли — например, запихивали в её шкафчик банки с солёными огурцами, которые взрывались прямо на неё. Для Лилли это было особенно унизительно из-за её прошлого, которое весь город превратил в страшилку.
Мы узнаём, что Мэтти однажды отвёл её в тайное место с видом на Дерри — убежище, куда, по словам Теодора, он сам когда-то привёл Мэтти. Это был дом Теодора и Фила, который Мэтти ненадолго «одолжил», чтобы поговорить с девушкой, вызывавшей у него симпатию. Там Лилли открылась ему и рассказала, почему местные считают её «странной». Её отец, рабочий на заводе, погиб в нелепой аварии, пытаясь починить оборудование. По иронии судьбы, он делал это ради того, чтобы вернуть вещь, оставленную Лилли. История быстро стала городской легендой — типичной для Дерри, где трагедии превращаются в предмет пересудов. Лилли тяжело пережила потерю, ощущая вину за случившееся. После этого она провела время в психиатрической больнице, а жители Дерри начали называть её «Полоумной Лилли». Даже Фил, хоть и не со зла, повторял это прозвище.
Город, в котором она живёт, пропитан злостью и предвзятостью. Мы видим, как даже школьный талисман — Черепашка Берт — вынужден напоминать детям, как «пригибаться и укрываться» во время тревоги, что превращается в мрачную метафору. Этот персонаж, кстати, является отсылкой к мифологии Стивена Кинга — символу космической черепахи Мэтьюрина, противоположности Пеннивайза. Его роль — создавать и защищать, а не разрушать, поэтому он словно предупреждает о надвигающемся зле, которое скоро охватит Дерри.
Признаки этого зла уже проявляются. Перед тем как Теодор и Фил впервые за несколько месяцев упоминают Мэтти, мы видим рисунок Фила — инопланетное существо с щупальцами поедает человека. Так страх, слухи и ненависть становятся каналами, через которые Пеннивайз проникает в сознание горожан.
Лилли, напротив, остаётся светлым ребёнком, чуждым всеобщей жестокости. Ей особенно тяжело среди людей, утративших сочувствие. Даже мать говорит с ней холодно, сообщая, что утром они пойдут на могилу её отца, — фраза, которую Лилли легко может воспринять как упрёк. Она ни разу не была на его могиле, и в этом — немая боль, которую мать, возможно, так и не заметила.
Больше всего Лилли пугает голос Мэтти, доносящийся из слива в ванной. Мы не можем не задаться вопросом: как он мог оказаться в канализации? А когда из сливного отверстия начинают тянуться пальцы, сомнений не остаётся — что-то чудовищное происходит. Если это действительно Мэтти, логично предположить, что он ищет связь с тем, кто был с ним добр. В её руках — амулет в форме черепахи, подарок от Мэтти, напоминание о Мэтьюрине, хранителе равновесия и света. Кажется, этот знак — последнее, что удерживает Лилли от полного погружения во мрак, накрывший Дерри.
Майор Лерой Хэнлон воспринимает своё назначение в Дерри гораздо спокойнее и с большим оптимизмом, чем его напарник, отправленный туда вместе с ним. Мы замечаем, что Хэнлон вообще склонен смотреть на мир с надеждой — даже когда речь идёт о шансах Америки против СССР в разгар холодной войны. Полковник Фуллер, его новый командир, старается умерить этот энтузиазм и напоминает, что служба на северной континентальной авиабазе — не то же самое, что фронт в Корее. В случае конфликта именно им придётся действовать первыми, и это накладывает особую ответственность.
Несмотря на свой бодрый настрой, Хэнлон чувствует тревогу — в Дерри есть нечто зловещее, будто сама атмосфера города пропитана тайной. На авиабазе, куда его направили, существует засекреченный сектор, о котором Фуллер предпочитает не распространяться. Всё, что можно услышать, — расплывчатая формулировка «специальные проекты». Мы не можем отделаться от ощущения, что за этими словами скрывается нечто опасное. Даже взгляд водителя, доставляющего Хэнлона, кажется слишком внимательным, будто он знает больше, чем говорит. Возможно, его настороженность связана с тем, что они — единственные афроамериканцы среди персонала базы, расположенной в городе, где действует расистская организация. Но, похоже, дело не только в этом — водитель явно осведомлён о секретах, которые окружают объект.
