«Оно: Добро пожаловать в Дерри» - 1 сезон, 4 серия: объяснение концовки и ее смысл
В четвёртом эпизоде «Оно: Добро пожаловать в Дерри» разворачивается настолько насыщенное действие, что легко не заметить несколько важных намёков, аккуратно распределённых по, казалось бы, случайным точкам на карте. Их хаотичность объясняется просто: в пределах повествования картам не придаётся доверия — это лишь линии на бумаге, созданные теми, кто стремится контролировать пространство, которое считает своим. Об этом напоминает Роуз.
Однако поводов для беспокойства нет — и не только из-за того, что клоун способен уловить запах страха. Далее представлены ключевые детали и скрытые отсылки, которые могут куда глубже раскрывать направление сюжета, чем кажется на первый взгляд. Начнём разбирать их по порядку.
Лилли, Ронни, Рич и Уилл ожидаемо надеялись, что снимки, сделанные на кладбище, помогут продвинуться в расследовании исчезновений детей. Для подростков 60-х, не привыкших к обилию фотографий и не знакомых с киноштампами о взрослых, которые игнорируют пугающие доказательства, подобный порыв кажется естественным. Поэтому их стремительность, с которой они врываются в кабинет шефа Бауэрса, чтобы предъявить изображения предполагаемых призраков и попытаться вывести Хэнка Грогана из камеры, выглядит вполне объяснимо. Однако результат предсказуем: фигуры пропавших детей на снимках исчезают, оставляя лишь очередную подсказку, понятную зрителю, но не героям. Призраки не фиксируются на плёнке — в отличие от Пеннивайза, который, будучи не духом, а материальным чудовищем, способен попасть в кадр.
Рич справедливо проводит параллель с «Дракулой», где монстр также не отражается на фотографии. Но возникает другой вопрос: существует ли в городе взрослый, готовый хотя бы выслушать детей? Лилли уверена, что такая человек есть — старшая уборщица из Джунипер-Хилл. Вокруг неё складывается целый ряд наблюдений. Во-первых, её доброжелательность кажется подозрительно чрезмерной. Во-вторых, она настойчиво подталкивает Лилли продолжать крайне рискованное расследование, тогда как любой благоразумный взрослый посоветовал бы ребёнку, которого и так считают «неуравновешенным», остановиться и защитить себя. Её упоминания об отце, будто бы оставившем множество жизненных наставлений, создают ощущение скрытого намерения — как будто эта женщина стремится приблизить Лилли к Пеннивайзу.
Отсюда возникает главный вопрос: не является ли эта персонаж потенциальной версией миссис Кёрш? В «Оно 2» миссис Кёрш предстает как пугающий образ, способный превращаться в нечто чудовищное и вселяющий ужас в Беверли Марш. Там же звучало утверждение, что её отцом был Боб Грей — одна из человеческих ипостасей Пеннивайза, связанная с образом циркового клоуна.
Интересный штрих появляется в третьем эпизоде: ребёнка Фрэнсиса Шоу на карнавале наблюдает мужчина в клоунском костюме, а рядом присутствует маленькая девочка в клоунском гриме. Можно предположить, что взрослым клоуном мог быть сам Боб Грей. А если расширить эту гипотезу, становится возможным вписать в эту историю и новую взрослую знакомую Лилли. Одна из версий предполагает, что она — та самая девочка в клоунском гриме из XIX века. Даже если это не так, её возраст явно сопоставим с возрастом Роуз, что означает глубокое знание истории Дерри и осведомлённость о том, насколько опасно втягивать ребёнка в охоту на монстра. Тогда возникает ещё одно толкование: эта женщина может намеренно направлять Лилли и её друзей прямо в лапы Пеннивайза.
