Создать акаунт
GeekPlanet.ru » Анализ сериалов » «Ведьмак» - 4 сезон, 1 серия: объяснение концовки и ее смысл

«Ведьмак» - 4 сезон, 1 серия: объяснение концовки и ее смысл

31 окт 2025, 17:09
Анализ сериалов
239
0
«Ведьмак» - 4 сезон, 1 серия: объяснение концовки и ее смысл
С момента, когда в 2022 году Netflix объявил об уходе Генри Кавилла из сериала «Ведьмак», фанаты разделились во мнениях. Может ли проект продолжать существовать без актёра, который столь убедительно воплотил образ Белого Волка? Готова ли аудитория принять Лиама Хемсворта, звезду «Голодных игр», решившего примерить на себя роль Геральта, вооружившись серебряным мечом и облачившись в тёмные доспехи? И сумеет ли он завоевать признание зрителей, если Кавилл, по мнению многих, идеально передал характер и дух героя, созданного Анджеем Сапковским?

Ожидание подошло к концу — все восемь эпизодов четвёртого сезона «Ведьмака» уже доступны.

Мы подвели итоги и подробно разбираем каждую серию, раскрывая скрытые детали и интересные моменты, чтобы помочь вам получить максимум удовольствия от просмотра. Наш обзор начинается с первой серии сезона — «Что тебя не убивает, делает тебя сильнее».

Сага о Геральте из Ривии

Сезон открывается сценой, которой поклонники ждали уже много лет: перед нами предстают странствующий рассказчик по имени Стрибог (в исполнении ветерана «Игры престолов» Клайва Рассела) и юная девушка Нимуэ (Ив Ридли). Да-да, та самая Нимуэ из артуровских легенд. Их история происходит спустя столетие после времён Геральта, Цири и Йеннифэр — теперь эти герои давно превратились в легенды. Хотя мы видим их лишь мельком в начале эпизода, сцена всё равно производит сильное впечатление.

Стрибог не вдаётся в подробности событий, связанных с «Меньшим злом», то есть с первой серией оригинального сериала. Он упоминает лишь, что Геральт убил кикимору — и на этом история Мясника из Блавикена, по его словам, завершается. Когда рассказчик отправляет юных слушателей спать, Нимуэ остаётся и утверждает, что он лжёт. Девушка уверена в своей правоте, ведь у неё есть книга под названием «Полвека поэзии», написанная самим Яскиром — верным спутником ведьмака и, как он себя называет, «истинным летописцем всех его подвигов». Это забавно, особенно если вспомнить, как сильно раздражали Геральта преувеличения барда в прошлых сезонах.

После этого следует монтаж, в котором Геральт, уже в исполнении Лиама Хемсворта, повторяет знаковые моменты сериала — начиная с битвы с кикиморой. Однако сцены выглядят немного иначе, чем в версии с Генри Кавиллом. Сражение стало масштабнее: теперь ведьмак противостоит не одному чудовищу, а целой группе существ. Это первое полноценное появление Хемсворта в роли Геральта — динамичная, эффектная сцена, впечатляющая магией, хореографией и визуальными эффектами.

Далее мы видим:

  • Напряжённые отношения Геральта и Йеннифэр (Аня Чалотра). Переход от фразы Йен «Я больше не хочу тебя видеть» к ответу Геральта «Я больше не хочу быть без тебя» выглядит эмоционально и выразительно — отличный монтажный приём.
  • Встречу Геральта с Цири (Фрейя Аллан) в лесу у Соддена, где теперь рядом с ними находится Йеннифэр. Сцена приобретает символический оттенок: по мере рассказа Нимуэ мы видим, как герои сталкиваются с врагами — нильфгаардцами и эльфами-скоя’таэлями. Ведьмак и чародейка объединяют силы, уничтожая противников с помощью магии в зрелищной сцене, напоминающей бой с драконами из шестого эпизода «Редкие виды».
  • Продолжение символического сражения. Геральт оказывается на пляже, где сражается с чудовищами из прошлых сезонов — Эсхной с парома из третьего сезона, белым Василиском из финала второго и Чернабогом, убившим его лошадь Плотву.
  • Последний поединок — против Вильгефорца из Роггевена. Как и прежде, бой заканчивается поражением ведьмака, но теперь Вильгефорц ломает ему рёбра вместо спины — сцена выглядит ещё жестче и драматичнее.
После этого повествование возвращается к Нимуэ и Стрибогу. Между ними возникает особая динамика — старый рассказчик заворожён историей, которую развивает молодая героиня. Оба актёра создают сильное впечатление, несмотря на ограниченное экранное время. Нимуэ признаётся, что не выносит того, что произойдёт дальше — как Цири, чувствуя вину за случившееся, отказывается от своих способностей, что мы уже видели в финале третьего сезона.