В коллективе новый майор сталкивается с недоверием. Не все готовы подчиняться офицеру с другим цветом кожи. Особенно выделяется Мастерс — человек, уверенный в своей незаменимости и привыкший игнорировать дисциплину. Мы видим, как генерал Шоу быстро ставит его на место: требует соблюдения воинских почестей и приказывает ему заняться самым грязным поручением в наказание. Хэнлон и Шоу, несмотря на разные происхождение и темперамент, быстро находят взаимопонимание. Их объединяет вера в то, что служба имеет смысл и что страну всё ещё можно спасти. Оба, кажется, стараются доказать прежде всего своим отцам, что они достойны их уважения.
Семья для Хэнлона — особая ценность. После долгих лет разлуки он наконец хочет быть рядом с женой и сыном, начать новую, спокойную жизнь в Дерри, за белым забором, как на картинке американской мечты. Но мы понимаем: этот город не создан для спокойствия. Опасность настигает Хэнлона уже в первую ночь.
Прославленный пилот, герой Корейской войны, он прибыл на базу для испытаний новейшего бомбардировщика B-52. Именно из-за этого к нему проникают ночью люди в масках — они требуют рассказать всё о самолёте. Кто они? Русские шпионы? Саботажники? Вопрос остаётся открытым. Хэнлон сопротивляется нападавшим, несмотря на численное и физическое превосходство. В самый критический момент его напарник Поли успевает прийти на помощь. Нападавшие отступают, но ощущение угрозы не исчезает. Мы остаёмся с тревожной мыслью: сколько времени пройдёт, прежде чем они вернутся — и будет ли кто-то готов их встретить?
Если бы Лилли не была полностью уверена, что услышала голос Мэтти, поющего песню из «Музыканта» где-то в канализации, она, вероятно, никогда не решилась бы рассказать об этом Филу и Теодору. Мы понимаем, что ей и так приходится нелегко — весь Дерри давно считает её странной, и любое новое признание только усилило бы слухи о её «безумии».
Фил, в свою очередь, совсем не рад узнать, что Теодор когда-то допустил Мэтти в их «священное место» — убежище, где раньше бывали только они вдвоём. Он и тем более не готов поверить в то, что Мэтти может находиться под землёй и каким-то образом петь Лилли из канализационных труб. Мы видим, что Теодор упрекает друга в этом скепсисе. Ведь для человека, который с восторгом рассуждает о пришельцах, маскирующихся под людей, и о секретных правительственных экспериментах на авиабазе, Фил проявляет удивительное недоверие к идее, что в Дерри может происходить нечто необъяснимое.
Теодор сам не уверен, во что верить, но его сознание не закрыто для странностей. Возможно, это потому, что его собственная жизнь далека от покоя. Мы замечаем, как непросто ему живётся дома. В Дерри много детей, растущих в неблагополучных семьях, и Теодор — не исключение. Его отец, строгий и ортодоксальный еврей, не переносит разговоров о мистике или сверхъестественном. Для него любое отклонение от привычного — повод для раздражения. Он до сих пор носит в себе ужас, доставшийся от воспоминаний его родителей и их друзей, переживших Бухенвальд, — и передаёт этот страх сыну, пусть и неосознанно. В его рассказах о войне нет фильтра, и он способен упомянуть даже самые чудовищные детали, вроде ламп из человеческой кожи.
Этот наследственный ужас словно проникает в Теодора. Мы наблюдаем, как его ночные страхи воплощаются буквально: лампа с человеческими лицами оживает и начинает преследовать его по комнате. Этот кошмар становится не только метафорой семейной боли, но и тонкой отсылкой к мифологии Кинга — к истории о том, как Мэтьюрин, космическая черепаха, создал Вселенную после мучительных болей в животе.

Фил, при всей своей грубоватой рациональности, знает Теодора слишком хорошо, чтобы заподозрить его во лжи. Поэтому, если Лилли действительно сошла с ума, значит, все трое разделяют это безумие. Мы видим, что они решают никому из взрослых не рассказывать о происходящем — не из страха, а из инстинкта самосохранения. В Дерри признание в странных видениях слишком часто заканчивается койкой в психиатрической больнице. Пока что они выбирают хранить всё в секрете. И, возможно, именно это решение на какое-то время спасает их.
Теодор явно не в восторге от того, что младшая сестра Фила, Сьюзи, решила присоединиться к их вылазке в библиотеку. Мы следуем за ними в этой миссии, спланированной Лилли. Она уверена: чтобы понять, что случилось с Мэтти, нужно восстановить все события той ночи. В старых газетах Лилли находит заметку о девушке, которая видела Мэтти последней. Мы уже знаем, кто это — Ронни, дочь Хэнка.
