Создать акаунт
GeekPlanet.ru » Анализ сериалов » «Оно: Добро пожаловать в Дерри» - 1 сезон, 5 серия: объяснение концовки и ее смысл

«Оно: Добро пожаловать в Дерри» - 1 сезон, 5 серия: объяснение концовки и ее смысл

24 ноя 2025, 20:17
Анализ сериалов
0
«Оно: Добро пожаловать в Дерри» - 1 сезон, 5 серия: объяснение концовки и ее смысл
Скрытые травмы и попытки уберечь детей от ужаса вряд ли помогут, особенно когда речь идёт о столкновении с Пеннивайзом. Пространство разума — сомнительное убежище, куда не стоит загонять свои страхи, поскольку клоун не оставляет безопасных мест. Его появление во плоти в пятом эпизоде «Оно: Добро пожаловать в Дерри» превращается в рискованное испытание, где персонаж Билла Скарсгарда снова оказывается перед лицом детских страхов, принимающих самые мрачные формы. Формально жертвы сами переступают порог его жилища — и в такой ситуации нелегко представить, какие шаги остаются существу, привыкшему питаться чужими кошмарами.

Как Мэтти оказался жив?

Мардж была осведомлена о том, что с ней произошло, когда ОНО манипулировало её страхами и заставило её поранить глаз. Несмотря на осуждение города в адрес Лилли, на этот раз решение Мардж оказалось верным. Она умно сохранила в тайне истинные обстоятельства инцидента, придумав историю о том, что очки сломались и повредили глаз. Возможно, это не изменит общественного мнения о Лилли, но даёт Мардж возможность сохранить близкую дружбу.

Однако появилась новая угроза: детям стало известно, что за ними охотится существо невероятной силы и ужасающей природы, и ОНО не остановится. Поэтому обычная вечеринка детей оборачивается встречей с Мэтти, который обнаружен в символичной жёлтой палатке, напоминающей плащ Джорджи. Как Мэтти выжил и сумел сбежать от голодного клоуна, остаётся загадкой. Впервые дети получают точное подтверждение: Пеннивайз — это клоун. Мэтти рассказывает о грязной канализации, где клоун держит похищенных детей как «домашних животных», питаясь их страхом.

Появляется и утешительная новость: Фил жив, по словам Мэтти. После ужасных подробностей о похищении, пытках и убийствах других детей, это известие звучит как редкая надежда. Попытки обратиться к шефу Бауэрсу оказываются бесполезными: отец Мэтти настолько жесток, что предпочтёт клоуна возвращению сына домой.

Ситуация требует действий. Мэтти удалось вернуться целым и невредимым благодаря моменту, когда Пеннивайз был отвлечён, но Фил остаётся в опасности. Лилли обращается к единственному взрослому, который способен её понять — миссис Керш. В обычной жизни она кажется мягкой, и на этот раз её советы оказываются дельными: она настоятельно просит Лилли не спускаться в канализацию с друзьями. Однако сама миссис Керш первой упоминает возможность такого рискованного шага, тем самым подталкивая детей к решению, которое они уже не смогут игнорировать.

Лилли, вдохновлённая метафорой спасательной шлюпки отца, убеждает друзей последовать за Мэтти в канализацию. Непонимание опасности усиливается иллюзией безопасности и лёгкости действий: таблетки, которые они принимают, воспринимаются как безобидные. Под их влиянием группа совершает роковую ошибку и идёт за Мэтти, не подозревая, что перед ними совсем не он.

Когда дети достигают канализации, они сталкиваются с ужасающей правдой: тела Тедди, Сьюзи и Фила плавают в грязной воде, а сам Пеннивайз принял облик Мэтти, чтобы обмануть их. Идея спуститься туда исходила от Лилли, и именно поэтому остальные дети следуют за ней, не останавливаясь даже когда она отстаёт.

План Роуз и Таниэля

В финале четвёртого эпизода Холлоранна, проникнув в сознание Таниэля, надеялся обнаружить местонахождение колонн, в которых заключён Пеннивайз. Вместо этого Таниэль показал Дом с Колодцем, введя его в заблуждение. Обману подверглась и армия США, кратковременно поверившая, что Таниэль поведёт их через старый колодец колониальных времён и систему канализации к заветным колоннам.

Если бы Шоу проявил осторожность, он мог бы задуматься, способен ли Таниэль действительно помочь, учитывая, что семья Таниэля хранит эту тайну на протяжении поколений. Даже Роуз не знала, что племянник удерживается на авиабазе. Как одни из немногих представителей племени скотиавапскот в Дерри и его окрестностях, которые знают о Пеннивайзе и продолжают традицию предков удерживать его в пределах города, Роуз и её семья несут огромную ответственность.

