Рецензия и отзывы на фильм «Ганди молчал по субботам»

В определенный момент вокруг фильма «Ганди молчал по субботам», снятого по пьесе Анастасии Букреевой, начали складываться почти легенды среди критиков: производство оказалось настолько непростым, что ожидания от результата только усиливались. Смена постановщика, финансовые трудности — все это могло поставить крест на проекте, однако картина все же добралась до проката. Режиссер Юрий Зайцев, приглашенный креативным продюсером Андреем Апостоловым, сумел передать не только дерзость главного героя, но и собственную творческую смелость, показав, что даже начинающие режиссеры способны работать масштабно.

Главный персонаж — Саша, которого друзья зовут Мот (Марк Эйдельштейн), — постоянно говорит о «конце света», случившемся в его семье. И основания у него есть: однажды вечером отец неожиданно объявил, что уходит к другой женщине. Мать (Виктория Толстоганова), не находя себе места, уходит в бесконечные походы по магазинам и ночным заведениям, сестра (Ольга Балацкая) готовится уехать учиться в Аргентину, а дедушка, теряющий связь с реальностью (Александр Пашутин), настойчиво собирается в лес за грибами. В центре событий остается один лишь Мот, который теперь называет родителей сухими «родитель 1» и «родитель 2», словно обрывая всякую личную связь. Ситуация меняется, когда в подземном переходе он встречает молчаливую бездомную (Дарья Екамасова), дает ей имя Лиза и приводит к себе домой.

Екамасова и Эйдельштейн уже не раз играли дуэт матери и сына как в кино, так и на сцене: это и «Анора» Шона Бейкера, и спектакль Юрия Квятковского «Трудный экзамен», а вскоре зрители увидят их и в «Космосе засыпает» Антона Мамыкина. У Зайцева Эйдельштейн вновь оказывается в образе подростка, пытающегося справиться с хаосом вокруг, искать ответы и одновременно путано изливать свои мысли. Однако этот образ уже не работает на актера так, как раньше: фильм не раскрывает его драматический диапазон, ограничиваясь внешним рисунком. В то же время роль Екамасовой оказывается многослойнее — ее героиня почти не говорит, произнося лишь одно слово, «Ганди», за которым чувствуется подлинная трагедия.
Одним из главных недостатков фильма становится стремление вместить слишком многое в ограниченный хронометраж. Балансируя между авторским кино и массовой драмой, Зайцев создает отечественный аналог «Все везде и сразу» — с обилием графики и резким клиповым монтажом, от которых легко устать. Но эти визуальные эксперименты нередко уводят внимание от сути — семейной истории, лежащей в основе сюжета. Не менее лишними выглядят и «сломанные» четвертые стены: вместо диалогов между героями зритель получает прямые обращения, которые скорее мешают восприятию. К тому же во второй половине картина заметно теряет динамику, и ожидание финала кажется чересчур затянутым. Трудно понять, связано ли это с трудностями производства или же стало частью авторской концепции.

Несмотря на эффектную визуальную форму, «Ганди» скорее напоминает набор тезисов о правильной жизни, чем цельное произведение. Фильм задает множество вопросов, но не предлагает решений. Зайцев ограничивается универсальными посылами вроде «уметь слышать и ценить близких», не углубляясь в противоречия и сложности. Пьеса Анастасии Букреевой, напротив, при меньшем объеме содержала куда больше самоанализа. В киноверсии же реплики нередко теряют вес, а драматическим отношениям внутри семьи не хватает ироничного взгляда. Тем не менее, если отбросить избыточные спецэффекты, становится понятна главная мысль: как сам Зайцев говорил, после просмотра хочется позвонить матери.

Интерес к теме человеческого существования у режиссера проявился еще в короткометражке «Материя» (2018), где герой по имени Марк отправляется в путешествие по собственному подсознанию в поисках точки опоры. И Мот, и сам фильм тоже заняты поисками — себя, своего места, своего пути. При всей разрозненности «Ганди молчал по субботам» остается доброй историей о базовых ценностях, которые мы часто упускаем в суете. Картина напоминает, что человечность — универсальный ключ к пониманию и близких, и посторонних. И, возможно, именно поэтому после сеанса действительно тянется рука к телефону, чтобы набрать номер мамы.