Когда Лилли, Фил, Теодор и Сьюзи появляются у неё на пороге, Ронни реагирует резко. Для неё имя Мэтти давно стало болезненным — ведь после его исчезновения полиция попыталась возложить вину на её отца. Мы понимаем, что дело было не только в подозрениях, но и в расовых предрассудках, глубоко укоренившихся в Дерри. Ронни уже готова выгнать нежданных гостей, но останавливается, услышав слова Фила. Несмотря на его ворчание и скепсис, он упоминает, что Лилли слышала песню Мэтти, доносящуюся из канализации. Именно это побуждает Ронни рассказать им о своём собственном опыте: она тоже слышала голоса — шёпот, детский смех, зов из подвала театра «Капитолий».
Мы понимаем, что теперь их путь ведёт именно туда. Это место хранит ответы — и о Мэтти, и, возможно, о силах, управляющих Дерри. Ради него, а может, и ради самих себя, они решаются спуститься в тьму.
Трогательно наблюдать, как Фил и Теодор впервые позволяют себе признать боль и вину, которые прятали за шутками и раздражением. Ронни включает для них фильм «Музыкант», надеясь найти хоть какую-то подсказку. Но на экране они видят не то, чего ожидали: вместо сцены мюзикла появляется Мэтти — живой, но уже не прежний. Он держит на руках чудовище, то самое инопланетное дитя, что похитило его. И рядом — та семья, которая увезла его в Портленд.

Мы чувствуем, как ужас нарастает. Видеть Мэтти в кино — безумие, но ещё страшнее то, что он не рад им. Его улыбка искажена, превращаясь в знакомую гримасу Пеннивайза. В этот момент «Капитолий» становится ареной кошмара: монстр делает свой первый шаг к городу, и всё рушится. Финал пилотного эпизода «Оно: Добро пожаловать в Дерри» оказывается не просто страшным, а шокирующим. Огромное чудовище, выросшее из того самого младенца, разрывает всех на части — всех, кроме Лилли.
Мы можем лишь гадать, что именно спасает её — защита черепашьего амулета или вмешательство высшей силы. Возможно, Лилли предназначено стать связующим звеном между миром зла и мира добра, не как носитель тьмы, а как тот, кто должен её понять и пережить.
Из всей группы выживают только две девочки — Лилли и Ронни. Последнюю спасает то, что она находилась в проекционной, вдали от зала. Лилли же остаётся одна среди разрушенного театра, окружённая телами друзей. Мы чувствуем, как вина постепенно накрывает её: ведь всё началось с того, что она рассказала им о пении Мэтти.
Но Дерри — город, где слабость не прощают. И теперь, когда Лилли пережила то, чего никто не способен объяснить, ей придётся столкнуться не только с чудовищами, но и с жестокостью окружающих.
Так как Ронни имела опыт работы киномехаником в театре «Капитолий», именно она установила катушки с плёнкой «Музыканта» и запустила показ. Мы видим, как она остаётся в проекционной, пока Тедди, Фил, Лилли и Сьюзи занимают места в зале. Когда заиграла песня «Ya Got Trouble», зрелище вдруг превратилось в нечто зловещее: на экране появился Мэтти, держащий на руках младенца. Дети, охваченные надеждой, стали звать его по имени. Когда он подошёл ближе, позади него возникла та самая семья, которая когда-то его похитила. Но даже это не остановило ребят — они продолжали звать Мэтти, словно верили, что он сумеет вырваться из плёнки и вернуться к ним.
Мы понимаем, что всё происходящее — не реальность. Это ловушка, тщательно выстроенная Оно, чтобы сыграть на чувствах детей, подарить им мимолётную надежду, а потом обратить её в страх. Так же, как Пеннивайз когда-то выпрыгнул из проектора в «Оно: Главе первой», чудовище вновь проявляет себя — теперь в виде огромного крылатого демона-младенца. Его размеры и форма, как всегда, подстраиваются под пространство, в котором он появляется. Существо прорывает экран и бросается на детей.
Ронни пытается вырваться из проекционной, чтобы помочь, но дверь захлопывается, запирая её внутри. Когда она наконец выбирается, слишком поздно — Тедди, Фил и Сьюзи уже мертвы. Лилли чудом удаётся спастись, и мы можем предположить, что её защитил амулет в форме черепахи — символ Мэтьюрина, вечного противника Оно. Вместе с Ронни она испускает крик ужаса, от которого дрожит весь зал.
