Создать акаунт
GeekPlanet.ru » Анализ сериалов » «Оно: Добро пожаловать в Дерри» - 1 сезон, 8 серия: объяснение концовки и ее смысл

«Оно: Добро пожаловать в Дерри» - 1 сезон, 8 серия: объяснение концовки и ее смысл

15 дек 2025, 18:21
Анализ сериалов
0
«Оно: Добро пожаловать в Дерри» - 1 сезон, 8 серия: объяснение концовки и ее смысл
В последнее время возникло ощущение, что стоит снизить темп повествования, упростить сложные мыслительные конструкции и начать разбор с очевидных вещей, не углубляясь сразу в самые мрачные интерпретации. Такой подход особенно уместен, когда речь заходит о попытке разобрать хаос, которым кажется финальный эпизод «Оно: Добро пожаловать в Дерри», теперь дополненный подзаголовком «Глава первая».

Однако на практике всё оказалось менее сложным, чем можно было ожидать. Эпизод, который даже сам Стивен Кинг охарактеризовал как «безумный», на самом деле не столько запутан, сколько перегружен событиями. Основная трудность заключается не в логике происходящего, а в их плотности и количестве. Именно поэтому разбор требует замедленного и максимально спокойного подхода.

При этом финальная часть серии всё же оказалась непростой для восприятия. Впервые за всё время образ Пеннивайза действительно внушает страх. Это становится неожиданным напоминанием о том, что даже уверенность в собственной невосприимчивости к кулофобии может оказаться иллюзией.

Пеннивайз-дудочник

При более внимательном рассмотрении оказывается, что сведения о пугающих огнях, которыми Пеннивайз ослепляет своих жертв в седьмом эпизоде «Оно: Добро пожаловать в Дерри», находятся в открытом доступе. При этом именно простота нахождения информации контрастирует с тем, насколько сложно в целом устроено понятие Мёртвых огней во вселенной Стивена Кинга.

В наиболее общем виде Мёртвые огни и есть само Оно. Речь идёт о пожирающем людей потустороннем существе, состоящем из космической энергии, проявляющейся в форме того, что в мифологии Кинга называется Мёртвыми огнями. Используя эту силу, воплощённую в образе Пеннивайза, существо практически не ограничено в возможностях и может подчинять себе реальность по собственному желанию.

После пробуждения, спровоцированного безрассудным поступком Шоу, вытащившего одну из колонн из земли, Пеннивайз вновь ощущает голод. Учитывая, что он начал цикл питания раньше обычного, существо быстро набирает силу, превращаясь в ещё более мощного и опасного инопланетного клоуна. Теперь его возможностей хватает на то, чтобы накрыть Дерри и прилегающие территории плотным зловещим туманом, создавая идеальные условия для охоты.

Выбор следующей «трапезы» выглядит символичным: средняя школа Дерри. Ученики не подозревают, что за приглашением в актовый зал на якобы эксклюзивное кукольное представление с участием погибшего директора стоит сам Пеннивайз. В результате Мёртвые огни воздействуют на них так же, как ранее на Уилла: школьники погружаются в странный транс, становясь парящими и полностью беспомощными. План очевиден — вывести эту «добычу» за пределы города.


Особенно мрачным выглядит решение сделать Патрицию и её «Паттикейкс» символами этого массового похищения. Таким образом сериал словно подчёркивает последствия многолетних ошибочных решений жителей Дерри. Город, в котором допустимы подобные проявления культурной глухоты и агрессии, неизбежно сталкивается с расплатой. Однако трагедия в том, что среди жертв оказываются дети, воплощающие доброту, разум и невинность. Опасная среда не делает различий между своими жертвами — за исключением хищника, который выбирает цель.

Пеннивайз, впрочем, не ограничивается лишь массовым захватом. Его внимание приковано к майору Лерою Хэнлону, за которым он внимательно наблюдает. Существо понимает: единственное, что способно сломить человека, лишённого обычных реакций страха, — угроза жизни собственного ребёнка. Именно этому посвящён их телефонный разговор. Пеннивайзу важно услышать страх в голосе Лероя, когда тот узнает, что Уилл находится в его власти. В этот момент клоун одерживает свою очередную, глубоко извращённую победу.

