Создать акаунт
GeekPlanet.ru » Обзоры игр » Рецензия на игру S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl

Рецензия на игру S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl

22 ноя 2024, 00:16
Обзоры игр
20
0
Рецензия на игру S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl
S.T.A.L.K.E.R. 2 — это один из самых долгожданных и противоречивых проектов в истории видеоигр. О его создании стало известно еще в 2010 году, когда был анонсирован сиквел культовой серии. Однако два года спустя разработка была приостановлена. Восемь лет спустя игра была вновь анонсирована, с планами на релиз в 2021 году. Но, как это часто бывает, обещанная дата не была соблюдена: разработка затянулась. После шести официальных переносов игра наконец-то увидела свет. Но оправдала ли она ожидания фанатов? Давайте разбираться подробнее.

Редакция «Geek Planet» провела около тридцати часов с предрелизной версией S.T.A.L.K.E.R. 2. И вот главный вывод: игра оптимизирована крайне плохо. Она постоянно вылетает на рабочий стол и буквально засыпана множеством багов, что серьезно мешает наслаждаться процессом. Геймплей, в свою очередь, тоже оставляет желать лучшего, и об этом мы расскажем подробнее. Этот абзац можно считать своего рода предупреждением.


Действие игры происходит в 2021 году. Главный герой — сталкер по имени Скиф, который решает отправиться в Зону всего на несколько минут. Его план — войти и выйти быстро, так как дома его ждёт разрушенная аномалией родная земля. Однако его путешествие оказывается не таким простым. Скиф теряет всё, что имел, получив вместо этого артефакт, который уже не имеет прежней силы и не поддается продаже. Тем не менее, с помощью знакомого учёного он решает войти в Зону снова, чтобы «перезарядить» артефакт с помощью новаторского устройства — Сканера, которое преобразует аномальную энергию. После этого герой надеется вернуться и продать ценную находку. Но планы нарушаются: его атакуют неизвестные, похищая не только артефакт, но и сам Сканер. Скиф отправляется в погоню, чтобы вернуть своё.

Наше первое появление в Зоне происходит на новой локации — Залесье, но по сути она расположена там, где раньше был знакомый Кордон. Разработчики решили «пересобрать» карту, значительно изменив её структуру. В процессе игры мы посетим множество знакомых мест, но они будут расположены в совсем других уголках, чем мы привыкли. Например, на Свалке, одной из ключевых локаций оригинальной игры, можно встретить объекты, характерные для Темной долины, а такие знакомые участки, как депо и тоннель, исчезли. Вместо них на Свалке появились новые локации, например, заброшенная тюрьма и Террикон — огромный, таинственный мегалитический форпост, который служит базой для сталкеров.


Все локации в игре подверглись значительным изменениям, и это решение вызывает определённые вопросы. Идея, стоящая за таким подходом, понятна: разработчики хотели, чтобы новая Зона была одновременно знакомой и новой для игроков. Однако это приводит к явному противоречию с предыдущими частями серии. В результате переработанная карта не ощущается «родной» и одновременно создаётся впечатление, что разработчики либо использовали старые ассеты для экономии на дизайне, либо пытались вызвать у игроков ностальгические чувства. Да, S.T.A.L.K.E.R. 2 активно эксплуатирует ностальгию, которая здесь стала едва ли не основным элементом привлекательности игры.


Релизное состояние S.T.A.L.K.E.R. 2 можно сравнить с тем, в котором находилась Cyberpunk 2077 в 2021 году. Правда, если Cyberpunk 2077 — это современный ролевой боевик, то S.T.A.L.K.E.R. 2 представляет собой скорее устаревший шутер с открытым миром. И именно устаревший, а не олдскульный.

Игра сохраняет основные элементы геймплея предыдущих частей: выполнение основных и побочных миссий, избегание аномалий, поиск артефактов, сражения с мутантами, анархистами и бандитами. Все эти элементы остаются практически без изменений, создавая впечатление, что за более чем десяти лет с выхода последней игры серии ничего не изменилось.