Затем Нимуэ делает неожиданное признание: она считает, что сама связана с этой легендой. Девушка показывает Стрибогу картину, где, как ей кажется, изображена она сама — стоящая перед башней на озере рядом с Цири. Под изображением надпись: «Цирилла и Владычица Озера». Нимуэ не до конца уверена в своём открытии, но Стрибог достаёт книгу и начинает заполнять пробелы в истории ведьмака. Так мы снова возвращаемся к знакомым героям и любимому миру.

И когда всё, казалось, было потеряно, Геральт возвращается

После пролога четвёртый сезон «Ведьмака» распадается на три самостоятельные сюжетные линии, каждая из которых сосредоточена на одном из ключевых персонажей — Геральте, Йеннифэр и Цири. Начнём с истории ведьмака.

Покинув леса Брокилона, Геральт отправляется в путь вместе с Мильвой (Мэн’эр Чжан, знакомая зрителям по «Шан-Чи») и Яскиром (Джои Бэти). Их маршрут пролегает через сельские земли, разорённые войной, на пути к Нильфгаарду. Вдали виднеется деревня, объятая пламенем — её уже захватили нильфгаардские солдаты. Камерная, почти документальная съёмка передаёт ощущение хаоса и разрушения, будто мир Севера медленно умирает на глазах.

Вскоре герои углубляются в лес, где наталкиваются на зловещий караван с телами погибших. Геральт поясняет, что это работа хавекаров — мародёров, которые обчищают поля сражений и перепродают награбленное. Исследуя место, ведьмак попадает в засаду, но быстро расправляется с нападавшим. Сцена ненавязчиво напоминает о его старых ранах: нога всё ещё болит после схватки с Вильгефорцем. Мильва, не теряя хладнокровия, испытывает на теле врага новую взрывную стрелу — момент, добавляющий сцене чуть мрачного юмора.

Позже выясняется, что в караване перевозили пленного нильфгаардского генерала Кагыра (Эамон Фаррен), запертого в гробу — прямая отсылка к книге «Крещение огнём». Этот эпизод особенно приятно видеть на экране. Геральт решает пощадить пленника, объясняя своё решение тем, что Цири когда-то поступила так же на Танедде, и он хочет следовать её примеру. При этом ведьмак предупреждает: если они снова встретятся, он не проявит милосердия. Прежде чем уйти, Геральт оставляет Кагыру свой нож — жест, кажущийся странным, ведь генерал вёл себя враждебно. Но в этом поступке чувствуется старая суть ведьмака — даже к врагам он способен проявить сочувствие, не желая оставлять их на произвол судьбы.

На этом приключения Геральта не заканчиваются. В одной из следующих сцен он лечит повреждённую ногу с помощью фиала воды из Брокилона, а затем вместе со спутниками продолжает путь на юг, к реке Яруге, стараясь избегать фронта, где бушует война между Нильфгаардом и Севером. Однако планы быстро меняются: услышав знакомое пение, Яскир не может удержаться и присоединяется к нему, и вскоре компания оказывается в весёлой компании гномов — Золтана Хивая (Дэнни Вудберн) и Персиваля Шуттенбаха (Линден Порко). Вместе с ними путешествуют беженцы и грубоватый, но обаятельный попугай по кличке Фельдмаршал Болтун, добавляющий немного легкомысленного шарма в мрачное путешествие ведьмака.