В чём заключается значение кинжала?

Мардж, Лилли и Ронни едва успевают закончить дела в своей таверне, когда надвигающийся туман вызывает у них почти панический страх. Становится ясно: это его присутствие. Когда вокруг начинают появляться бесчисленные плакаты с пропавшими детьми — теми, кого они знают лично и с кем учатся в одной школе, — до определённого момента ещё можно было бы попытаться отмахнуться от происходящего. Но всё меняется, когда среди объявлений появляется фотография Уилла. В этот момент игнорировать происходящее уже невозможно.

Оставить друга они не могут, тем более того, кто неоднократно рисковал собой ради них. Именно поэтому наличие у Лилли необычного кинжала кажется важным преимуществом — пусть и не без оговорок. План предельно прямолинеен: найти Пеннивайза и попытаться уничтожить его с помощью этого оружия. Альтернативных вариантов у детей попросту нет, а значит, остаётся верить в их решимость. Сила характера Мардж служит дополнительным подтверждением того, что именно они способны противостоять надвигающемуся ужасу.

Пусть Мардж никогда полноценно не водила грузовик своего дяди, но наблюдений за его ездой оказывается достаточно. Пока молочник мёртв, она собирает друзей и отправляется на рискованную миссию по спасению Уилла. Это поступок настоящего бойца — даже несмотря на потерю одного глаза. И на фоне этой отчаянной решимости важно отметить: взрослые, способные помочь, тоже начинают объединяться.

Путь к этому оказывается крайне тяжёлым. Дик Холлоран находится на грани — призраки не оставляют его в покое, давя болью и настойчиво зовя присоединиться к ним. Ситуация заходит настолько далеко, что он почти совершает непоправимое. Его спасает внезапное появление Лероя, охваченного страхом, но решительного. Его обещание «сделать всё самому», если Холлоран поможет спасти сына, звучит предельно серьёзно. И Холлоран не может остаться в стороне, когда под угрозой жизнь ребёнка — возможно, из-за собственного травматичного детства и пережитой беспомощности.

Тем временем Шарлотта оказывается у Роуз — как раз в тот момент, когда Лерою и Холлорану приходится сообщить тяжёлую правду. Если кто и знает, как спасти Уилла от клоуна-убийцы, то это именно Роуз. Она напоминает, что корни Матурина, измельчённые и заваренные в чай, способны открыть иные уровни восприятия для человека с даром Холлорана. Матурин — космический противник Пеннивайза, хранитель жизни и божество, о котором Роуз говорит, подчёркивая: не всё, что откроется, будет злом.


Задача Холлорана — использовать кинжал как замену удалённой колонне. Он создан из той же кометы, а значит, теоретически способен восстановить баланс. Однако военные не допускают их к месту захоронения Сески, поэтому остаётся единственный вариант: доставить кинжал к самой дальней точке реки, где растёт сухое дерево, и закопать его там. Это последнее место, где силы кинжала могут соединиться с остальными столбами и замкнуть клетку.

Проблема заключается в том, что сам кинжал сопротивляется этому пути. Он словно «не желает» оказаться там, куда его несут Лилли, Ронни и Мардж, и по дороге ведёт себя почти истерично. Его истинная цель — дом Нейболта. Именно туда он стремится вернуться, как любой объект, связанный со своим источником.

Чай из корней Матурина действительно помогает Холлорану временно усмирить призраков, но цена за это высока: его сознание мечется между мирами, словно на неконтролируемых психических «американских горках». Резкая остановка происходит почти одновременно с аварией — грузовик Мардж попадает в яму и разбивается. К счастью, дети остаются живы, пусть и не без последствий.

Кинжал начинает действовать так, как и предупреждала Роуз. Он лжёт Лилли, искажая правду о ней самой и её друзьях, пытаясь заставить её вернуть его в дом Нейболтов. Но сделать это без контроля Мардж и Ронни невозможно. Пусть они и не обученные воины, в момент опасности Лилли, Мардж и Ронни оказываются не менее яростными и стойкими, чем Некани и её соратницы. Они решают по очереди нести кинжал, не позволяя ему подчинить кого-то одного.