В этом эпизоде мы впервые сталкиваемся с по-настоящему безжалостным ходом сценаристов. Смерть персонажей, за которыми мы следили с самого начала истории, кажется неожиданной и жестокой. Казалось, именно эти дети должны были стать главным центром повествования, но три из них гибнут уже в первом эпизоде. Это решение придаёт сериалу смелость и ощущение настоящей опасности — в Дерри никто не застрахован.
Что касается природы Оно, мы начинаем лучше понимать, насколько гибки его силы. Оно питается страхом, и чем сильнее ужас его жертв, тем легче ему принять физическую форму и выйти за пределы привычных мест обитания. Мы знаем, что Оно способно создавать убедительные иллюзии, но теперь становится ясно, что его влияние распространяется далеко за пределы канализации.
Мы задаёмся вопросом: было ли это существо слабее в 1980-х и 2010-х, когда действовали другие поколения детей, или, наоборот, в 1960-х Оно обладало особой мощью, ещё не ослабленной временем? Вероятно, ответы на эти вопросы ждут нас в следующих сериях «Оно: Добро пожаловать в Дерри».
Сразу после прибытия в Дерри Лерой столкнулся с проявлением расовой нетерпимости со стороны пилота по имени Мастерс. К счастью, генерал Шоу дал понять, что подобному поведению нет места на его авиабазе. Тем не менее, вскоре после этого Лероя настигли трое неизвестных в масках и напали на него в собственной каюте. Сначала могло показаться, что за масками скрываются те же фанатики, решившие проучить нового офицера. Однако, когда нападавшие начали задавать вопросы о стратегических самолётах B-52, на которых Лерой и Поли проходили подготовку, стало ясно, что за этим стоит не просто расистский мотив.
Мы можем предположить, что это было либо проверкой на устойчивость, организованной Шоу, либо чем-то куда более зловещим. Возможно, сама сущность Оно усилила агрессию этих людей или же создала иллюзию нападения, чтобы пробудить в Лерое его глубинные страхи. Всё становится ещё сложнее, когда Поли врывается в комнату и вступает в бой, выручая товарища. После короткой схватки трое в масках бегут, словно испугавшись собственных действий. Этот эпизод наталкивает на мысль, что за ними могли стоять шпионы, охотящиеся не только за военной информацией, но и за сведениями о сверхъестественных явлениях, связанных с Оно.
Мы задаёмся вопросом: зачем правительству США вмешиваться в дела, касающиеся древнего космического существа, внушающего ужас целому городу? Похоже, военные решили не избегать неизвестного, а наоборот — исследовать его и, возможно, попытаться использовать силу Оно в собственных целях. Такая идея напоминает подход, знакомый по «Очень странным делам», вдохновлённым, в свою очередь, произведениями Стивена Кинга. Конечно, подобные эксперименты редко заканчиваются благополучно, и всё это, вероятно, приведёт к катастрофическим последствиям и масштабному сокрытию правды. Возможно, именно этим объясняется, почему Дерри продолжает существовать, несмотря на все исчезновения и ужасы.
Лерой, несомненно, окажется в центре этих событий. Мы знаем, что ему суждено выжить, ведь в «Оно: Главе первой» он появляется уже в преклонном возрасте в роли овцевода. Как же этот уважаемый офицер дошёл до такой жизни — вопрос, на который сериал, вероятно, даст ответ позже.
Есть и ещё одна интригующая деталь: водитель джипа, с которым Лерой обменялся многозначительным взглядом, оказывается не случайным персонажем, а самим Диком Холлоранном — тем самым, что позже появится в «Сиянии». Как он покинет Дерри и каким образом окажется в отеле «Оверлук» — остаётся загадкой.
Мы видим, что финал первой серии «Оно: Добро пожаловать в Дерри» оставляет множество вопросов и обещает куда более глубокое погружение в тайны, связывающие мир Стивена Кинга в единое целое.
            
		Что же происходит с Мэтти?
Однако сегодня всё складывается иначе. Возможно, раньше у Мэтти уже возникали мысли о побеге, но теперь он действительно решается уйти. Мы можем предположить, что его семейная жизнь была невыносимой — иначе зачем было бы бежать автостопом, садясь в первую попавшуюся машину? Перед отъездом он бросает последний взгляд на знак, встречающий всех въезжающих в Дерри. Этот щит вызывает смешанные чувства: с одной стороны, на нём изображён Пол Банян — гигант-дровосек из американского фольклора, с другой — эмблема Легиона Белой Благопристойности. Вместе они создают тревожный символ, напоминающий о том, как в этом городе предпочитают игнорировать историю коренных народов и скрывать собственный расизм.
