Рецензия на аниме «Девочка, покорившая время»

С 10 июля на экраны вновь выходит «Девочка, покорившая время» — полнометражное аниме Мамору Хосоды, принесшее режиссёру международную известность. Почти два десятилетия спустя после премьеры картина не утратила своей свежести: визуальный стиль по-прежнему выглядит необычно и современно, а сюжет остаётся актуальным. Но обо всём по порядку.
Семнадцатилетняя Макото Конно живёт самой обычной жизнью: учёба, встречи с друзьями, радости повседневности. Однако один день меняет всё — она опаздывает в школу, случайно вызывает пожар на кулинарном уроке и сталкивается с незнакомцем. Затем, поскользнувшись на странном предмете, Макото неожиданно обнаруживает, что обрела способность перемещаться во времени. Это открытие позволяет ей исправлять недавние ошибки и наслаждаться юностью с новой силой. Но довольно скоро становится ясно: возможность возвращаться в прошлое не освобождает от последствий принятых решений.

К моменту работы над «Девочкой» Хосода уже имел опыт и был заметной фигурой в индустрии, хотя и не считался звездой. Его имя связывали с короткометражками по мотивам «Дигимонов», сотрудничеством с дизайнером Такаси Мураками и полнометражным фильмом «Ван-Пис: Барон Омацури и Секретный Остров». Тем не менее, во всех этих проектах он работал в рамках уже существующих вселенных, где творческая свобода была ограничена. Именно «Девочка, покорившая время» стала его первой работой, где он получил полную художественную автономию и мог реализовать собственное видение.
Сюжет аниме основан на одноимённой повести Ясутаки Цуцуи, написанной ещё в 1967 году. Однако действие фильма перенесли в более современную эпоху — начало 2000-х. Вместо дословной адаптации Хосода выбрал более оригинальный подход, создав нечто вроде продолжения книги. Героиня оригинального произведения, Кадзуко Ёсияма, в аниме выступает в роли тёти главной героини, Макото. Хотя по сюжету книги она не должна помнить события, связанные с путешествиями во времени, в фильме у неё, похоже, сохранились какие-то воспоминания, благодаря которым она быстро понимает и принимает ситуацию племянницы.

Тем не менее, Кадзуко не мешает Макото учиться на собственных промахах — и ошибок та совершает немало. Значительная часть фильма сосредоточена на последствиях попыток исправить прошлое: всё чаще вмешательство во временную линию приводит к неприятным ситуациям для окружающих — от незначительных недоразумений до событий, оставляющих глубокие эмоциональные (а иногда и физические) следы. Постепенно Макото начинает осознавать, какой ценой ей досталась новая способность, хотя понимание приходит не сразу.

Для Хосоды эта история, прежде всего, — рассказ о взрослении и осмыслении. О принятии ответственности, столкновении с реальностью и тех вещах, о которых редко задумываешься в подростковом возрасте. Семнадцать лет — непростой этап, и образ путешествий во времени выступает здесь как наглядная метафора всех сложностей переходного периода. При этом назвать «Девочку, покорившую время» научной фантастикой довольно трудно: механизм временных прыжков никак не объясняется — ни технически, ни логически. Таинственный «орех» из начала фильма служит скорее символическим элементом, позволяющим сосредоточиться на внутреннем мире героини, а не на условностях жанра. Подобный подход вполне характерен для авторского кино, где фантастический элемент лишь подчеркивает реальные человеческие переживания.

Визуальное оформление также поддерживает этот переход от лёгкости к драматизму. Хосода использует узнаваемые стилистические приёмы — к примеру, намеренно «плоское» изображение, в котором отсутствуют полутона, а персонажи нарисованы с упрощёнными чертами. Это не попытка упростить производство, а осознанная стилизация, отражающая авторский подход. В определённых моментах, таких как сцены прыжков во времени, графика меняется: традиционные черные контуры уступают место красным, создавая яркий визуальный контраст с будничными эпизодами и усиливая эффект необычности происходящего.

В итоге «Девочка» складывается в цельную и изящную историю о взрослении, сохранившую свою актуальность даже спустя годы после выхода. Это не удивляет, учитывая универсальность тем, затронутых в фильме, — они близки зрителям любого поколения. Популярность фильма подтверждает и тот факт, что адаптаций повести Цуцуи существует уже около десятка. Вряд ли сценарий, не вызывающий отклика, привлекал бы к себе столько внимания на протяжении стольких лет.
Семнадцатилетняя Макото Конно живёт самой обычной жизнью: учёба, встречи с друзьями, радости повседневности. Однако один день меняет всё — она опаздывает в школу, случайно вызывает пожар на кулинарном уроке и сталкивается с незнакомцем. Затем, поскользнувшись на странном предмете, Макото неожиданно обнаруживает, что обрела способность перемещаться во времени. Это открытие позволяет ей исправлять недавние ошибки и наслаждаться юностью с новой силой. Но довольно скоро становится ясно: возможность возвращаться в прошлое не освобождает от последствий принятых решений.