Документирование схем атак Пеннивайза позволило Джону и Роуз заметить положительный момент: нынешний цикл унёс меньше жизней, чем два предыдущих — в 1935 и 2008 годах. Именно здесь впервые упоминается Предсказание — массовая резня, символизирующая кульминацию каждого цикла убийств, после чего Оно впадает в сон примерно на 27 лет. Для жителей Дерри это обнадёживает, так как новый Хранитель тайны хорошо ориентируется в истории Предсказания.

Тем не менее ситуация остаётся тревожной: Джон упомянул, что существо линяет, а вода Дерри с самого основания города отравлена его выделениями, что постепенно оказывает злое влияние на население. Это облегчает Пеннивайзу задачу, позволяя разжигать в жителях хаос и гнев. Весь город оказывается охотничьими угодьями клоуна.


Когда Роуз узнаёт о Таниэле и появляется в офисе Шоу, её действия направлены на то, чтобы обезопасить племянника. Уверенность Шоу убеждает её, что с ним можно справиться. Хотя Шоу утверждает, что правительство испытало на нём препарат, который вернул воспоминания о Дерри, Роуз осознаёт истинные цели: Шоу не ищет 13 колонн, чтобы «уменьшить клетку» для монстра. Последний раз доверие Роуз к Шоу было в детстве, когда она спасла его от Пеннивайза. Она раскрывает ему историю своих предков, которые удерживали клоуна с помощью колонн.

Опираясь на знания о прошлых столкновениях Шоу с Пеннивайзом и его склонность к риску, Роуз умело манипулирует им, убедив, что подготовка Таниэля необходима перед тем, как он покажет путь к колоннам. Когда Шоу упоминает Дом с Колодцем и канализацию, Роуз понимает, что племянник их разыграл, и её задача — дать Таниэлю возможность продолжить уловку, прежде чем армия войдёт в логово Пеннивайза.

Факт наличия у Роуз копья, выкованного из упавшей звезды, подтверждает её происхождение от древних воинов Сескви и Некани, которые изначально сражались с Пеннивайзом. Копьё скрыто на виду, охрана авиабазы берёт его под контроль, прежде чем оно будет передано Таниэлю для защиты в канализации.

Смерть Поли Руссо

Пеннивайз вновь проявляет активность вблизи семьи Хэнлон, создавая ощущение, что у существа есть свои планы относительно них. Шарлотта замечает странную, почти ослепительную улыбку на лице полицейского в участке, когда Хэнк готовится сесть в автобус до Шоушенка. Уилл погружён в собственные мысли вместе с друзьями, а Лерой Хэнлон собирается вести своих лётчиков прямо в канализацию — точно туда, куда клоун желал их заманить.

Безумие Шоу становится очевидным, когда тот объясняет цель — поймать могущественное существо. Его рассуждения о том, что было бы разумнее оставить Пеннивайза на поле боя, чтобы тот «разобрался с русскими», выглядят абсурдными, и Лерой это прекрасно понимает. Основная мотивация Хэнлона — изучить существо и найти способ защитить свою семью и жителей Дерри. Осознание, что весь город находится под угрозой преследования Пеннивайза, вызывает тревогу, особенно учитывая, что большинство жителей даже не догадывается о надвигающейся опасности.

Для защиты семьи Лерой решает покинуть дом в Дерри и вместе с Шарлоттой и Уиллом перебраться на авиабазу за пределами города, вне охотничьих угодий клоуна. Однако само добровольное спускание людей в старый колодец, чтобы искать колонны в канализации, остаётся крайне опасным. Особенно учитывая предупреждения о том, что Пеннивайз способен принимать облик знакомых и нереальных людей.


На Лероя возложена одна из самых важных задач. Как только колонны обнаружены, ему поручают поймать монстра с их помощью. Перекрёсток улицы Нейболт был зачистен под предлогом утечки из газопровода, и на первый взгляд Лерою в канализации ничто не угрожает, ведь страх — главное оружие Пеннивайза, а Хэнлон не испытывает его. Однако клоун использует другие методы: он принимает облик Шарлотты, чтобы попытаться достичь Лероя. В отличие от большинства, Лерой понимает, что перед ним не настоящая жена, и стреляет, наблюдая, как «Шарлотта» исчезает в воде.

Поли Руссо остаётся свидетелем происходящего, осознавая, что Лерою можно доверять, даже когда он сталкивается с этим безумием. Правило простое: при встрече с кем-то чужим в канализации — стрелять. Проблема возникает из-за присутствия детей, которых Лерой не идентифицирует. Когда пути Лероя и Уилла пересекаются, у него нет оснований подозревать, что перед ним его собственный сын. Поли, видя Уилла, понимает это, но времени на вмешательство не остаётся — остановить Лероя без жертвы невозможно.

Конечная цена для Поли — жизнь, принесённая ради спасения сына Лероя. Несмотря на ужас ситуации, для человека, согласного пожертвовать собой ради защиты своих близких и народа, такой исход не выглядит худшим.