Неудивительно, что Мэтти стремится оказаться подальше от Дерри. Но и те, кто предлагает ему подвезти до Портленда, вызывают беспокойство. Какая семья согласится взять с собой незнакомого подростка без лишних вопросов? Несмотря на приветливость, в них чувствуется что-то неправильное. По радио звучат тревожные новости о возможных последствиях ядерного удара — для нас это может показаться отдалённым эхом прошлого, но для людей шестидесятых подобные сообщения означали реальную угрозу новой мировой войны.
Смена радиостанции не приносит облегчения — атмосфера становится лишь мрачнее. Постепенно становится ясно, что семья, подобравшая Мэтти, далеко не обычная. Когда у матери начинаются роды, рождается вовсе не человек. Вопреки всем ожиданиям, из неё появляется чудовище — злобное, нечеловеческое создание. Для семьи это момент безумного восторга, а для Мэтти — начало ужаса. Существо нападает на него и уносит во тьму, оставляя нас лишь догадываться, что ждёт его дальше.
Как Мэтти общается с Лилли?
Единственной, кому не требовалось вознаграждение, чтобы проводить с Мэтти время, была Лилли. Её жизнь и без того полна трудностей, и Мэтти оказался, пожалуй, единственным человеком, кто относился к ней с добротой. Даже подруга Мардж оставалась равнодушной, когда школьные хулиганы снова и снова издевались над Лилли — например, запихивали в её шкафчик банки с солёными огурцами, которые взрывались прямо на неё. Для Лилли это было особенно унизительно из-за её прошлого, которое весь город превратил в страшилку.
Мы узнаём, что Мэтти однажды отвёл её в тайное место с видом на Дерри — убежище, куда, по словам Теодора, он сам когда-то привёл Мэтти. Это был дом Теодора и Фила, который Мэтти ненадолго «одолжил», чтобы поговорить с девушкой, вызывавшей у него симпатию. Там Лилли открылась ему и рассказала, почему местные считают её «странной». Её отец, рабочий на заводе, погиб в нелепой аварии, пытаясь починить оборудование. По иронии судьбы, он делал это ради того, чтобы вернуть вещь, оставленную Лилли. История быстро стала городской легендой — типичной для Дерри, где трагедии превращаются в предмет пересудов. Лилли тяжело пережила потерю, ощущая вину за случившееся. После этого она провела время в психиатрической больнице, а жители Дерри начали называть её «Полоумной Лилли». Даже Фил, хоть и не со зла, повторял это прозвище.
Город, в котором она живёт, пропитан злостью и предвзятостью. Мы видим, как даже школьный талисман — Черепашка Берт — вынужден напоминать детям, как «пригибаться и укрываться» во время тревоги, что превращается в мрачную метафору. Этот персонаж, кстати, является отсылкой к мифологии Стивена Кинга — символу космической черепахи Мэтьюрина, противоположности Пеннивайза. Его роль — создавать и защищать, а не разрушать, поэтому он словно предупреждает о надвигающемся зле, которое скоро охватит Дерри.
Признаки этого зла уже проявляются. Перед тем как Теодор и Фил впервые за несколько месяцев упоминают Мэтти, мы видим рисунок Фила — инопланетное существо с щупальцами поедает человека. Так страх, слухи и ненависть становятся каналами, через которые Пеннивайз проникает в сознание горожан.
Лилли, напротив, остаётся светлым ребёнком, чуждым всеобщей жестокости. Ей особенно тяжело среди людей, утративших сочувствие. Даже мать говорит с ней холодно, сообщая, что утром они пойдут на могилу её отца, — фраза, которую Лилли легко может воспринять как упрёк. Она ни разу не была на его могиле, и в этом — немая боль, которую мать, возможно, так и не заметила.
Больше всего Лилли пугает голос Мэтти, доносящийся из слива в ванной. Мы не можем не задаться вопросом: как он мог оказаться в канализации? А когда из сливного отверстия начинают тянуться пальцы, сомнений не остаётся — что-то чудовищное происходит. Если это действительно Мэтти, логично предположить, что он ищет связь с тем, кто был с ним добр. В её руках — амулет в форме черепахи, подарок от Мэтти, напоминание о Мэтьюрине, хранителе равновесия и света. Кажется, этот знак — последнее, что удерживает Лилли от полного погружения во мрак, накрывший Дерри.
Кто нападает на Лероя Хэнлона?