Если рассматривать её как потенциальную миссис Кёрш, то можно представить, что её отец — цирковой артист, чьи образы вдохновили Оно на выбор клоунской формы, способной и привлекать, и пугать. Существует и противоположная точка зрения: сцену с миссис Кёрш и рассказом о Бобе Грее можно считать иллюзией, созданной Оно. Однако создатели «Добро пожаловать в Дерри», при желании, вполне могут превратить этот образ в реального персонажа, который окажется на стороне чудовища и будет способствовать его поиску «идеальной добычи».
Какой бы ни была дальнейшая развязка событий, Хэнку Грогану предстоит столкнуться с серьёзными потрясениями. Его путь ведёт в Шоушенк, а репутация уже подорвана: в газетах он фигурирует как главный подозреваемый в исчезновении детей из театра «Капитолий». Обстановка в городе и стране такова, что один лишь косой взгляд со стороны полиции легко превращается в обвинение, поэтому для чернокожего мужчины подобное давление становится угрозой, сравнимой с приговором. И хотя могло показаться, что именно расовые предрассудки лишили Хэнка алиби, выясняется: в ту ночь его дома действительно не было. Факт, который он скрывал, создаёт дополнительные риски. Одно неверное слово — и шеф Бауэрс готов отправить его за решётку без возможности внесения залога.
Эта перспектива категорически не устраивает Шарлотту Хэнсон. Несмотря на попытки Лероя подавить её голос, становится очевидно: Шарлотта не из тех, кто отступает перед несправедливостью, особенно когда речь идёт о судьбе невиновного. Ещё до того, как в ящике Уилла обнаруживаются фотографии с кладбища и становится понятно, что охота на детей в Дерри продолжается, она уже активно пытается помочь Хэнку. В её понимании даже намёк на связь чернокожего мужчины с преступлением — без доказательств и фактов — фактически означает смертный приговор и крушение судьбы его семьи. Теперь же у неё появляются новые основания для критики методов расследования шефа Бауэрса, и она делает это прямо в его кабинете.
Лерой Хэнлон смотрит на свой статус в обществе прагматично — типично для чернокожего мужчины в 60-х. Шарлотта также реалистична, но, в отличие от него, твёрдо требует уважения и соблюдения прав, которые формально гарантированы законами и конституцией. Именно поэтому она входит в любое помещение с достоинством и уверенностью, не опуская голову ни перед кем.
После того как Руссо рассказывает Лерою о её посещении участка, образ «мальчишеской солидарности», на который он ссылается, начинает выглядеть менее убедительно. Впрочем, Шарлотта и не рассчитывает на подобную логику: она действует так, как считает нужным, независимо от одобрения Лероя. Его тревога касается лишь риска нового ареста, а не попыток ограничить её свободу — и это устраивает обе стороны.
Шарлотта — активистка за гражданские права, приехавшая с Юга. Её фраза «ты же знаешь, к чему я привыкла», произнесённая в разговоре с Бауэрсом, работает как тонкое напоминание: Дерри не должен выглядеть более расистским, чем регион, где сегрегация укоренилась десятилетиями. Тем не менее на пути помощи Хэнку стоит формальное препятствие: она не адвокат и не родственница, поэтому для встречи с заключённым требуется разрешение от его матери. Даже при наличии письма сотрудники не спешат идти навстречу. Именно в этот момент Шарлотта проявляет жёсткость — и становится ясно, насколько она способна к сопротивлению.
Её связь с «Борцами за свободу» придаёт ситуации дополнительный вес. Эта реальная организация 60-х годов боролась с сегрегацией и нередко сталкивалась с угрозами со стороны расистских структур. Упоминание о ней в «Добро пожаловать в Дерри» одновременно намекает на возможное появление аналога Ку-клукс-клана во вселенной Стивена Кинга — «Легиона белой благопристойности». Символика ясна: подобные силы присутствуют не только на Юге.