Именно поэтому он не получает того, чего хочет.

Способен ли Пеннивайз путешествовать во времени?

Да, именно так — подобная трактовка напрашивается сама собой, хотя требует более внимательного и осторожного разбора. Поиск детей и кинжала оказывается сравнительно простой задачей, однако ситуация усложняется, когда выясняется, что Пеннивайз по пути «останавливается», чтобы продолжить охоту. Его поведение лишь на первый взгляд выглядит хаотичным и нелепым, но за этим скрывается расчёт. Насмешливые и уничижительные характеристики никак не относятся к троице Мардж, Ронни и Лилли, чьи действия остаются по-настоящему героическими.

Проблема в том, что один кинжал способен защитить лишь часть группы. Этим и пользуется Пеннивайз, быстро переключая внимание на того, с кем у него уже существует давняя связь, — на Мардж. Здесь появляется фамилия Тозиер, знакомая поклонникам вселенной «Оно». Связь оказывается прямой: Мардж вырастет, выйдет замуж за Вентворта Тозиера и назовёт сына Ричем — в честь мальчика, однажды спасшего ей жизнь. Таким образом, речь идёт о будущем Ричи Тозиере, участнике Клуба неудачников из оригинальной истории, который вместе с друзьями однажды уже пытался уничтожить Оно.


Особенно тревожным выглядит то, что Пеннивайз изолирует Мардж и фактически демонстрирует знание её будущего. Плакат с пропавшим Ричи Тозиером и слова о том, что он и его друзья «уже убили» монстра, намекают на крайне нестабильное восприятие времени со стороны существа. Если верить утверждению Пеннивайза о том, что его смерть равна его рождению, становится ясно: он существует вне линейного времени, двигаясь по замкнутому кругу. Его невозможно окончательно уничтожить — после каждого поражения он словно возвращается в прошлое, чтобы родиться заново, вырасти, набрать силу и переписать будущее, в том числе стерев само появление Ричи.

В этом контексте Мардж оказывается в смертельной опасности, и её спасение становится возможным лишь благодаря своевременному решению Лероя. Он вместе с остальными спешит к детям в фургоне, пока Холлоран пребывает в трансе. Однако даже этого может оказаться недостаточно: существует риск, что Пеннивайз либо нанесёт непоправимый вред, либо вовсе покинет Дерри.

Остановить его можно лишь одним способом — Холлорану приходится пойти на шаг, которого следовало бы избегать при любых других обстоятельствах. Он проникает прямо в сознание Пеннивайза. В результате монстр замирает в самый критический момент, буквально застыв посреди атаки. Зрелище выглядит одновременно странно и пугающе, но именно это даёт необходимую передышку.

Мардж временно спасена, хотя издевательское обращение Пеннивайза в её адрес звучит особенно жутко и невольно отсылает к будущим событиям. Этот эпизод наглядно показывает, насколько решающую роль играет Холлоран в судьбе детей Дерри и как мало у них было бы шансов без его вмешательства.

Что в конечном итоге происходит с Пеннивайзом?

Пожалуй, в неподвижности Пеннивайз выглядит даже более пугающим, чем в движении: само ожидание усиливает ощущение угрозы. Его застывшее состояние освобождает похищенных детей от воздействия Мёртвых огней. Тем временем Холлоран оказывается внутри сознания гигантского клоуна не случайно — его задача заключается в том, чтобы выиграть время, удерживая существо в иллюзии.

В этом ментальном пространстве Пеннивайз погружён в видение, где все роли исполняет сам Холлоран. Вокруг появляются знакомые фигуры — Ингрид и спутники Боба Грея, — и все они настаивают на том, чтобы обращаться с монстром так же, как когда-то обращались с настоящим Пеннивайзом, Танцующим Клоуном, чьё человеческое имя было Боб Грей. В этом искажённом «спектакле» прошлое и настоящее сливаются, подрывая контроль существа над ситуацией.