Сравнивая с предыдущими частями, сиквел явно уступает по нескольким ключевым аспектам. Например, искусственный интеллект противников оставляет желать лучшего. Кажется, что используется стандартная настройка движка Unreal Engine 5. Враги предпочитают оставаться на местах и с трудом двигаются, часто без какой-либо логики маневрируя в стороны. Они легко видят игрока сквозь стены, что иногда становится очевидным, когда начинают стрелять еще до того, как их заметят. Враги не разбегаются по арене, а остаются группами, вероятно, для того, чтобы их было проще уничтожить одной гранатой.


Искусственный интеллект в оригинальной игре был значительно более сложным: враги постоянно двигались, могли атаковать с разных направлений или поджидать игрока в укромных местах. Перестрелки в ограниченных пространствах требовали тактики и планирования. В сиквеле же бои с людьми кажутся гораздо более беспорядочными, нелепыми и слабо организованными.

Стрельбе в игре явно не хватает доработки: враги редко реагируют на попадания или полностью их игнорируют, из-за чего создается ощущение, что мы стреляем по ним резиновыми пулями. Кроме того, S.T.A.L.K.E.R. 2 без всяких сложностей «спавнит» врагов, чего не было в оригинальных играх, где всё было честно — если враги были в локации, то они оставались там. В сиквеле же в некоторых боях противники появляются волнами, словно из ниоткуда, а группа врагов может неожиданно появиться за спиной игрока прямо в открытом мире.

Та же ситуация и с фауной. Удивительно, но Зона в этой части игры почти пуста — в ней не встречаются монстры! Можно спокойно идти по местности несколько минут и не столкнуться даже с обычной собакой. Мутанты появляются лишь в определённых местах — они либо возникают при активации какого-то триггера, либо заранее размещаются в фиксированных точках на карте.


Игра воспринимается как неофициальный ремейк оригинальных S.T.A.L.K.E.R., созданный энтузиастами с использованием Unreal Engine 5. Однако, с учётом объёма контента, это уже не выглядит как любительский проект.

S.T.A.L.K.E.R. 2 явно стремится быть голливудским блокбастером, и для этого часто использует постановочные сцены с видом от первого лица. Эти моменты напоминают те, что были в Metro: Last Light… целых одиннадцать лет назад. Несмотря на усилия разработчиков, нельзя сказать, что эти заставки производят сильное впечатление: они не интерактивны, многое из этого уже было в других играх, а иногда происходящее на экране выглядит чрезмерно громоздким и вызывает смешанные чувства. Брутальный экшен с преувеличенной драмой как будто не совсем вписывается в атмосферу S.T.A.L.K.E.R.


Да, на карте игры полно привычных значков с вопросами, но найти что-то по-настоящему интересное довольно сложно. Каждая локация содержит несколько событий: где-то скрывается наемник-снайпер, устроивший на заводе полигон ловушек, где-то бандиты нападают на сталкера, а где-то вас попытаются обмануть, обвиняя в убийстве лежащего мертвеца. За все три десятка часов игры нам так и не встретилось ничего действительно запоминающегося или удивительного — разве что случай с одиночкой, который, проверяя свою интуицию, влез в аномальное поле без приборов и потом умолял, чтобы его оттуда вывели. В основном же всё создаёт впечатление, будто кто-то попросил ChatGPT придумать несколько десятков типичных «сталкерских» ситуаций.

Дополнительные задания тоже не отличаются особой оригинальностью. Например, есть задание по отстрелу собак (просто для веселья). Нужно найти пропавшую группу одиночек, которых убил полтергейст, но их убийцей ошибочно считают монолитовца, на самом деле не столь плохого, но никто не верит. Это хоть и даёт нам зачаток моральной дилеммы, но всё равно довольно банально. Есть задание по спасению сталкеров, захваченных бандитами, которых можно либо выкупить, либо вытащить силой. Также встречается квест по поиску чемоданчика на барже с аномалиями, где в итоге гопники попытаются его «отжать». Есть и простое задание по выключению пси-излучателя на вышке, где нужно просто забраться по лестнице и щёлкнуть рубильником. Эти миссии явно не могут сравниться с более интересными заданиями из «Зова Припяти», такими как отравление логова кровососов химикатами, поиск загадочного «Оазиса» или разоблачение пустобреха, который присваивал наши подвиги. В сиквеле, увы, ничего столь же креативного мы не встретили.


