Рецензия на фильм «Субстанция: Идеал»

Китаянка Вэй (Джоена Сон) приезжает в Новую Зеландию для учебы в университете. Она чувствует себя неуверенно из-за большого родимого пятна на своем лице. Ее отец также страдал от этого дефекта, но трагически погиб в ходе испытаний нового лекарства. Вэй устраивается жить в дом к своей двоюродной сестре Анжеле (Джесс Хон) и начинает работать с подозрительным преподавателем Полом (Джаред Тернер), который обещает помочь ей в разработке средства, способного улучшить внешний вид. Постепенно отношения Вэй с сестрой и однокурсниками становятся напряженными: ее то высмеивают, то воспринимают как опасную конкурентку.

Тема тела всегда была важной частью жанра хоррора, однако в последние годы она переживает новый виток. Сейчас акцент смещается на проблемы идентичности, соперничества и давления модной индустрии. Если общество не в силах просто отпустить тело, то кино пытается найти способы его освобождения, часто через болезненные и сложные пути. «Привитой» (в нашем прокате его назвали «Субстанция: Идеал») Саши Рейнбоу оказалось неудачно выпущено — фильм оказался в тени более громкого боди-хоррора Корали Фаржа, в нем затрагиваются схожие темы (поиск «лучшей версии» себя с помощью сомнительных научных экспериментов), но в целом картина вызывает лишь насмешки и отвращение. Главная героиня отчаянно пытается найти свое место в чуждой среде и не может понять, как ужиться с окружающими.

Локализация названия тоже могла бы быть более удачной. Например, «Субстанция: Кожаное лицо» звучит гораздо лучше, чем «Идеал». Почти полтора часа мы наблюдаем не столько хоррор о разрушении тела, сколько нелепый слэшер о девушке, которая пришивает к лицу кожи своих врагов, меняет маски и каким-то чудом избегает раскрытия своего секрета. (Логика фильма в принципе вызывает вопросы). Таким образом, хоррор Саши Рейнбоу ломает ожидания, но делает это не в ту сторону. Начинается как увлекательная история о поисках чудодейственного средства, но вскоре превращается в бессмысленную смесь жестоких убийств и насилия.

Можно, конечно, провести ироничные параллели между «Субстанцией» и другими фильмами. В обоих случаях девушки устраивают беспощадные разборки друг с другом, не стесняясь в проявлениях насилия. Здесь тоже есть персонаж, напоминающий Дэнниса Куэйда – преподаватель из лаборатории, который ощущает свою власть над студентками, роль которого исполнил новозеландский актер Джаред Тернер. Аналогично сцене с креветками, где начальник злоупотреблял едой, в этом фильме героиня наслаждается куриной ножкой, что вызывает отвращение лишь у её однокурсниц, недовольных китайскими обычаями (для которых чавкать — это, кстати, вполне нормально). «Привитая» больше фокусируется на страхах китайской эмигрантки, чем на вопросах возраста, красоты или изменений тела. Тихая Вэй ощущает себя лишней и забитой, а её маленький алтарь в честь покойного отца лишь усиливает образ девушки, не сумевшей адаптироваться к западной культуре.

Когда фильм решает перейти к более жестоким сценам, у него начинаются проблемы. Сатира и глубокие вопросы теряются на фоне чрезмерного насилия, которое сложно объяснить как с точки зрения логики, так и морали. В итоге зритель теряет способность сочувствовать героине, которая сначала вызывала симпатию, но в конце превращается в очередную неяркую маньячку. Сравнение с «Дрянными девчонками» не подходит — это заманчивое, но совершенно ложное сравнение. Есть ли хоррор в Новой Зеландии после Питера Джексона? Скорее всего, нет. «Привитая» точно не привносит ничего уникального в национальную культуру, а сама по себе она также не обладает яркой индивидуальностью. Картина могла бы быть интересной, если бы использовала мультикультурные темы и ироничные стереотипы, поданные через эстетику поп-культуры, TikTok и глянцевых трендов, но её потенциал быстро сводится на нет банальными жанровыми решениями.

Ещё один фильм, близкий по духу к «Субстанции» (который был снят практически одновременно), с обилием кровавых сцен не оставляет места для глубоких подтекстов – в хорроре с Маргарет Куэлли и Деми Мур это получилось гораздо удачнее. Да, наука действительно опасна, и в руках некомпетентных людей она может привести к гораздо большему злу, чем магия. Также затронута тема разрушительной конкуренции и токсичного окружения — «Привитая» тоже поднимает эти вопросы, но делает это с помощью примитивных клише, характерных для дешевых стриминговых фильмов. Некоторые моменты напоминают садистские ужасы Такаси Миике, но вряд ли это помогает фильму. Лента Саши Рейнбоу, как и её главная героиня, выживает только благодаря смене масок, оставляя после себя лишь болезненные рубцы.