Несмотря на свой бодрый настрой, Хэнлон чувствует тревогу — в Дерри есть нечто зловещее, будто сама атмосфера города пропитана тайной. На авиабазе, куда его направили, существует засекреченный сектор, о котором Фуллер предпочитает не распространяться. Всё, что можно услышать, — расплывчатая формулировка «специальные проекты». Мы не можем отделаться от ощущения, что за этими словами скрывается нечто опасное. Даже взгляд водителя, доставляющего Хэнлона, кажется слишком внимательным, будто он знает больше, чем говорит. Возможно, его настороженность связана с тем, что они — единственные афроамериканцы среди персонала базы, расположенной в городе, где действует расистская организация. Но, похоже, дело не только в этом — водитель явно осведомлён о секретах, которые окружают объект.
В коллективе новый майор сталкивается с недоверием. Не все готовы подчиняться офицеру с другим цветом кожи. Особенно выделяется Мастерс — человек, уверенный в своей незаменимости и привыкший игнорировать дисциплину. Мы видим, как генерал Шоу быстро ставит его на место: требует соблюдения воинских почестей и приказывает ему заняться самым грязным поручением в наказание. Хэнлон и Шоу, несмотря на разные происхождение и темперамент, быстро находят взаимопонимание. Их объединяет вера в то, что служба имеет смысл и что страну всё ещё можно спасти. Оба, кажется, стараются доказать прежде всего своим отцам, что они достойны их уважения.
Семья для Хэнлона — особая ценность. После долгих лет разлуки он наконец хочет быть рядом с женой и сыном, начать новую, спокойную жизнь в Дерри, за белым забором, как на картинке американской мечты. Но мы понимаем: этот город не создан для спокойствия. Опасность настигает Хэнлона уже в первую ночь.
Прославленный пилот, герой Корейской войны, он прибыл на базу для испытаний новейшего бомбардировщика B-52. Именно из-за этого к нему проникают ночью люди в масках — они требуют рассказать всё о самолёте. Кто они? Русские шпионы? Саботажники? Вопрос остаётся открытым. Хэнлон сопротивляется нападавшим, несмотря на численное и физическое превосходство. В самый критический момент его напарник Поли успевает прийти на помощь. Нападавшие отступают, но ощущение угрозы не исчезает. Мы остаёмся с тревожной мыслью: сколько времени пройдёт, прежде чем они вернутся — и будет ли кто-то готов их встретить?
Как Лилли пережила нападение в театре «Капитолий»?
Фил, в свою очередь, совсем не рад узнать, что Теодор когда-то допустил Мэтти в их «священное место» — убежище, где раньше бывали только они вдвоём. Он и тем более не готов поверить в то, что Мэтти может находиться под землёй и каким-то образом петь Лилли из канализационных труб. Мы видим, что Теодор упрекает друга в этом скепсисе. Ведь для человека, который с восторгом рассуждает о пришельцах, маскирующихся под людей, и о секретных правительственных экспериментах на авиабазе, Фил проявляет удивительное недоверие к идее, что в Дерри может происходить нечто необъяснимое.
Теодор сам не уверен, во что верить, но его сознание не закрыто для странностей. Возможно, это потому, что его собственная жизнь далека от покоя. Мы замечаем, как непросто ему живётся дома. В Дерри много детей, растущих в неблагополучных семьях, и Теодор — не исключение. Его отец, строгий и ортодоксальный еврей, не переносит разговоров о мистике или сверхъестественном. Для него любое отклонение от привычного — повод для раздражения. Он до сих пор носит в себе ужас, доставшийся от воспоминаний его родителей и их друзей, переживших Бухенвальд, — и передаёт этот страх сыну, пусть и неосознанно. В его рассказах о войне нет фильтра, и он способен упомянуть даже самые чудовищные детали, вроде ламп из человеческой кожи.
Этот наследственный ужас словно проникает в Теодора. Мы наблюдаем, как его ночные страхи воплощаются буквально: лампа с человеческими лицами оживает и начинает преследовать его по комнате. Этот кошмар становится не только метафорой семейной боли, но и тонкой отсылкой к мифологии Кинга — к истории о том, как Мэтьюрин, космическая черепаха, создал Вселенную после мучительных болей в животе.
Фил, при всей своей грубоватой рациональности, знает Теодора слишком хорошо, чтобы заподозрить его во лжи. Поэтому, если Лилли действительно сошла с ума, значит, все трое разделяют это безумие. Мы видим, что они решают никому из взрослых не рассказывать о происходящем — не из страха, а из инстинкта самосохранения. В Дерри признание в странных видениях слишком часто заканчивается койкой в психиатрической больнице. Пока что они выбирают хранить всё в секрете. И, возможно, именно это решение на какое-то время спасает их.
