Создать акаунт
GeekPlanet.ru » Рецензии на фильмы » Рецензия на фильм «Континенталь 25»

Рецензия на фильм «Континенталь 25»

28 фев 2025, 19:59
Рецензии на фильмы
16
0
Рецензия на фильм «Континенталь 25»
По улицам города Клуж, который ранее был венгерским, а теперь является частью Румынии, бродит бездомный Ион (Габриел Спахиу). Он собирает бутылки, чтобы сдать их на переработку и заработать немного денег. Мужчина обитает в подвале старого здания, которое собираются снести для возведения отеля, и теперь его вынуждены выселить. Спустя 20 минут после визита судебного пристава Оршойи (Эстер Томпа) и жандармов Ион принимает трагическое решение, повесившись на батарее. Оршойя переживает этот случай очень болезненно: она делится с близкими и знакомыми своими переживаниями, считая себя виноватой, хотя понимает, что не сделала ничего плохого.


Румынский режиссер Раду Жуде в своих фильмах сочетает остроумный и саркастический юмор, критику современного общества, анекдоты и документальный стиль. В 2021 году он уже завоевал золотого медведя на Берлинском кинофестивале за свою трёхчастную комедию «Безумное кино для взрослых», в которой в первой части учительница Эми (Катя Паскарю) прогуливается по Бухаресту, населенному необычными персонажами и отражающими дух времени разговорами (фильм был снят в период пандемии). В творчестве Жуде подмечено тонкое внимание к реальной жизни, которая, как будто, сама подсказывает сюжеты и идеи для кино. Его фильмы отличает искусно прописанная, живо звучащая речь людей, обсуждающих актуальные темы политики и морали.

Раду Жуде не избегает обсуждения актуальных проблем человечества, Европы и Европейского Союза, а также напряженных отношений между балканскими странами. В его фильмах герои часто используют ненормативную лексику, расистские, гомофобные и мизогинные выражения. Жуде не просто насмехается над своими персонажами и их предвзятыми взглядами, но и наглядно демонстрирует абсурдность стереотипов. В одном из эпизодов Оршойя приходит к своей матери обсудить смерть бездомного, но разговор превращается в спор о том, что румыны «отняли» у Венгрии город, что они — «глупые крестьяне», а венгерского премьер-министра Орбана нельзя назвать фашистом, так как «его выбрали люди». Подобных сцен в фильмах Жуде много, и обсуждения политики и этические анекдоты служат режиссеру иллюстрацией абсурдных ситуаций.


Для Жуде абсурд — это увлекательное явление, которое сочетает в себе непостоянство и гибкость. Хотя мир выглядит логичным и упорядоченным благодаря научному подходу, абсурд существует, потому что люди по своей сути хаотичны. Это проявляется в фильме «Безумное кино для взрослых», где во второй части рядом с мемным видео с танцующими людьми находится статистика феминицида в Румынии. В «Континенталь’25» столкновений абсурдных смыслов не так много, но режиссер создает любопытные пейзажи, в которых здания сами по себе рассказывают историю.

В фильме Оршойя помогает строительной компании K.u.K. выселить Иона из подвала, чтобы на этом месте построить элитный отель. Этот процесс, который Жуде показывает в своей картине, называется джентрификацией: крупные компании скупают старые здания с низкой арендной платой, сносят их и строят новые с высокими ценами. Жуде связывает эту современную практику капитализма с историей захвата и перераспределения территорий. В «Континенталь’25» много кадров с пейзажами пустых пространств, где раньше что-то стояло, но со временем все изменилось. Здания разных эпох и стилей, будто накладываясь друг на друга, образуют единую картину. Эти кадры сливающихся в единый пейзаж архитектурных форм — это ответ Жуде на исторические распри и на критику безжалостного капитализма. Время возьмет свое, и против этого не попрешь.

Читайте также:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!