В тот вечер в лагере героев происходит ещё одно сближение — тема, которая, судя по всему, станет ключевой для Геральта в новом сезоне, пока он путешествует по континенту со своей пёстрой компанией. Есть два особенно примечательных момента: ведьмак старается не показывать товарищам, насколько его всё ещё мучают старые раны, а Яскир тем временем работает над книгой, которая со временем превратится в «Полвека поэзии» — ту самую, что спустя сто лет попадёт в руки Нимуэ.

Утром Геральт снова собирается отправиться в путь один, признавшись Мильве и Яскиру, что его продолжают мучить кошмары о Цири. Однако спутники не позволяют ему уйти — к их группе теперь присоединяются Золтан, Персиваль и несколько беженцев, которых они сопровождают.

Финальная сцена с участием ганзы Геральта разворачивается на ферме. Персиваль, почуяв запах коровы, первым подаёт голос — и его комические перепалки с Яскиром снова добавляют лёгкости в повествование. Вскоре появляется хозяйка фермы, которая просит их не приближаться из-за вспышки оспы. Однако обман вскоре раскрывается: на женщину нападает отряд солдат. Геральт, вопреки собственным словам о необходимости избегать проблем, возвращается, чтобы вмешаться, и устраивает зрелищную расправу, вооружившись великолепным мечом Золтана, выкованным в Махакаме. Сцена сражения поставлена динамично и эффектно — Хемсворт в образе Геральта выглядит мощнее и более свирепо, чем Кавилл, и его физическая сила особенно заметна в этой кровавой схватке.

Однако старое ранение вновь даёт о себе знать: один из солдат успевает ударить ведьмака в ослабленное место, почти сбивая его с ног. Лишь своевременная помощь Мильвы спасает ситуацию. Один из противников пытается скрыться, но на этот раз появляется Кагыр — он следил за отрядом Геральта и убивает беглеца, не позволив ему позвать подкрепление. Эта сцена подчёркивает интересную, пока ещё неоднозначную динамику между Кагыром и ведьмаком.

Эпизод заканчивается мрачной, но символичной деталью: Геральт снимает сапоги с убитого солдата, чтобы передать их Лютику — поступок, резко контрастирующий с его прежними моральными принципами, когда он осуждал хавекаров за мародёрство. Кажется, Геральт постепенно становится жёстче, и теперь тем, кто встанет у него на пути, не стоит рассчитывать на пощаду.

Финальные кадры показывают ведьмака и его спутников, уходящих прочь под музыку, отдалённо напоминающую саундтрек к «Ведьмаку 3». Отдельно стоит отметить внешний облик Хемсворта: его костюм и парик выглядят безупречно, а в этой серии он полностью воплотил дух Геральта — мрачного, уставшего, но несломленного. На мой взгляд, его игра в премьерном эпизоде стала одной из самых сильных в сезоне. А теперь — время переключиться на юг и узнать, что ждёт упрямую принцессу Цири.

Что-то кончается. Что-то рождается

История Цири начинается ровно с того момента, где закончился третий сезон. Её руки всё ещё в крови, когда она вырывается из трактира, где её удерживали наёмники из банды, известной как «Крысы». Попытка телепортироваться оказывается безуспешной, и Цири решает уйти вместе с этой группой молодых разбойников — Гиселером (Бен Рэдклифф), Искрой (Эгги К. Адамс), Рифом (Джульетта Александра), Асом (Коннор Кроуфорд), Кейли (Фабиан МакКаллум) и Мистл (Кристелл Элвин). Она всё ещё потрясена недавними событиями и мечтает вернуться на север, но новые знакомые убеждают её остаться хотя бы на одну ночь, чтобы передохнуть и восстановить силы.

Сцена в амбаре, где Крысы устраивают импровизированные танцы, служит отличным введением в их компанию. Здесь зрителю дают возможность получше узнать новых персонажей и ощутить атмосферу их беззаботного, хоть и опасного существования. Напоминают и о том, что Цири уже встречалась с Мистл — в Горс Велене, во время схватки с юной виверной в третьем сезоне. Между Цири и двумя членами банды, Кейли и Мистл, постепенно возникает взаимный интерес.