Теодор явно не в восторге от того, что младшая сестра Фила, Сьюзи, решила присоединиться к их вылазке в библиотеку. Мы следуем за ними в этой миссии, спланированной Лилли. Она уверена: чтобы понять, что случилось с Мэтти, нужно восстановить все события той ночи. В старых газетах Лилли находит заметку о девушке, которая видела Мэтти последней. Мы уже знаем, кто это — Ронни, дочь Хэнка.
Когда Лилли, Фил, Теодор и Сьюзи появляются у неё на пороге, Ронни реагирует резко. Для неё имя Мэтти давно стало болезненным — ведь после его исчезновения полиция попыталась возложить вину на её отца. Мы понимаем, что дело было не только в подозрениях, но и в расовых предрассудках, глубоко укоренившихся в Дерри. Ронни уже готова выгнать нежданных гостей, но останавливается, услышав слова Фила. Несмотря на его ворчание и скепсис, он упоминает, что Лилли слышала песню Мэтти, доносящуюся из канализации. Именно это побуждает Ронни рассказать им о своём собственном опыте: она тоже слышала голоса — шёпот, детский смех, зов из подвала театра «Капитолий».
Мы понимаем, что теперь их путь ведёт именно туда. Это место хранит ответы — и о Мэтти, и, возможно, о силах, управляющих Дерри. Ради него, а может, и ради самих себя, они решаются спуститься в тьму.
Трогательно наблюдать, как Фил и Теодор впервые позволяют себе признать боль и вину, которые прятали за шутками и раздражением. Ронни включает для них фильм «Музыкант», надеясь найти хоть какую-то подсказку. Но на экране они видят не то, чего ожидали: вместо сцены мюзикла появляется Мэтти — живой, но уже не прежний. Он держит на руках чудовище, то самое инопланетное дитя, что похитило его. И рядом — та семья, которая увезла его в Портленд.
Мы чувствуем, как ужас нарастает. Видеть Мэтти в кино — безумие, но ещё страшнее то, что он не рад им. Его улыбка искажена, превращаясь в знакомую гримасу Пеннивайза. В этот момент «Капитолий» становится ареной кошмара: монстр делает свой первый шаг к городу, и всё рушится. Финал пилотного эпизода «Оно: Добро пожаловать в Дерри» оказывается не просто страшным, а шокирующим. Огромное чудовище, выросшее из того самого младенца, разрывает всех на части — всех, кроме Лилли.
Мы можем лишь гадать, что именно спасает её — защита черепашьего амулета или вмешательство высшей силы. Возможно, Лилли предназначено стать связующим звеном между миром зла и мира добра, не как носитель тьмы, а как тот, кто должен её понять и пережить.
Из всей группы выживают только две девочки — Лилли и Ронни. Последнюю спасает то, что она находилась в проекционной, вдали от зала. Лилли же остаётся одна среди разрушенного театра, окружённая телами друзей. Мы чувствуем, как вина постепенно накрывает её: ведь всё началось с того, что она рассказала им о пении Мэтти.
Но Дерри — город, где слабость не прощают. И теперь, когда Лилли пережила то, чего никто не способен объяснить, ей придётся столкнуться не только с чудовищами, но и с жестокостью окружающих.
Тедди, Фил и Сьюзи мертвы
Мы понимаем, что всё происходящее — не реальность. Это ловушка, тщательно выстроенная Оно, чтобы сыграть на чувствах детей, подарить им мимолётную надежду, а потом обратить её в страх. Так же, как Пеннивайз когда-то выпрыгнул из проектора в «Оно: Главе первой», чудовище вновь проявляет себя — теперь в виде огромного крылатого демона-младенца. Его размеры и форма, как всегда, подстраиваются под пространство, в котором он появляется. Существо прорывает экран и бросается на детей.
Ронни пытается вырваться из проекционной, чтобы помочь, но дверь захлопывается, запирая её внутри. Когда она наконец выбирается, слишком поздно — Тедди, Фил и Сьюзи уже мертвы. Лилли чудом удаётся спастись, и мы можем предположить, что её защитил амулет в форме черепахи — символ Мэтьюрина, вечного противника Оно. Вместе с Ронни она испускает крик ужаса, от которого дрожит весь зал.