К моменту работы над «Девочкой» Хосода уже имел опыт и был заметной фигурой в индустрии, хотя и не считался звездой. Его имя связывали с короткометражками по мотивам «Дигимонов», сотрудничеством с дизайнером Такаси Мураками и полнометражным фильмом «Ван-Пис: Барон Омацури и Секретный Остров». Тем не менее, во всех этих проектах он работал в рамках уже существующих вселенных, где творческая свобода была ограничена. Именно «Девочка, покорившая время» стала его первой работой, где он получил полную художественную автономию и мог реализовать собственное видение.
Сюжет аниме основан на одноимённой повести Ясутаки Цуцуи, написанной ещё в 1967 году. Однако действие фильма перенесли в более современную эпоху — начало 2000-х. Вместо дословной адаптации Хосода выбрал более оригинальный подход, создав нечто вроде продолжения книги. Героиня оригинального произведения, Кадзуко Ёсияма, в аниме выступает в роли тёти главной героини, Макото. Хотя по сюжету книги она не должна помнить события, связанные с путешествиями во времени, в фильме у неё, похоже, сохранились какие-то воспоминания, благодаря которым она быстро понимает и принимает ситуацию племянницы.

Тем не менее, Кадзуко не мешает Макото учиться на собственных промахах — и ошибок та совершает немало. Значительная часть фильма сосредоточена на последствиях попыток исправить прошлое: всё чаще вмешательство во временную линию приводит к неприятным ситуациям для окружающих — от незначительных недоразумений до событий, оставляющих глубокие эмоциональные (а иногда и физические) следы. Постепенно Макото начинает осознавать, какой ценой ей досталась новая способность, хотя понимание приходит не сразу.

Для Хосоды эта история, прежде всего, — рассказ о взрослении и осмыслении. О принятии ответственности, столкновении с реальностью и тех вещах, о которых редко задумываешься в подростковом возрасте. Семнадцать лет — непростой этап, и образ путешествий во времени выступает здесь как наглядная метафора всех сложностей переходного периода. При этом назвать «Девочку, покорившую время» научной фантастикой довольно трудно: механизм временных прыжков никак не объясняется — ни технически, ни логически. Таинственный «орех» из начала фильма служит скорее символическим элементом, позволяющим сосредоточиться на внутреннем мире героини, а не на условностях жанра. Подобный подход вполне характерен для авторского кино, где фантастический элемент лишь подчеркивает реальные человеческие переживания.

Визуальное оформление также поддерживает этот переход от лёгкости к драматизму. Хосода использует узнаваемые стилистические приёмы — к примеру, намеренно «плоское» изображение, в котором отсутствуют полутона, а персонажи нарисованы с упрощёнными чертами. Это не попытка упростить производство, а осознанная стилизация, отражающая авторский подход. В определённых моментах, таких как сцены прыжков во времени, графика меняется: традиционные черные контуры уступают место красным, создавая яркий визуальный контраст с будничными эпизодами и усиливая эффект необычности происходящего.

В итоге «Девочка» складывается в цельную и изящную историю о взрослении, сохранившую свою актуальность даже спустя годы после выхода. Это не удивляет, учитывая универсальность тем, затронутых в фильме, — они близки зрителям любого поколения. Популярность фильма подтверждает и тот факт, что адаптаций повести Цуцуи существует уже около десятка. Вряд ли сценарий, не вызывающий отклика, привлекал бы к себе столько внимания на протяжении стольких лет.
Читайте также:

Рецензия на аниме «Ловцы забытых голосов»
«Ловцы забытых голосов» — это ранний проект Макото Синкая, который был создан до всемирно признанных картин «Твое имя» и «Дитя погоды», но уже после известных «5 сантиметров в секунду». Работа

10 лучших аниме-фильмов от Макото Синкая
Макото Синкай — это режиссёр и сценарист с многолетним опытом работы в анимационной индустрии, который приобрёл всемирную известность благодаря сотрудничеству с CoMix Wave Films. Вместе они создают

Арифурэта: Сильнейший ремесленник в мире - 3 сезон: дата выхода серий
В разгар летнего сезона зрители получили немало достойных аниме, которые вызвали живой интерес. А что приготовила для нас осень? Студия asread поделилась свежими новостями о том, когда ждать выхода

Рецензия на аниме «Сад изящных слов»
Сезон дождей в Токио наступает на пять дней раньше, чем обычно. В это время школьники и взрослые толпятся в переполненных вагонах метро, избегая мокрых зонтов. В то время как город скрывается под
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!