Главный персонаж — Саша, которого друзья зовут Мот (Марк Эйдельштейн), — постоянно говорит о «конце света», случившемся в его семье. И основания у него есть: однажды вечером отец неожиданно объявил, что уходит к другой женщине. Мать (Виктория Толстоганова), не находя себе места, уходит в бесконечные походы по магазинам и ночным заведениям, сестра (Ольга Балацкая) готовится уехать учиться в Аргентину, а дедушка, теряющий связь с реальностью (Александр Пашутин), настойчиво собирается в лес за грибами. В центре событий остается один лишь Мот, который теперь называет родителей сухими «родитель 1» и «родитель 2», словно обрывая всякую личную связь. Ситуация меняется, когда в подземном переходе он встречает молчаливую бездомную (Дарья Екамасова), дает ей имя Лиза и приводит к себе домой.

Екамасова и Эйдельштейн уже не раз играли дуэт матери и сына как в кино, так и на сцене: это и «Анора» Шона Бейкера, и спектакль Юрия Квятковского «Трудный экзамен», а вскоре зрители увидят их и в «Космосе засыпает» Антона Мамыкина. У Зайцева Эйдельштейн вновь оказывается в образе подростка, пытающегося справиться с хаосом вокруг, искать ответы и одновременно путано изливать свои мысли. Однако этот образ уже не работает на актера так, как раньше: фильм не раскрывает его драматический диапазон, ограничиваясь внешним рисунком. В то же время роль Екамасовой оказывается многослойнее — ее героиня почти не говорит, произнося лишь одно слово, «Ганди», за которым чувствуется подлинная трагедия.
Одним из главных недостатков фильма становится стремление вместить слишком многое в ограниченный хронометраж. Балансируя между авторским кино и массовой драмой, Зайцев создает отечественный аналог «Все везде и сразу» — с обилием графики и резким клиповым монтажом, от которых легко устать. Но эти визуальные эксперименты нередко уводят внимание от сути — семейной истории, лежащей в основе сюжета. Не менее лишними выглядят и «сломанные» четвертые стены: вместо диалогов между героями зритель получает прямые обращения, которые скорее мешают восприятию. К тому же во второй половине картина заметно теряет динамику, и ожидание финала кажется чересчур затянутым. Трудно понять, связано ли это с трудностями производства или же стало частью авторской концепции.

Несмотря на эффектную визуальную форму, «Ганди» скорее напоминает набор тезисов о правильной жизни, чем цельное произведение. Фильм задает множество вопросов, но не предлагает решений. Зайцев ограничивается универсальными посылами вроде «уметь слышать и ценить близких», не углубляясь в противоречия и сложности. Пьеса Анастасии Букреевой, напротив, при меньшем объеме содержала куда больше самоанализа. В киноверсии же реплики нередко теряют вес, а драматическим отношениям внутри семьи не хватает ироничного взгляда. Тем не менее, если отбросить избыточные спецэффекты, становится понятна главная мысль: как сам Зайцев говорил, после просмотра хочется позвонить матери.

Интерес к теме человеческого существования у режиссера проявился еще в короткометражке «Материя» (2018), где герой по имени Марк отправляется в путешествие по собственному подсознанию в поисках точки опоры. И Мот, и сам фильм тоже заняты поисками — себя, своего места, своего пути. При всей разрозненности «Ганди молчал по субботам» остается доброй историей о базовых ценностях, которые мы часто упускаем в суете. Картина напоминает, что человечность — универсальный ключ к пониманию и близких, и посторонних. И, возможно, именно поэтому после сеанса действительно тянется рука к телефону, чтобы набрать номер мамы.
Читайте также:

Рецензия и отзывы на сериал «Александр I»
Канал «Россия» продолжает серию исторических проектов, рассказывающих о выдающихся личностях. На этот раз внимание зрителей приковано к судьбе Александра Первого — любимого внука Екатерины Великой и

Рецензия и отзывы на фильм «Шоу субботним вечером»
Даже если вы никогда не смотрели шоу Saturday Night Live целиком, вы наверняка видели его культовые скетчи, многие из которых стали настоящими хитами в интернете (например, момент с Райаном Гослингом

Краткий сюжет фильма «Материалистка» (2025)
Люси — профессионал в сфере знакомств, умеющая подбирать пары, как будто по волшебству. Однако все меняется, когда одна из ее клиенток сталкивается с жестоким обращением, а в жизни Люси вновь

Рецензия и отзывы на сериал «Молодежка. Новая смена»
Прошло несколько лет после финала «Молодежки». Андрей Кисляк (Влад Канопка), один из ярчайших игроков «Медведей», завершил свою карьеру, забыв про хоккей, как о кошмарном сне. Он оставил спорт,
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!