В этом эпизоде мы впервые сталкиваемся с по-настоящему безжалостным ходом сценаристов. Смерть персонажей, за которыми мы следили с самого начала истории, кажется неожиданной и жестокой. Казалось, именно эти дети должны были стать главным центром повествования, но три из них гибнут уже в первом эпизоде. Это решение придаёт сериалу смелость и ощущение настоящей опасности — в Дерри никто не застрахован.
Что касается природы Оно, мы начинаем лучше понимать, насколько гибки его силы. Оно питается страхом, и чем сильнее ужас его жертв, тем легче ему принять физическую форму и выйти за пределы привычных мест обитания. Мы знаем, что Оно способно создавать убедительные иллюзии, но теперь становится ясно, что его влияние распространяется далеко за пределы канализации.
Мы задаёмся вопросом: было ли это существо слабее в 1980-х и 2010-х, когда действовали другие поколения детей, или, наоборот, в 1960-х Оно обладало особой мощью, ещё не ослабленной временем? Вероятно, ответы на эти вопросы ждут нас в следующих сериях «Оно: Добро пожаловать в Дерри».
Поли спасает жизнь Лероя
Мы можем предположить, что это было либо проверкой на устойчивость, организованной Шоу, либо чем-то куда более зловещим. Возможно, сама сущность Оно усилила агрессию этих людей или же создала иллюзию нападения, чтобы пробудить в Лерое его глубинные страхи. Всё становится ещё сложнее, когда Поли врывается в комнату и вступает в бой, выручая товарища. После короткой схватки трое в масках бегут, словно испугавшись собственных действий. Этот эпизод наталкивает на мысль, что за ними могли стоять шпионы, охотящиеся не только за военной информацией, но и за сведениями о сверхъестественных явлениях, связанных с Оно.
Мы задаёмся вопросом: зачем правительству США вмешиваться в дела, касающиеся древнего космического существа, внушающего ужас целому городу? Похоже, военные решили не избегать неизвестного, а наоборот — исследовать его и, возможно, попытаться использовать силу Оно в собственных целях. Такая идея напоминает подход, знакомый по «Очень странным делам», вдохновлённым, в свою очередь, произведениями Стивена Кинга. Конечно, подобные эксперименты редко заканчиваются благополучно, и всё это, вероятно, приведёт к катастрофическим последствиям и масштабному сокрытию правды. Возможно, именно этим объясняется, почему Дерри продолжает существовать, несмотря на все исчезновения и ужасы.
Лерой, несомненно, окажется в центре этих событий. Мы знаем, что ему суждено выжить, ведь в «Оно: Главе первой» он появляется уже в преклонном возрасте в роли овцевода. Как же этот уважаемый офицер дошёл до такой жизни — вопрос, на который сериал, вероятно, даст ответ позже.
Есть и ещё одна интригующая деталь: водитель джипа, с которым Лерой обменялся многозначительным взглядом, оказывается не случайным персонажем, а самим Диком Холлоранном — тем самым, что позже появится в «Сиянии». Как он покинет Дерри и каким образом окажется в отеле «Оверлук» — остаётся загадкой.
Мы видим, что финал первой серии «Оно: Добро пожаловать в Дерри» оставляет множество вопросов и обещает куда более глубокое погружение в тайны, связывающие мир Стивена Кинга в единое целое.
Читайте также:
        «Оно: Добро пожаловать в Дерри» - 1 сезон: дата выхода новых серий
        
Канал HBO объявил дату премьеры сериала «Оно: Добро пожаловать в Дерри». Приквел кинодилогии по роману Стивена Кинга стартует 26 октября. Основа сценария та же — книга Кинга, но акцент сделан не на
    
        Список всех сериалов по книгам Стивена Кинга
        
Стивен Кинг — один из немногих писателей, чьи миры невозможно уместить в рамки одной книги или даже одного фильма. Его вселенная огромна и переплетена, как паутина: персонажи переходят из истории в
    
        Рецензия и отзывы на второй сезон сериала «Ужастики»
        
Во втором сезоне подросткового сериала «Ужастики» Роба Леттермана и Николаса Столлера, который стал продолжением экранизации серии книг Р.Л. Стайна, снова оживают жуткие приключения. Эти
    
        Пеннивайз: история персонажа из романа Стивена Кинга и его экранизаций
        
Тварь, созданная воображением мастера хоррора, продолжает вызывать ужас у зрителей и сегодня. Пеннивайз считается одним из самых известных чудовищ в кинематографе. Его образ легко узнаваем так же,
    
				
				Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!