Создать акаунт
GeekPlanet.ru » Рецензии на фильмы » Рецензия и отзывы на фильм «Вниз»

Рецензия и отзывы на фильм «Вниз»

05 сен 2025, 14:54
Рецензии на фильмы
56
0
Рецензия и отзывы на фильм «Вниз»
Антон и Марина только что расписались в ЗАГСе и собираются провести медовый месяц на Мальдивах. Прежде чем вылететь, им нужно заехать в Москва-Сити, чтобы забрать подарок от отца Марины — крупную денежную сумму. Но успеть в аэропорт не удаётся: молодожёны оказываются запертыми в лифте вместе с подозрительным мужчиной. После недолгой беседы они понимают, что случайность тут ни при чём — незнакомец ищет мести за гибель своего сына. Антон (Егор Крид) и Марина (Анфиса Черных) уверяют, что не имеют к трагедии отношения, но мужчина готов на всё, чтобы выведать правду.

Режиссёр Марюс Вайсберг известен в первую очередь комедиями. В его фильмографии — «Гитлер, капут!», «Любовь в большом городе» и трилогия о бабушке с Александром Реввой. Однако теперь он делает неожиданный шаг в сторону психологического триллера — жанра, редкого для российского кинематографа.


«Вниз» сочетает черты «Тупика» Романа Полански и «Забавных игр» Михаэля Ханеке: ограниченное пространство, давление со стороны злодея, ощущение беспомощности у жертв. При этом фильм почти не пугает. В 2023 году в числе обсуждаемых актёров проекта называли Александра Петрова, Александру Бортич и Владимира Машкова. Спустя год к ним добавились Никита Кологривый и Гоша Куценко.

Сам Вайсберг признавался, что его привлёк материал с драматическим сюжетом, и захотел создать «что-то серьёзное и несмешное», пригласив в проект Егора Крида.

Музыкант проявил себя как слабый актёр — что вряд ли стало неожиданностью. Основная ответственность лежит на режиссёре, который должен оценивать способности исполнителя и не ставить его в условия, где он не справляется. На протяжении всего фильма Крид разговаривает словно человек, отчаянно старающийся вспомнить текст, готов перебивать партнёра, лишь бы произнести свои реплики. Ожидать глубокого актёрского мастерства от музыканта с предыдущим опытом в музыкальной сцене было наивно.

Не лучше ситуация с Анфисой Черных. Её когда-то высоко оценивали за роль в «Географ глобус пропил», но последние годы она в основном играет второстепенные роли. «Вниз» мог стать для неё шансом на прорыв, однако актриса переигрывает так же, как и Крид, а сцены крика порой создают ощущение, что хочется спрятаться с берушами.


Сюжет фильма настолько прост и пуст, что полуторачасовой хронометраж ощущается как бесконечный. Разделив историю на ключевые эпизоды, становится понятно, что её можно пересказать всего за 4–5 коротких сцен. В действительности в фильме лишь три серьёзных сюжетных поворота, всё остальное — заполнение пауз, где герои постоянно пытаются перехитрить противника. Сценарий абсурден: мужчина обвиняет их в убийстве, и они должны убедить его в обратном, используя нелепые аргументы, после чего враг снова не верит и начинает нападать. В этих обстоятельствах Антон и Марина выглядят не слишком смышлеными — в реальной жизни даже простое действие вроде опрокидывания сковороды выглядело бы у них комично и неуклюже.

К Вайсбергу возникает множество вопросов. Например, он так заботится о внешности Анфисы Черных, что практически не допускает, чтобы её персонаж выглядел избитой. Когда по лицу бьют Егора Крида, появляются крупные ссадины и кровь, а вот Анфиса при ударе об стену лишь слегка краснеет — будто у неё просто повысилась температура. Её стоны во время сцен насилия скорее вызывают недоумение, чем ощущение настоящей борьбы. При этом режиссёр избегает любых «грязных» деталей: естественные физиологические потребности персонажей полностью игнорируются, хотя в фильме есть неуклюжая попытка показать интимную сцену, которую, к счастью, прерывают враги.


Если попытаться понять, почему российские психологические триллеры встречаются крайне редко, ответ можно найти в работе композитора «Вниз» Ильи Трусковского. Согласно «Кинопоиску», у него в портфолио 23 проекта, из которых восемь — сезоны сериала «Балабол». И вот его приглашают сочинить музыку для триллера. Для «добрых» моментов (начало, флешбэки) Трусковский создаёт мелодии, больше похожие на звуковое оформление социальной рекламы. Когда на экране появляется хоть какая-то динамика, звучит нечто среднее между индастриалом и техно — настолько безликое, что теряется даже на фоне однообразных драк. Между этими композициями вставлены современные поп-треки: Минаева, Niletto, а в финале звучит совместная песня Егора Крида и Григория Лепса. Такой музыкальный фон мало сочетается с жанром психологического триллера.

Фильм изобилует нелогичностями. Клаустрофобия появляется у героини исключительно в нужные сюжетные моменты. После ключевого поворота оказывается, что вся идея с лифтом и таинственным незнакомцем лишена смысла — он мог действовать дистанционно. Герои, похоже, не знают о существовании такси. Егор Крид пережёвывает жвачку после многих часов без воды, а в кадре постоянно мелькают кеды, так что к середине фильма невольно начинаешь ожидать скейтборд. Иногда кажется, что вот-вот появится Венсан Кассель с огнетушителем.

Много вопросов возникает и к диалогам. Например, как понимать фразу «Не переживай, сегодня самый важный день нашей жизни»? Если день действительно важный, как можно не переживать? Зачем персонажи произносят странные случайные слова? Для чего бабке нужен холодильник, если дед не курит?


«Вниз» выглядит слишком пресным для зрителя, который ожидает остроумного или насмешливого просмотра. К двадцатой минуте переигрывание Егора Крида перестаёт вызывать улыбку, а визги Анфисы Черных становятся утомительными. Предсказуемый сюжет, недостаток действия и бессмысленная музыка создают ощущение скуки. Финал слишком слаб, чтобы оправдать полтора часа просмотра.

И тем не менее удивительно, что «Фонд кино» выделил средства на проект с таким странным посылом — типа «не входи в лифт, если там Егор Крид». Лично мы, пожалуй, так и сделаем.

Читайте также:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!