Этот интерес переходит в следующую сцену, в которой сериал бережно адаптирует один из наиболее спорных эпизодов книги «Час презрения». Как и в романе, Кейли пытается приставать к Цири, но Мистл его отгоняет, а вскоре между ней и Цири возникает близость. В оригинале этот момент выглядел противоречиво — сцена, где Мистл защищает Цири от насилия, мгновенно превращалась в ещё одну форму нарушения её границ. Поэтому было опасение, как этот эпизод перенесут на экран.

К счастью, Netflix справился с этим гораздо тактичнее, чем автор романа. В сериале акцент сделан на взаимное согласие и эмоциональную связь между героинями. Хотя Цири остаётся уязвимой, сцена не воспринимается как насилие, а скорее как момент доверия и поиска поддержки. Кроме того, благодаря тому, что Фрейя Аллан уже взрослая актриса (ей 24 года), ситуация выглядит естественнее и не вызывает того же дискомфорта, что в книге, где речь шла о пятнадцатилетней девушке. В этом смысле адаптация заметно выигрывает у оригинала.

Наутро Цири просыпается рядом с Мистл и выходит к озеру. Кадр выглядит по-настоящему живописно — тихая вода, мягкий свет, ощущение начала чего-то нового. Героиня мысленно возвращается к ключевым моментам своей жизни: вспоминает дриад из Брокилона, предупреждавших её, что меч судьбы обоюдоостр, и видит перед глазами вспышку из башни Тор Лара. На древнем наречии она произносит: «Что-то заканчивается. Что-то начинается». После этого Цири принимает решение — остаться с Крысами и стать частью их мира.

Нам нужна своя армия

Пока Цири скрывается среди Крыс, а Геральт скитается по Континенту, Йеннифэр из Венгерберга начинает охоту на Вильгефорца из Роггевена, намереваясь найти и уничтожить его. В поисках следов предателя она перемещается с помощью порталов из одного места в другое: оказывается на пляже Танедда, где уцелевшие скоя’таэли устроили временный лагерь, затем в таверне, населённой краснолюдами, и даже в здание, напоминающее нильфгаардское посольство или крепость. Однако там её магия даёт сбой — портал нестабилен, и Йен вынуждена сражаться. После того как она убивает одного из стражников топором, ей приходится спасаться бегством верхом. Можно предположить, что эта сцена происходит где-то на севере, ведь преодолеть путь из самого Нильфгаарда за столь короткое время физически невозможно — даже Геральт не справился бы с такой задачей.

Йен возвращается в Горс Велен, где у ворот резиденции чародеек собирается разъярённая толпа. Внутри находятся Керия Мец (Сафия Ингар), Трисс Меригольд (Анна Шаффер), Маргарита Ло-Антиль (Анна Шаффер) и Сабрина Глевиссиг (Тереза Мэй). Пробираясь сквозь бунтующих, Йен замечает человека, которого принимает за Вильгефорца (Махеш Джаду), и бросается в погоню. Но вскоре выясняется, что это не он, а маг-обманщик, владеющий искусством иллюзий. В этот момент Кейра открывает ворота, чтобы впустить Йен, но получает ножевое ранение от одного из мятежников. Йен осознаёт, что происходящее не случайно — Вильгефорц подослал своих приспешников, чтобы спровоцировать толпу и посеять хаос. В ходе стычки ей удаётся захватить одну из чародеек, служащих Вильгефорцу, хотя ситуация выглядит подозрительно — пленница почти не сопротивляется.

Позднее Йен вместе с Сабриной, Маргаритой и Трисс обсуждает происходящее. Она рассказывает, что часть магов перешла на сторону Вильгефорца и что порталы чародеек теперь блокированы неизвестным способом. Чтобы узнать больше, Йен решает допросить пленницу по имени Бурнита (Мэй Мак). Используя ментальную магию, она проникает в её сознание, засовывая пальцы прямо ей в голову — точно так же, как когда-то Тиссая пытала Кагыра во втором сезоне. Атмосфера сцены гнетущая и напряжённая.

