Создать акаунт
GeekPlanet.ru » Рецензии на фильмы » Рецензия и отзывы на фильм «Август»

Рецензия и отзывы на фильм «Август»

26 сен 2025, 21:32
Рецензии на фильмы
50
0
Рецензия и отзывы на фильм «Август»
1944 год, освобождённые земли Беларуси. Лейтенант Андрей Блинов (Павел Табаков) присоединяется к группе двух офицеров контрразведки Смерша: вспыльчивого Таманцева (Никита Кологривый) и вдумчивого капитана Алехина (Сергей Безруков). Вместе им приходится днями патрулировать леса в поисках вражеских шпионов. Ситуация осложняется тем, что скрывающиеся в лесной чаще фашисты строят какие-то тайные планы: в эфир регулярно выходит радиостанция с позывными «КАО». Похоже, немцы стремятся сорвать наступление Красной армии. Если Алехин и его команда не смогут найти разведчиков, советские войска рискуют потерпеть серьёзное поражение.


Фраза «неэкранизируемая литература» здесь вовсе не пустой штамп — «Момент истины» ярко это подтверждает. Роман Владимира Богомолова интересен не столько напряжённым детективным сюжетом, сколько уникальным языком повествования. Классический шпионский триллер в его исполнении скорее напоминает плотный ковер из длинных монологов героев, военных документов и радиоперехватов. По форме это тяжеловесное модернистское произведение, которое крайне сложно перенести на экран. В книге нет единственного центрального героя, а привычные для военного жанра перестрелки и погони заменены описаниями повседневной работы разведчиков, которые часами сидят на чердаках или в сырых ямах. Наиболее опасное для такого оригинального текста вмешательство — это масштабные продюсерские проекты и огромные бюджеты. Именно это и произошло.


В фильме «Август» стараются воспроизвести все ключевые эпизоды книги: блуждания по лесам в поисках мелочей, задержание подозрительной старушки на вокзале, засаду на хуторе в ожидании диверсанта и драматическую финальную вылазку в чащу, где герои сталкиваются с троицей немецких солдат. Но у Константина Эрнста эти события не складываются в цельную историю. Зрителю показывают отдельные, пусть и интересные, эпизоды из жизни разведчиков, которые по тону сильно расходятся с оригиналом.


Так, в романе Богомолова особое значение имело время: мы наблюдали, как герои медленно и напряжённо ищут иголки в стогах сена и проводят дни за слежкой, хотя вероятность продвижения расследования была минимальна. В фильме же таких нюансов нет: Блинов буквально в первый день работы на Смерш находит в лесу разбитый немецкий самолёт, трупы и хутор, а Таманцев находит место выхода в эфир за считанные минуты. В результате создатели лишают историю одного из её главных достоинств — ощущения монотонности и рутинной работы разведчиков. Зато первые минуты фильма наполнены активными сценами: герой Кологривого, словно герой видеоигры, одновременно стреляет из обеих рук и скользит по полу, уворачиваясь от пуль.


Можно согласиться, что экранизация классики не обязана в точности передавать атмосферу книги. Но как «Август» смотрится сам по себе, вне контекста романа? На протяжении двух часов зрителю показывают, как герои ездят по разным местам, кого-то допрашивают или ведут наблюдение, делают какие-то выводы и перемещаются к новой точке. Как эти эпизоды связаны между собой — остаётся неясным. Фильм явно страдает от недостатка деталей: создатели как будто рассчитывают, что зритель знаком с романом Богомолова, поэтому важные нюансы — например, происхождение найденного в лесу огурца или предыстории второстепенных, но значимых персонажей — либо упоминаются вскользь, либо вообще остаются за кадром. В результате остаётся лишь простая идея: если не остановить нацистов, зло восторжествует. Но этого мало, чтобы вовлечь в историю: исход Второй мировой известен, и зрителю вряд ли будет интересно переживать за успех советских разведчиков — они уже по умолчанию победили.


Отсюда проистекает другая проблема фильма: в нём практически отсутствует главный герой. В романе Богомолова его тоже не было, но благодаря монологам мы узнавали персонажей и невольно сочувствовали каждому из них. В «Августе» авторы, похоже, тоже стремятся держать в фокусе весь отряд. Сначала события показаны глазами новичка Блинова, чтобы зритель понял специфику работы контрразведки. Потом внимание переключается на переживания Таманцева: у него трагедия с матерью, или скорее совестью. После этого Алехин получает письмо о болезни дочери. Но ни одна из этих сюжетных линий не развивается, и история остаётся расплывчатой: неясно, чьими глазами мы смотрим на происходящее и что именно пытаются рассказать авторы — явно не о великой победе, ведь финал известен.


Оригинальный, самобытный текст Богомолова на экране превращается в упрощённую версию. Образы разведчиков теряют глубину: Алехин больше не решает задачи благодаря знаниям по геологии или умению быстро анализировать язык тела и документы — теперь он просто «узнаёт лица» и сопоставляет их с фотороботами как компьютер. Таманцев, который в книге демонстрировал силу и профессионализм, на экране до финала остаётся шутником и балагуром.


Сам фильм всё больше напоминает студийный шаблон. Кологривый — типичный молодой герой, Безруков — задумчивый старший офицер с внутренними противоречиями, Табаков — юный боец, немцы — обезличенные тёмные фигуры, а финальная сцена превращается в кровавую стычку, где сталкиваются все стороны. Если Богомолов писал о тихой, незаметной победе контрразведчиков, то Эрнст создаёт зрелище, где русские герои неуязвимы, а враги — плоские фигуры. Фильм насквозь пронизан банальностями, патриотическими штампами и эффектными сценами, но по сути не говорит ничего нового. Это современное российское кино в его наихудшем проявлении: яркое, шумное, пафосное, но почти лишённое содержания.

Читайте также:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!