Пока Холлоран удерживает Пеннивайза в ловушке разума, Таниель и Лерой пытаются завершить начатое в реальном мире. Их цель — вонзить кинжал в дерево, тем самым восстановив энергетическую структуру клетки. Поскольку Земля служит проводником силы, этого действия теоретически достаточно, чтобы вновь запечатать клоуна. Однако на практике всё оказывается куда сложнее.

Артефакт, представляющий собой фрагмент кометы, яростно сопротивляется перемещению, особенно в сторону мёртвых деревьев. Лерою и Таниелю приходится буквально отбрасывать его на значительное расстояние, одновременно сталкиваясь с сопротивлением со стороны Шоу и его людей. Противостоять военным в такой ситуации практически невозможно, и Шоу быстро понимает, что происходит.


Разница между действиями Шоу и действиями расистской толпы, сжёгшей «Чёрное пятно», оказывается минимальной. Формально отличие лишь в том, что Шоу действует с одобрения государства и обладает официальным правом применять насилие — в том числе против чернокожих и коренных жителей, мешая им защитить свою землю от зла. По сути же методы и мотивы остаются теми же.

На этом фоне возникает закономерный вопрос: насколько зло, воплощённое в Шоу, отличается от зла потустороннего существа? Парадоксальным образом человеческая жестокость выглядит не менее, а порой и более разрушительной, чем действия космического хищника. Однако сам Шоу остаётся заложником собственной самоуверенности. После того как его люди сбивают Лероя и Таниеля, он самоуверенно приближается к Пеннивайзу, ожидая особого отношения и привилегий.

Этот момент лишь подчёркивает его слепоту и самонадеянность — качества, которые в мире Дерри нередко оказываются столь же опасными, как и само чудовище.

В итоге Пеннивайз почти оказывает миру сомнительную услугу, уничтожая человека с раздутым эго, который всерьёз считал своим правом «разрешить» космической сущности захватить не только Америку, но и всё остальное. Жертва Таниеля навсегда остаётся в памяти Роуз. Тем временем Лерой, даже получив пулю в ногу, сохраняет ясность мышления в момент, когда выживание зависит от храбрости и мгновенных решений. Его путь как личности и как отца оказался долгим и болезненным, но именно он приводит к ключевому моменту.

Передавая кинжал в дрожащие руки Уилла и прося сына спасти всех, Лерой точно знает, какие слова подобрать. Раньше он внушал мальчику, что тот должен быть похож на него: смелым и бесстрашным. Однако пережитые события открывают ему другую истину — его сын уже является самым сильным человеком, которого он знает. Уиллу не нужно отказываться от мягкости или подстраиваться под чужой образ. Его сила проявляется иначе: в уязвимости, сочетающейся с мужеством, когда на кону стоят жизни близких.

Именно это сочетание позволяет Уиллу решиться на почти безумный поступок — попытку вонзить кинжал в валун. Он делает это не в одиночку: к нему присоединяются Ронни и Мардж, которые хватаются за оружие в отчаянной попытке опередить клоуна. Их прикрывает Лерой с дробовиком. Картина выглядит пугающе и хаотично: каждая новая отстреленная голова Пеннивайза тут же сменяется другой, что одновременно выглядит гротескно и отвратительно. Тем не менее это замедляет монстра ровно настолько, чтобы дети смогли приблизиться к цели.


Даже объединённых усилий оказывается недостаточно. Пеннивайз слишком силён и готов на всё, чтобы не допустить очередного поражения. Более того, становится ясно, что он движется назад по временной линии, стремясь уничтожить родителей будущих членов Клуба неудачников. В таком контексте вся история с Шоу может быть частью его долгосрочного плана, начавшегося после «перерождения» в 60-х годах, когда он был повержен Ричи и его друзьями. Уничтожив саму возможность появления Клуба неудачников, Пеннивайз смог бы свободно существовать в этой временной ветви и питаться без ограничений.

План почти срабатывает — и терпит крах лишь из-за вмешательства, которое иначе как чудом не назвать. Ключевую роль играет Рич. Его участие оказывается необходимым, и становится ясно, что возвращение Сески было неслучайным: именно она указывает Ричу путь к друзьям, позволяя внести решающий вклад в, казалось бы, невыполнимую миссию. Дух Рича вступает в противостояние с Пеннивайзом самым неожиданным и эффектным образом.