Тема тела всегда была важной частью жанра хоррора, однако в последние годы она переживает новый виток. Сейчас акцент смещается на проблемы идентичности, соперничества и давления модной индустрии. Если общество не в силах просто отпустить тело, то кино пытается найти способы его освобождения, часто через болезненные и сложные пути. «Привитой» (в нашем прокате его назвали «Субстанция: Идеал») Саши Рейнбоу оказалось неудачно выпущено — фильм оказался в тени более громкого боди-хоррора Корали Фаржа, в нем затрагиваются схожие темы (поиск «лучшей версии» себя с помощью сомнительных научных экспериментов), но в целом картина вызывает лишь насмешки и отвращение. Главная героиня отчаянно пытается найти свое место в чуждой среде и не может понять, как ужиться с окружающими.

Локализация названия тоже могла бы быть более удачной. Например, «Субстанция: Кожаное лицо» звучит гораздо лучше, чем «Идеал». Почти полтора часа мы наблюдаем не столько хоррор о разрушении тела, сколько нелепый слэшер о девушке, которая пришивает к лицу кожи своих врагов, меняет маски и каким-то чудом избегает раскрытия своего секрета. (Логика фильма в принципе вызывает вопросы). Таким образом, хоррор Саши Рейнбоу ломает ожидания, но делает это не в ту сторону. Начинается как увлекательная история о поисках чудодейственного средства, но вскоре превращается в бессмысленную смесь жестоких убийств и насилия.

Можно, конечно, провести ироничные параллели между «Субстанцией» и другими фильмами. В обоих случаях девушки устраивают беспощадные разборки друг с другом, не стесняясь в проявлениях насилия. Здесь тоже есть персонаж, напоминающий Дэнниса Куэйда – преподаватель из лаборатории, который ощущает свою власть над студентками, роль которого исполнил новозеландский актер Джаред Тернер. Аналогично сцене с креветками, где начальник злоупотреблял едой, в этом фильме героиня наслаждается куриной ножкой, что вызывает отвращение лишь у её однокурсниц, недовольных китайскими обычаями (для которых чавкать — это, кстати, вполне нормально). «Привитая» больше фокусируется на страхах китайской эмигрантки, чем на вопросах возраста, красоты или изменений тела. Тихая Вэй ощущает себя лишней и забитой, а её маленький алтарь в честь покойного отца лишь усиливает образ девушки, не сумевшей адаптироваться к западной культуре.

Когда фильм решает перейти к более жестоким сценам, у него начинаются проблемы. Сатира и глубокие вопросы теряются на фоне чрезмерного насилия, которое сложно объяснить как с точки зрения логики, так и морали. В итоге зритель теряет способность сочувствовать героине, которая сначала вызывала симпатию, но в конце превращается в очередную неяркую маньячку. Сравнение с «Дрянными девчонками» не подходит — это заманчивое, но совершенно ложное сравнение. Есть ли хоррор в Новой Зеландии после Питера Джексона? Скорее всего, нет. «Привитая» точно не привносит ничего уникального в национальную культуру, а сама по себе она также не обладает яркой индивидуальностью. Картина могла бы быть интересной, если бы использовала мультикультурные темы и ироничные стереотипы, поданные через эстетику поп-культуры, TikTok и глянцевых трендов, но её потенциал быстро сводится на нет банальными жанровыми решениями.

Ещё один фильм, близкий по духу к «Субстанции» (который был снят практически одновременно), с обилием кровавых сцен не оставляет места для глубоких подтекстов – в хорроре с Маргарет Куэлли и Деми Мур это получилось гораздо удачнее. Да, наука действительно опасна, и в руках некомпетентных людей она может привести к гораздо большему злу, чем магия. Также затронута тема разрушительной конкуренции и токсичного окружения — «Привитая» тоже поднимает эти вопросы, но делает это с помощью примитивных клише, характерных для дешевых стриминговых фильмов. Некоторые моменты напоминают садистские ужасы Такаси Миике, но вряд ли это помогает фильму. Лента Саши Рейнбоу, как и её главная героиня, выживает только благодаря смене масок, оставляя после себя лишь болезненные рубцы.
Читайте также:

Есть ли в фильме «Субстанция» (2024) сцена после титров?
В фильме ужасов «Субстанция» режиссера Корали Фаржа поднимается острый вопрос: как далеко человек готов зайти, стремясь стать идеальной версией себя? История сосредоточена вокруг опытной актрисы

Чем закончился сериал «Нерожденная»?
Алиса — школьница, которая готовится к экзаменам и живёт обычной жизнью современного подростка, ну, почти обычной. Дело в том, что у неё есть необычный дар — она может видеть и разговаривать с

Рецензия на фильм «Присутствие»
Эта история берет свое начало в 1944 году, когда на экраны вышел голливудский фильм ужасов Льюиса Аллена «Незваные». Сюжет рассказывал о брате и сестре из Лондона, которые приобретают дом на

«Внутренняя кухня Китайского квартала» - 1 сезон: объяснение концовки и ее смысл
Сериал «Внутренняя кухня Китайского квартала», представленный стриминговым сервисом Hulu, сразу с первых сцен погружает зрителя в загадочную атмосферу, не давая ему расслабиться ни на минуту.
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!