Правда о том, где Хэнк находился той ночью, всплывает лишь тогда, когда он оказывается рядом с Шарлоттой, которая стремится добиться его освобождения под залог и перевода под домашний арест до суда. Но без честного признания ему не удастся получить помощь. Молчание объясняется страхом: по меркам тех лет связь чернокожего мужчины с белой женщиной воспринималась как преступление, способное привести к линчеванию. И хотя межрасовые отношения остаются объектом общественного давления и сегодня, в эпоху Хэнка подобный риск был смертельным. Наконец выясняется, что в ту ночь он был с замужней белой женщиной — обстоятельство, которое в глазах жителей Дерри может оказаться сопоставимым по тяжести с самыми жестокими обвинениями.
При таком раскладе возможные пути спасения крайне ограничены: Хэнку необходимо алиби, которое можно подтвердить без угрозы для него самого и окружающих. Без этого любые попытки вывести его из-под удара окажутся безуспешными.
Среди детей именно Уилл проявляет особый тип сообразительности — способность распознавать скрытые закономерности и применять полученные знания на практике. Этот аналитический подход позволяет ему первым предположить, что происходящее в Дерри не является уникальным явлением, а значит, требует изучения истории города. Идея обратиться к прошлым событиям принадлежит именно ему. Когда же взрослые продолжают скрывать ключевую информацию, Уилл вновь пытается разобраться, чего добивается существо, преследующее детей, — и его первоначальная догадка оказывается верной.
Группа долго не могла понять, почему монстр убивает одних детей, а других только запугивает. Уилл вспоминает сведения о гормонах страха — кортизоле, адреналине и прочих, — которые при выбросе в кровь превращают жертву в особенно желанную добычу для хищника. Несмотря на сопротивление Рича, предпочитающего не признавать столь пугающий вывод, интуиция Уилла оказывается точной: Пеннивайз охотится так, чтобы довести жертву до максимального ужаса, прежде чем напасть окончательно.
Параллельно развивается другая линия — Лилли пытается найти способ сохранять спокойствие во время нападений. Девочка, большую часть жизни принимавшая лекарства, неловко относится к таблеткам, но, наблюдая за тем, как её мать использует успокоительные, решает, что подобный метод может защитить от страха, который делает детей уязвимыми. В результате Лилли крадёт из маминой сумочки так называемые «маленькие мамины помощники», то есть валиум, считая это разумной предосторожностью.
Однако ситуация осложняется вмешательством Пэтти, затеявшей унизительную розыгрышную ловушку. Сам факт того, что подросток намеренно строит коварный план против ребёнка, уже пережившего множество травм, выглядит крайне жестоким — особенно на фоне тревожной эпохи, когда страна живёт под угрозой ядерного конфликта. Образ Берта Черепашки из обучающего ролика, символизирующего Матурина — защитника всего живого, — служит напоминанием: детям транслируют инструкции по выживанию перед лицом как ядерной, так и сверхъестественной опасности, но реальной защиты оказывается мало.

Тем временем Пэтти наставляет Мардж обманом втянуть Лилли в унизительную ситуацию. Мардж, испытывающая постоянные угрызения совести, всё же подчиняется, опасаясь потерять расположение Пэтти. Девочка убеждает Лилли, что хочет восстановить дружбу, и внушает ей, будто она нравится одному из популярных учеников, хотя истинная цель — выставить её на посмешище перед всей школой.
Здравый смысл наконец достигает Мардж, но слишком поздно. Когда Лилли в школьной ванной пытается привести себя в порядок перед предполагаемой встречей с «симпатичным парнем», Мардж делает попытку остановить её — однако момент для этого уже упущен. Вероятно, именно тяжелая смесь вины, страха и стыда, переполняющая Мардж, становится тем эмоциональным сигналом, который привлекает Пеннивайза.
Лилли пытается передать подруге успокоительное, но таблетка падает в унитаз в самый неподходящий момент. Ирония судьбы в том, что последним, что пугает Мардж до глубины души, оказывается урок биологии, где школьникам показывают видео о паразитах, заставляющих глаза улиток увеличиваться и пульсировать, прежде чем они буквально разрываются. Эти кадры становятся основой для её худшего кошмара.
