Создать акаунт
GeekPlanet.ru » Рецензии на фильмы » Рецензия и отзывы на фильм «Цвета времени»

Рецензия и отзывы на фильм «Цвета времени»

28 сен 2025, 15:05
Рецензии на фильмы
28
0
Рецензия и отзывы на фильм «Цвета времени»
В небольшом деревянном доме в Нормандии, который местные власти планируют снести ради строительства нового торгового центра, собираются потомки женщины по имени Адель Вермийяр (Сюзанн Линдон). Среди них — видеограф Себ (Абрахам Уоплер), привыкший к жизни онлайн; инженер Селин (Джулия Пьятон), специалист в точных науках; опытный преподаватель французского языка Абделькрим (Зинедин Суалем), который готовится к пенсии и переживает непростые времена; и пчеловод Гай (Венсан Макен), щедрый и отзывчивый человек.


Эти незнакомцы друг другу родственники приезжают по приглашению представителей застройщика, чтобы присутствовать при вскрытии дома. Им предстоит подписать документы и освободить участок, однако находка старых писем, фотографий и вещей прапрабабушки меняет их планы. Архив становится своего рода порталом в прошлое: герои мысленно оказываются в конце XIX века, когда юная Адель решает покинуть Нормандию и отправиться в Париж. В столице она ищет мать, встречает фотографа Люсьена (Вассили Шнайдер) и художника Анатоля (Поль Киршер), спорящих о том, что важнее — фотография или живопись. Девушка, не умеющая читать и писать, оказывается в центре культурной трансформации: здесь зарождается электричество, развивается фотография, а искусство ищет новые формы. Вскоре она сама становится частью этой эпохи.


Пока сегодня мы используем нейросети, чтобы «оживлять» старые фотографии, известный французский режиссер Седрик Клапиш переносит идею оживления прошлого на экран. С его помощью каждый снимок из дома Адель, каждый выцветший портрет и набросок превращается в портал, позволяющий взглянуть на большую историю одного путешествия.

Соединение двух эпох в фильме — не случайно. Конец XIX века — это время, когда Париж впервые освещается электричеством, фотография становится частью повседневной жизни, а братья Люмьер создают кинематограф. Наше время — эпоха интернета и нейросетей. Клапиш исследует моменты первооткрытий: первый штрих кисти на белом полотне, первое включение лампочки, первый взгляд в объектив камеры и, наконец, знакомство с миром через экран смартфона.


Монтаж Анны-Софи Бьен делает переходы между эпохами плавными и почти незаметными. В XIX веке герои слышат стук в дверь, а при открытии в комнату уже входят их родственники из XXI века. На первый взгляд это выглядит просто, но приём работает: создается впечатление, что история теряет привычную линейность, события переплетаются, а разные эпохи начинают сосуществовать друг с другом в гармонии. Одно искусство плавно перетекает в другое: живопись сменяется фотографией, фотография уступает место кинематографу — при этом новое не вытесняет прошлое, а дополняет его, обогащая и придавая новые оттенки. Париж в фильме Клапиша прекрасен в 1895 и 2024 годах, на старых пожелтевших снимках и в холодной цифровой четкости. Видно, что режиссёр искренне любит город и отлично понимает его нюансы — от мягкого импрессионистского света рассвета до резких неоновых огней ночных улиц.


Из общей концепции выделяется лишь короткий эпизод, где Себ, Селин, Абделькрим и Гай погружаются в XIX век через шаманский ритуал. Встреча героев вне времени выглядит чужеродной и кажется элементом другого фильма. Возможно, история могла бы обойтись без этого приёма, позволяя современным персонажам разбираться в прошлом через письма, фотографии и картины, как это было, например, в аргентинской драме Лауры Читарелла «Тренке-Лаукен», где героиня, обнаружив спрятанное любовное послание в книге, постепенно раскрывает историю двух молодых людей.


«Цвета времени» становятся красивым напоминанием о том, что повторение — естественная часть жизни. Сомнения, первые увлечения, поиск себя происходят с каждым, независимо от того, зажигает человек керосиновую лампу или проверяет заряд смартфона. Фильм показывает, что многие вопросы и переживания остаются неизменными для разных поколений. Живопись исчезнет как ненужная? Раньше люди просто общались друг с другом, а сейчас соседи редко обращают внимание друг на друга? Лучше оставаться в родном городке или рискнуть и попробовать свои силы в столице? Эти и другие вопросы сопровождают как Адель в XIX веке, так и Себа в XXI. Герои совершают ошибки, радуются и грустят, встречают рассветы и провожают закаты, влюбляются и прощаются, строят карьеры в мегаполисах или выбирают тихую жизнь в пригороде, но жизнь продолжается, и события разворачиваются своим чередом.


Даже если парижский пейзаж больше не такой, как его видел Моне, одно остаётся неизменным: солнце по-прежнему восходит за горизонтом, давая каждому возможность начать новый день. И этого уже достаточно.

Читайте также:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!