Создать акаунт
GeekPlanet.ru » Рецензии на сериалы » Рецензия на сериал «Этерна»

Рецензия на сериал «Этерна»

10 авг 2025, 19:08
Рецензии на сериалы
35
0
Рецензия на сериал «Этерна»
Обширный книжный цикл Веры Камши «Отблески Этерны» уже не впервые пытаются перенести на экран. Три года назад зрителям показали полнометражный пилот «Этерна. Часть первая», который оставил у случайных зрителей смешанные впечатления и вызвал немало критики у поклонников оригинала. История о мире Кэртианы вернулась, но с обновлённым актёрским составом и новым режиссёром: проект возглавил Сергей Трофимов, известный прежде всего как оператор («Ночной дозор», «Последний богатырь»). Перезапуск выглядел многообещающе — первые две серии получили одобрение и от критиков, и от зрителей, которые отметили улучшение качества и внушительный бюджет, позволивший сравнивать шоу с крупными релизами HBO и Netflix. Однако по завершении первого сезона такие параллели оказались не в пользу российской версии: проблема оказалась не в технических возможностях, а в сумбурной подаче истории, яркой визуально, но не способной удержать интерес к её загадкам.


Сюжет «Этерны» строится на трёх ключевых линиях, к которым присоединяется множество второстепенных событий и персонажей: государства разного масштаба, религиозные конфликты, правители, наследники и немного магии.

Сын мятежника Ричард Окделл (Иван Трушин) оказывается в элитной школе оруженосцев Лаик, мечтая о мести. Его отец (Виктор Добронравов) восемь лет назад безуспешно поднял восстание против королевства Талиг, чьи правители считаются узурпаторами. Мятеж подавил герцог Рокэ Алва (Юрий Чурсин), маршал Талига, вызвавший предводителя на дуэль. Тем временем законный наследник династии Раканов Альдо (Антон Рогачев) и его соратник Робер Эпине (Павел Чинарев), тоже изгнанник, в суровых землях Агариса ищут союзников для нового восстания. Оба героя, однако, упорно не замечают приближения Великого Излома — локальной катастрофы, повторяющейся каждые 400 лет. Предвестия катаклизма тревожат лишь отца Германа (Иван Добронравов) — священника и наставника Лаика, который тщетно пытается обратить внимание окружающих на грядущую беду и при этом сам вызывает наибольшее сочувствие.

Сложности для новичков

Если при чтении краткого описания события кажутся запутанными, значит, ощущение верное: примерно к середине сезона просмотр превращается в попытку сдать экзамен, к которому не готовился. Нередко приходится пересматривать сцены, чтобы уловить пропущенные детали. Для тех, кто впервые знакомится с этой вселенной, создатели предусмотрели QR-коды в каждой серии — они ведут к картам персонажей, мест и религий. Но даже изучив их, разобраться в тонкостях верований гоганов или принципах эсператизма непросто.

Поклонники книг, читающие «Отблески Этерны» с 2004 года, высказывают собственные претензии, но неподготовленный зритель рискует почувствовать себя лишним на этом празднике. Первые серии ещё позволяют следить за линией Ричарда Окделла и его учёбы в Лаике, но остальные сюжетные ветки требуют предварительного знакомства с романом «Красное на красном».

С одной стороны, столь скупое введение в мир может подтолкнуть кого-то обратиться к первоисточнику и рассматривать сериал как иллюстрацию к тексту. С другой — это лишает проект полноценной сюжетной самостоятельности. Возникает впечатление, что зрителю предлагают начать просмотр не с первой, а где-то с середины третьего сезона сложного многослойного шоу.

Кэртиану сложно представить целостно

Проблемы с восприятием сюжета дополняет ещё одна трудность — трудно осознать масштаб и устройство мира. Какова численность населения Талига, на каком расстоянии от столицы Олларии находятся земли изгнанников Агарис, и сколько войск потребуется для нового мятежа? Без внимательного изучения справочных материалов, которое отнимает больше времени, чем сама серия, эти вопросы остаются без ответа.

Мир Кэртианы, судя по деталям, вдохновлён эпохой Нового времени: зрителю показывают кареты с упряжками, парусные корабли и другие узнаваемые атрибуты. Но перемещения героев практически не визуализированы, из-за чего трудно представить, сколько времени занимает путь, например, от штаба армии до территории повстанцев.

Религиозная картина

Как и в Европе времён Ренессанса, здесь заметны сложные отношения между церковью и светской властью. Кто в этом союзе имеет больший вес, пока неясно, но взаимная зависимость очевидна, а борьба за влияние на людей ведётся через проповеди.

Даже в сокращённой форме, представленной в сериале, религия выглядит одной из ключевых основ вселенной «Этерны» и, возможно, её самым увлекательным элементом. Легенда повествует, что мир создали четыре божества-брата, связанные с силами природы: Скалы, Молнии, Ветер и Волны. Однако момент перехода от многобожия к единобожию подан расплывчато. При этом в образе олларианства можно уловить черты англиканской церкви, где монарх является верховным главой.

С магией в мире «Этерны» всё тесно переплетено с верой. В обычной жизни — в тавернах, школах или на улицах — колдовство почти отсутствует. Волшебные действия сосредоточены в храмах, а главные артефакты, способные предотвратить катастрофу, имеют религиозную природу. Было бы полезно показать различия между олларианством и эсперантизмом более явно — именно их противостояние может стать сильным двигателем сюжета в дальнейшем.

Кто на самом деле зритель «Этерны»?

Некоторые условности и небрежность в деталях лишают густонаселённый мир ощущения полноты и превращают его в обобщённое, лишённое глубины пространство. Проблема не столько в финансах или уровне декораций (одни зрители восхищаются пейзажами, другие замечают искусственность мизансцен), сколько в том, что Кэртиана не воспринимается как единый живой мир, а выглядит набором отдельных точек с плохо выстроенными связями между ними.

Построение масштабной и убедительной вселенной на экране — задача сложная и многослойная. Однако главной ошибкой «Этерны» стало стремление понравиться максимально широкой аудитории без чёткого понимания, на кого именно рассчитан проект. Для поклонников «Игры престолов» сериал может показаться чересчур мягким и сдержанным: даже в сценах с мечами и саблями кровь появляется лишь изредка, едва заметными пятнами на одежде; увечья и тем более отрубленные конечности в кадре отсутствуют. Романтическая линия начинает развиваться только во второй половине сезона, и даже там камера избегает откровенности, ограничиваясь поцелуями.


Если целевой группой предполагались подростки, в сериале не хватает глубины истории взросления и личностного роста Ричарда Окделла, Альдо Ракана и Мэллит (Валентина Ляпина) из народа гоганов. Для семейного формата проект тоже вряд ли подходит, особенно в условиях, когда «Последний богатырь» уже прочно обосновался на телевидении.

В итоге «Этерна» пытается охватить всех, но остаётся максимально осторожным, избегая резких тем и конфликтов, и делает ставку на эскапизм. В такой ситуации единственная формула, которая может спасти второй сезон, звучит как «ничего не понятно, но очень интересно» — если, конечно, продолжение всё же выйдет.

Читайте также:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!