Именно поэтому страх Мардж принимает телесную форму: её глаза начинают выталкиваться из орбит, точно как у заражённых улиток в ролике. В панике она отпиливает один из глаз прямо на уроке биологии — один из самых жутких моментов всего сериала. Когда Лилли пытается помешать ей повредить второй глаз, крик Мардж привлекает других учеников, которые видят лишь последствия и делают ошибочный вывод, что «Чокнутая Лилли» напала на одноклассницу. Подобный инцидент грозит Лилли возвращением в Джунипер-Хилл, что фактически может означать конец её жизни.
Этот эпизод подтверждает правоту Уилла: министр действительно обладает зловещими намерениями. Но верит ли это его отец? Вряд ли. Уилл предпочёл бы скрыть правду, как советовала мать, но Шарлотта допускает просчёт — предполагает, что Лерой понимает интересы сына. Именно она предлагает им провести время вместе. И хотя идея здравая, реализация оказывается далека от идеала.
Лерой выбирает рыбалку — занятие, которое нравится ему самому, но совершенно чуждо Уиллу. Отец действует по привычной модели: повторяет поведение собственного родителя, не понимая, что это не помогает выстроить контакт. Тем не менее момент радости всё же появляется — Уилл ловит рыбу, пусть и ненадолго, прежде чем она срывается с крючка и уплывает.

Ситуация резко ухудшается, когда Лерой оставляет сына одного в воде, отправившись в машину за мушкой. Оставленный ребёнок по колено в реке — решение, которое можно сравнить с прямым приглашением опасности. И действительно, рыба возвращается к Уиллу, но теперь уже как иллюзия, явно созданная Пеннивайзом. Это пугающе трогательная, но зловещая сцена.
Следующее видение куда страшнее: из воды появляется фигура Лероя — не настоящего, а обгоревшей версии отца, преследующей Уилла в кошмарах со дня авиакатастрофы. Пеннивайз использует этот образ, зная, какой след оставила трагедия в сознании мальчика, и пытается утянуть его под воду.
Уилл спасён только потому, что настоящий Лерой успевает вернуться вовремя. И лишь царапины, покрывающие запястья мальчика, убеждают его отца в том, что произошло нечто реальное, а не выдуманное. Наконец появляется взрослый, который понимает: в Дерри действует сила, охотящаяся на детей.
Последний штрих — красный шар, парящий над ручьём. Символ того, что Пеннивайз рядом. И стоит помнить: каждое новое нападение делает его лишь сильнее.
Лерой выделяется среди остальных взрослых жителей Дерри. После столкновения с необъяснимыми событиями он больше не может игнорировать угрозу, нависшую над его сыном. В поисках помощи Лерой обращается к Холлоранну — человеку, который лучше других понимает мрачные тайны города, те самые, что пытается разгадать авиабаза, где он служит. Однако в этот момент Холлоранн занимается переустройством списанного хранилища, полученного благодаря поддержке полковника Фуллера, и строит планы на собственное будущее. Именно это место впоследствии станет печально известной Чёрной меткой во вселенной «Оно».
Дух умершей бабушки Холлоранна появляется, чтобы предупредить его: путь, на который он ступил ради небольших выгод, несёт серьёзную опасность. Ему советуют затаиться и быть осторожным. Способность Холлоранна видеть грядущие события позволяет ему наблюдать, как группа белых супремасистов сожжёт дотла его будущий ночной клуб. Тем не менее известно, что он не придаст этому предупреждению должного значения.

Когда Лерой Хэнлон приходит за ответами, Холлоранн в ужасе узнаёт о случившемся с Уиллом. Складывается впечатление, что на него действует некая сила, психологическое притяжение, вынуждающее вновь и вновь использовать свой дар, пытаясь добраться до знаний, которые лучше оставить погребёнными в недрах Земли. Призрак бабушки велел ему «закрыть разум», фактически указывая на последствия постоянного контакта с сущностью внеземного происхождения. Но, похоже, Холлоранн уже не может остановиться.