Атака Пеннивайза на тюремный автобус в Шоушенк

Шарлотта не возлагала больших надежд на возможность Хэнка избежать поездки в Шоушенк, понимая, что это вне её контроля. Она старалась как можно скорее обеспечить его освобождение, связываясь с людьми за спиной Лероя, чтобы ускорить процесс. Невыносимо было наблюдать за унижением Хэнка на заднем дворе полицейского участка. Кроме семьи Хэнка, Шарлотты и женщины, с которой он провёл ночь, почти никто не признавал его невиновность.

Человек, который выстрелил в Хэнка из толпы и промахнулся, оказался отцом Фила и Сьюзи, убеждённым, что Хэнк убил его детей. Он выделялся среди остальных зрителей, собравшихся, чтобы увидеть отправку Хэнка в Шоушенк. Шеф полиции Бауэрс считал, что Хэнк не продержится в тюрьме достаточно долго, чтобы появилось время для его освобождения под залог.

Ситуация осложнилась, когда стало известно, что автобус, в котором находился Хэнк, попал в аварию и «ужасный убийца детей» вырвался на свободу. Поскольку Хэнк был единственным пропавшим, вероятность того, что полиция возложит вину за происшествие на него, была высокой. На деле же события для Хэнка оказались ещё более запутанными.


Когда миссис Керш находит его, свернувшимся на заднем сиденье её автомобиля, сначала это кажется похищением. Однако после того, как они оказываются в безопасности, между ними возникает очевидная близость — поцелуи свидетельствуют о взаимной привязанности. Хэнк обладает алиби на ночь исчезновения детей, а отношения с миссис Керш подтверждают их серьёзные чувства. Она без колебаний приглашает его к себе домой.

Дополнительную поддержку Хэнк может получить от Шарлотты, что и объясняет появление миссис Керш на её пороге в конце пятого эпизода «Оно: Добро пожаловать в Дерри». Укрытие беглеца было бы рискованным шагом, но ситуация после аварии автобуса требует объяснений перед властями. Хэнк сообщил миссис Керш, что автобус подвергся нападению, и события развивались слишком быстро, чтобы он мог всё осознать.

Согласно показаниям, за происшествием стоял Пеннивайз, который провоцировал хаос. На месте аварии обнаружены отпечатки его пальцев, а до посадки Хэнка в автобус клоун демонстрировал зловещую улыбку Шарлотте, оставляя явные следы своего присутствия.

Значение Коробки в Разуме Дика Холлоранна

Ситуация Холлоранна выглядит крайне опасной — любые попытки действовать импульсивно в канализации могут иметь серьёзные последствия. Даже несколько предупреждающих звонков от призрака бабушки не должны были заставить его прыгнуть в воду, однако времени на обдумывание действий почти не осталось. Пока остальные приходят в себя, Холлоранн оказывается в ловушке собственного сознания, возвращаясь к воспоминаниям в ванной.

Воспоминания о бабушке не вызывают страха, но сцена с дедушкой, которого Пеннивайз использует для манипуляции Холлоранном, выводит его на грань паники. Шкатулка, которую держит дед и которую Холлоранн вынужден открыть, является физическим воплощением глубоко личного и значимого элемента его психики — ментальной коробки, о которой рассказывала бабушка. Она создана для того, чтобы запирать ужасы и травмы, оставленные жестокостью дедушки. С тех пор Холлоранн использует эту ментальную шкатулку, чтобы удерживать в себе призраков и переживания, которые могли бы разрушить обычного человека.

Для человека со способностью, напоминающей «Сияние», такая ментальная конструкция становится мощным защитным инструментом. Подобная шкатулка уже появлялась в «Сиянии» и «Докторе Сне», где Дэнни Торренс использовал её для контроля духов в отеле «Оверлук». В контексте «Оно: Добро пожаловать в Дерри» этот элемент приобретает ещё большую значимость: находясь в логове Пеннивайза, Холлоранн оказывается лицом к лицу с самой могущественной угрозой, а ментальная коробка оказывается открытой. Существуют основания полагать, что многие призраки получили свободу, что делает психическое состояние Холлоранна особенно уязвимым.


Несмотря на это, на авиабазе Шоу пытается успокоить Лероя, уверяя, что Холлоранн найдёт выход из канализации. Финал пятого эпизода демонстрирует Холлоранна, выходящего в лес из канализации, при этом остаётся призрак Лероя, указывающий на то, что часть событий всё ещё происходит внутри его ментальной коробки, где обитают все призраки.

Тем временем Лилли остаётся в безопасности. Пеннивайз почти напал на неё в канализации, но что-то удержало клоуна от причинения вреда. Полковник Фуллер следил за Таниэлем, и когда тот смог сбежать, кинжал из упавшей звезды выскользнул в воду, оказавшись между Лилли и Пеннивайзом. Этот случай позволил ей защитить себя и друзей, однако вопрос о возвращении священного оружия остаётся открытым — его контроль может иметь решающее значение для будущих событий, если оно попадёт в чужие руки.

Читайте также:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!