История вновь подтверждает правило Дерри: ничто и никто, кто погибает здесь, не исчезает окончательно — и это не всегда зло. С невидимой поддержкой Рича дети добиваются успеха, который навсегда останется их общей победой. Кинжал вонзается в мёртвую древесину, и Пеннивайз вновь оказывается в ловушке. Его собственная клетка усмиряет его той же космической энергией, из которой он черпает силу, и в этом есть своеобразная справедливость.

Пеннивайз получает ранение, но не погибает. Он сбрасывает оболочку на льду и принимает форму Мёртвых Светов, вероятно, готовясь исчезнуть в иной временной линии. Осознание этой угрозы особенно остро приходит к Мардж, которая задумывается о возможности его возвращения ещё дальше в прошлое — с целью уничтожить их родителей. Однако Лилли отказывается брать эту ношу на себя. Это уже не их война.

Эта борьба началась с Некани и её соратников и завершилась Клубом неудачников. Значит, между этими точками существовали и другие группы друзей, которые противостояли Пеннивайзу и тем самым обеспечили будущее появление Клуба. Насколько известно, самое далёкое будущее, до которого добирался Пеннивайз, — это временная линия событий фильмов «Оно».

Второй сезон «Оно: Добро пожаловать в Дерри» обещает вернуть зрителей в одну из промежуточных временных линий, предоставляя возможность наблюдать за действиями Оно в новом контексте. В центре внимания окажется также семья Хэнлон, продолжающая следить за событиями в Дерри. Лерой ясно понимает, почему желание уехать из города столь сильно: его близкие пережили слишком много, а расисты Дерри вряд ли внезапно изменят своё поведение только потому, что Пеннивайз временно исчез. Именно поэтому Лерой отклоняет предложение Роуз о переезде на её ферму для присмотра за городом — подходящие люди для этой работы, но решение должно быть взвешенным.

Приятно отметить, что Лерой начинает осознавать ценность героизма Шарлотты независимо от её пола. Шарлотта, в свою очередь, отказывается оставлять Дерри и немногих хороших людей на милость большинства и клоуна, который вернется через 27 лет. В итоге Лерой превращается из военного в фермера, как это показано в фильмах «Оно». Уилл получает возможность сохранить связь с Ронни и продолжить общение, а Ронни и Хэнк отправляются к новому началу вдали от Дерри. Даже несмотря на проклятие города, воспоминания о пережитом останутся с ними надолго.


Финал последней серии «Оно» поднимает ещё более жуткие моменты. Мёртвые огни продолжают своё воздействие. Пеннивайз использует их, чтобы свести Ингрид с ума; теперь она оказывается пациенткой психиатрической лечебницы, где когда-то работала. Музыка успокаивает её, напоминая об отце, и спустя 26 лет она по-прежнему живо ощущает присутствие клоуна. В 1988 году миссис Керш, ставшая жуткой старухой, продолжает тянуться к «папе», подыскивая следующую жертву. Наблюдается важный момент в жизни Беверли Марш: смерть матери, пациентки Джунипер-Хилл, и поведение её отца в финале демонстрируют, что за закрытыми дверями происходит гораздо больше, чем может показаться. Луч надежды заключается в том, что Беверли доживает до взрослой жизни, как показано в фильмах. Однако, учитывая способность Оно перемещаться во времени, любые прогнозы о будущем остаются опасно неполными.

История Дика Халлорана на этом этапе временно завершена. Он продолжает использовать свой дар для помощи людям, но события подсказывают, что его путь приведёт в Лондонский отель, перекликающийся с сюжетом фильма «Сияние». Призраки остаются неотъемлемой частью его жизни, хотя не все они несут зло. Приятно видеть, как Халлорана ценят за поддержку семьи, помогая родителям осознать присутствие ребёнка, и как он делает это деликатно, одновременно облегчая их страдания. Такие поступки оставляют заметный след и заслуживают внимания.

Читайте также:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!