Создать акаунт
GeekPlanet.ru » Рецензии на фильмы » Рецензия и отзывы на фильм «Великая Элеанор»

Рецензия и отзывы на фильм «Великая Элеанор»

03 ноя 2025, 12:02
Рецензии на фильмы
11
0
Рецензия и отзывы на фильм «Великая Элеанор»
После смерти мужей Элеанор (Джун Скуибб) и Бесси (Рита Зохар) 11 лет живут вместе в небольшой квартире во Флориде. Женщины дружат с юности и наслаждаются совместным временем. Когда Бесси умирает, Элеанор переезжает в Нью-Йорк к дочери Лизе (Джессика Хехт) и внуку Максу (Уилл Прайс). У родственников своя насыщенная жизнь, и бабушку собираются поместить в престижный дом для пожилых. Чтобы занять себя, Элеанор записывается на занятия хора для пенсионеров в еврейском общинном центре. Но по ошибке она попадает на встречу группы поддержки для переживших Холокост. Там, почти не замечая, она начинает рассказывать историю некой Бесси. Простая выдумка неожиданно превращается в городской сенсационный рассказ.


Сценарий Тори Кеймен вдохновлён её собственной бабушкой — 95-летней женщиной, которая решилась на новую жизнь в Нью-Йорке. Текст сценария заинтересовал Скарлетт Йоханссон, давно мечтавшую попробовать себя в режиссуре. До начала съёмок молодая постановщица не была лично знакома с Джун Скуибб — актрисой необычной судьбы. Скуибб долгие годы играла на Бродвее и появлялась во второстепенных ролях на телевидении. В кино она дебютировала в 61 год в фильме «Элис» Вуди Аллена. Актриса стала одной из любимых исполнительниц Александра Пэйна, а первую главную роль в кино — в комедии «Тельма» — получила после 90 лет. Жизнерадостная и энергичная Скуибб блистает в фильме «Великая Элеанор».


Премьера режиссёрского дебюта Йоханссон прошла в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля этого года, где свои первые работы также показывали Кристен Стюарт и Харрис Дикинсон. Возможно, «Великая Элеанор» — самая доступная и зрелищная из трёх дебютов, но молодая постановщица демонстрирует зрелый, внимательный и уверенный подход к работе, за которым стоит следить. Для самой Йоханссон, уроженки Нью-Йорка, фильм носит личный характер: главная героиня напоминает ей собственную еврейскую бабушку — сдержанную в эмоциях, остроумную и обладающую твёрдым, непоколебимым мнением.


В Нью-Йорке Элеанор ощущает одиночество. Ни дочь, ни внук не уделяют внимания пожилой женщине, которая шутит и много говорит, но всё ещё горюет по потерянной подруге. История, рассказанная на встрече переживших Холокост, привлекает внимание студентки-журналистки Нины (Эрин Келлиман). Она решает написать о женщине с необычной судьбой статью и показывает её своему отцу, телеведущему Роджеру (Чиветель Эджиофор). С каждой минутой Элеанор всё труднее признавать, что её рассказ — вымысел.


«Великая Элеанор» — это типичная сандэнсовская история с присущими жанру плюсами и минусами, затрагивающая актуальные темы. Фильм Йоханссон не стремится к формальным экспериментам и отличается простой, сдержанной подачей. Перед зрителем разворачивается трогательная и легко воспринимаемая история с плавным, линейным сюжетом, без резких скачков во времени. Единственным отступлением от хронологии является флешбэк с ночной душевной беседой двух подруг-пенсионерок, где Бесси делится воспоминаниями о себе и семье, переживших концлагерь и «поезд смерти».


Картина поднимает вопросы как коллективной, так и личной травмы, напоминая по настроению «Настоящую боль» Джесси Айзенберга. Элеанор и студентка Нина сближаются через общие чувства одиночества и потери. На Манхэттене пожилая женщина ощущает себя лишней, хотя не собирается отказываться от привычного активного образа жизни. Нина переживает смерть матери-фотографки, а её отец предпочитает не упоминать её имя. И в юности, и в старости героиням не с кем поделиться горем. Потери разъединяют людей, заставляют близких замалчивать свои чувства. Йоханссон мягко напоминает, что важно не только заботиться о себе, но и быть рядом с близкими в трудные моменты.


В центре драмеди оказывается и тема памяти о Холокосте. Элеанор, иудейка, рассказывает выдуманную историю переживших ужас трагедии, что формально может показаться недопустимым, но она делает это не ради славы или выгоды. Пенсионерка ищет внимания, но её ложь возникает случайно. Героя хочется понять и простить, учитывая, что необычным образом она сохраняет память о судьбе подруги Бесси. Ложь превращается в способ увековечить воспоминания о пережитом ужастике, которое Бесси хранила в себе всю жизнь. Память о Холокосте передаётся из поколения в поколение, в том числе благодаря верной дружбе.


Фильм Йоханссон легко критиковать за сентиментальность и эмоциональные манипуляции. Истории о Холокосте и милые старушки неизменно вызывают сильный отклик у зрителя. Добавьте к этому струнную музыку, осенние и зимние виды Нью-Йорка, печальные разговоры о потере — и слёзы почти гарантированы. Молодая режиссёрка балансирует на грани мелодрамы, но не скатывается в банальность. «Великая Элеанор» вряд ли станет фильмом года или шедевром, но это качественно сделанная, тёплая история о дружбе, любви и памяти. И напоминание о том, что в 94 жизнь вовсе не заканчивается, никому не будет лишним. Спросите у Джун Скуибб и её Элеанор.

Читайте также:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!