Заслуживает ли основной сюжет внимания? История начинает развиваться только на 20-м часе игры, а до этого главный герой постоянно оказывается в тупиках, пытаясь пробить стены без ясной цели. Первые несколько часов мы в основном ищем людей, чтобы от них получить информацию о других, а затем — об ещё более отдалённых персонажах, что затягивает повествование.

Основной сюжет явно тянет на «голливудщину», и, увы, не в лучшем её проявлении. Вместо логичной и последовательной истории акцент сделан на зрелищности и масштабности событий. К тому же, изрядно присутствует фансервис: к середине игры на сцене появится целая армия знакомых персонажей, которые каким-то чудом пережили девять лет в условиях сталкерской жизни.


Если бы S.T.A.L.K.E.R. 2 работал нормально, это был бы просто обычный шутер с открытым миром, с недостатками, которые можно было бы простить ради ностальгии и фансервиса. В конце концов, игры этой серии никогда не отличались совершенством. Но в сиквеле проблема не только в баги — играть в него физически неприятно.

Ещё до релиза разработчики попали в скандал: они забанили пользователя на форуме Steam, который разоблачил их во лжи. Оказалось, что системные требования, которые заявлялись как очень высокие, на самом деле были ещё выше, поскольку целевая производительность GSC Game World была рассчитана с учётом алгоритмов масштабирования и генерации кадров по умолчанию. То есть, это выглядело не как оптимизация для улучшения производительности, а как способ сэкономить на коде.


Подтверждаем: оптимизация игры оставляет желать лучшего. На видеокарте NVIDIA GeForce RTX 3070 Ti, которая сама по себе довольно мощная, достичь стабильных 60 кадров в секунду (с падениями до 45) при разрешении 1440p можно только при использовании двух костылей — DLSS и AMD FSR для генерации кадров. В результате, даже на высоких графических настройках, игра выглядит довольно неопрятно.

Она даже уступает модифицированным версиям оригинальных игр, потому что хотя бы там картинка остаётся чёткой. В сиквеле объекты на заднем плане не просто размыты — они текут, расплываются, исчезают и мигают. А порой смазываются даже объекты, находящиеся всего в паре метров от персонажа. Большое количество нейросетевой обработки делает изображение крайне грязным и неприятным для восприятия. Это можно заметить даже на скриншотах.

Как будто этого недостаточно, игра еще и начинает «фризить». Без видимой причины она может внезапно тормозить, с полным зависанием картинки, либо переходить в режим с 7−9 кадрами в секунду, требующим перезагрузки. В таком состоянии даже открыть главное меню с первого раза бывает невозможно, настолько все глючит. Чем дальше вы углубляетесь в Зону, тем чаще случаются такие проблемы. Вылетов на рабочий стол тоже становится больше — их количество перевалило за десяток.


Кроме того, игра страдает от множества функциональных багов, и даже самый безобидный из них — это когда расходуемые предметы перестают работать после проигрыша анимации. Иногда дополнительные цели заданий становятся невыполнимыми, а общение с NPC, который просит помощи, вообще становится невозможным. Бывают случаи, когда артефакты появляются под текстурами, и их просто невозможно достать. В некоторых заставках от первого лица персонажи остаются стоять в кадре, в то время как вместо них в воздухе висят… наушники.

И это еще не все: в перестрелках часто исчезает звук выстрелов! Вы когда-нибудь играли в шутер, где автомат стреляет, но не издает ни звука?


К сожалению для всех поклонников S.T.A.L.K.E.R., сиквел оказался самым слабым проектом в серии. Это скучная и совершенно проходная игра, которая пожертвовала атмосферой одиночества и меланхолии ради голливудских взрывов и сомнительного эпика. Да, контента в ней очень много, но качество явно не дотягивает до количества.

Из-за ужасной оптимизации и многочисленных багов мы не смогли получить никакого удовольствия от предрелизной версии. Даже если спустя месяцы или годы разработчики смогут исправить все проблемы, S.T.A.L.K.E.R. 2 вряд ли станет шедевром. Это всего лишь фансервис, который едва напоминает времена, когда серия была действительно великой.

Читайте также:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!