Однако попытка не приносит результатов. В какой-то момент Бурнита внезапно начинает говорить голосом Вильгефорца, а Йен будто на миг теряет контроль над собой. Сцена выглядит по-настоящему пугающе — пожалуй, одна из самых сильных в эпизоде. Характер пленницы меняется, она насмехается над Йен, прежде чем в один миг её глаза взрываются — результат заклятия, наложенного Вильгефорцем, чтобы уничтожить все улики. Этот эпизод ясно показывает, насколько жестоким и кровавым будет новый сезон.

Несмотря на потрясение, Йен остаётся непоколебимой. Она убеждает своих сестёр-чародеек, что им нужно действовать решительно: если они хотят выжить и дать отпор Вильгефорцу, им следует собрать собственную армию.

Нильфгаард

В первой серии сезона кратко показаны две дополнительные сюжетные линии, и одна из них разворачивается в Нильфгаарде. Здесь зритель вновь встречает императора Эмгыра вар Эмриса (Барт Эдвардс) и его «приёмную» дочь — ложную Цири по имени Терин (Фрэнсис Пули). В этих сценах также представлены два ближайших советника императора: опытный шпион Стефан Скеллен (Джеймс Пьюрфой) и придворный маг Ксартисий (Саймон Пейсли Дэй). Особенно выделяется Скеллен — персонаж, которому актёр придаёт харизму и угрозу, достойные высокопоставленного интригана.

Советники обсуждают положение дел после Танеддского переворота. Эмгыр уверен, что Кагыр погиб, и теперь сосредоточен на продолжении нильфгаардского наступления против Северных королевств. Их разговор прерывает прибытие солдата, которого Геральт пощадил в финале третьего сезона на одном из пограничных постов. Он докладывает, что ведьмак направляется прямо к Эмгыру.

Император, воспользовавшись случаем, обращается к Терин с вопросом: как следует поступить с этим воином, который покинул свой пост вместо того, чтобы погибнуть, защищая Нильфгаард. Девушка пытается возразить, но соглашается, что дезертир заслуживает наказания. Эмгыр выносит беспощадный приговор — казнь через потрошение и четвертование. Этот эпизод ясно показывает, что правление Эмгыра становится всё более жестоким, а Нильфгаард — царством страха и безжалостной дисциплины.

Северные королевства

В этом эпизоде также показана другая сюжетная линия — встреча союзников против Эмгыра, правителей Северных королевств. За одним столом собираются королева Лирии и Ривии Мэва (Ребекка Хансен), король Темерии Фольтест (Шон Дули), правитель Каэдвена Хенсельт (Эдвард Роу), монарх Аэдирна Демавенд (Вини Моли) и новый король Редании Радовид (Хью Скиннер).

После событий третьего сезона Радовид оказался на троне Редании как марионетка, управляемая магичкой Филиппой Эйльхарт (Кэсси Клэр), которая убила его брата, короля Визимира. На совете правителей Радовид выглядит неуверенно и явно чувствует себя не на своём месте. В один из моментов он обращается за советом к своему советнику и шпиону Джикстре (Грэм Мактавиш), однако королева Мэва быстро ставит его на место, демонстрируя, кто действительно держит ситуацию под контролем.

Помимо уязвимого положения Радовида, встреча проливает свет и на разлад между Джикстрой и Филиппой. После Танеддского переворота доверие к чародеям среди северных монархов резко упало, и присутствие Филиппы вызывает явное недовольство. Джикстра ловко использует это настроение в своих интересах — он фактически вынуждает её покинуть двор, угрожая обнародовать её причастность к убийству Визимира. В результате Филиппа оказывается в изоляции, а Джикстра, действуя исключительно из личных побуждений, сохраняет своё влияние, пусть и ценой разрыва со своей блестяще одетой, но опасной возлюбленной.

Читайте также:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!