Возможно, это связано с тем, как Пеннивайз воздействует на человеческое сознание — особенно когда его сила подпитывается страхами и жизнями детей Дерри.
Холлоранн остаётся фигурой, далёкой от обычности. Создаётся впечатление, что Пеннивайз направляет его к опасной цели, возможно — готовя город к новым катастрофам. Действия, которые Холлоранн выполняет по просьбе генерала Шоу, уже играют на руку клоуну, и Лерой вскоре это осознает.

Тем временем Пеннивайз не оставляет попыток добраться до Уилла. Его пугающий взгляд появляется в ночных кошмарах мальчика и на улице, когда тот смотрит в подзорную трубу. Лерой вновь спасает сына — способность мужчины сохранять невозмутимость перед лицом угрозы становится решающей. Однако даже ему трудно оставаться спокойным, увидев, что Уилл в панике бежит и кричит, заметив красный шар на дереве.
Эта сцена объясняет, почему Лерой нарушает все правила и врывается в кабинет Шоу, требуя раскрыть информацию о раскопках. Шоу больше не пытается скрывать происходящее: ситуация уже запущена, особенно после того как он позволил детям из числа коренных жителей приблизиться к объекту. Камеры наблюдения засняли детей, в числе которых оказался племянник Роуз — Таниэль.
Роуз пыталась запутать Шоу, указывая ложные направления, куда якобы нельзя было ходить. Но теперь, когда генерал знает о её нападении, ничто не удерживает его от более жёстких действий. Разрешение детям пройти на раскопки оказалось ловушкой: целью было похищение Таниэля — единственного, кроме Роуз, кто знает точное расположение сущности.
Лерой наблюдает за происходящим с явным напряжением: Холлоранн, используя «Сияние», вынуждает Таниэля открыть доступ к скрытым воспоминаниям. Предупреждение со стороны Холлоранна о том, что проникновение в разум будет болезненным, оказывается правдой. Для мальчика это становится мучительным испытанием: его «зал памяти» и та самая дверь, за которой тётя доверила ему тайну, оказываются раскрыты силой.
Создатели «Добро пожаловать в Дерри» находят убедительный способ представить зрителю полную историю о природе Пеннивайза — кто он, как появился на Земле, чего добивается и как удерживался в заточении. Холлоранн и аудитория одновременно узнают эту древнюю легенду, когда в воспоминании маленький Таниэль рассказывает её Роуз, пытаясь доказать, что не утратил ни одной детали.
Перед этим Роуз уточняет важный момент: чудовище из старинных преданий коренных жителей Дерри называли Галлой — задолго до появления самого города.
По преданиям коренных жителей, Галлу действительно существовал, хотя многие другие существа из историй, известных Таниэлю, могли быть всего лишь фольклором. Согласно легенде, Галлу был низвергнут в недра падшей звезды задолго до появления первых предков на земле будущего Дерри. Один из древнейших и мудрейших предков осознал, что единственное, чего боится чудовище, — это сама звезда, ставшая его темницей, когда упала и раскололась при столкновении с Землёй. Так было создано оружие из магического звёздного камня, позволившее защитить народ до тех пор, пока не появились европейские поселенцы и не нарушили хрупкое равновесие.
Игнорируя предупреждения коренных жителей, поселенцы отправились в Западные Леса — место, куда аборигены никогда не заходили, чтобы не сталкиваться с древним ужасом. Последствием стало то, что пришельцы были поглощены чудовищем, и Галлу укрепил свою силу. Одного оружия, созданного из звезды, уже не хватало, чтобы удерживать его.

Среди тех, кто отказался покидать родные земли, оказалась Некани, юная дочь вождя. Не предупредив мать — Сески, — она собрала друзей, взяла особый кинжал и отправилась в Западные Леса в надежде выследить Галлу. Однако Сески, обнаружив пропажу дочери и кинжала, поспешила вслед с отрядом. Защититься им было нечем, и вскоре они стали жертвами устрашающих видений, подстроенных Галлу под их глубинные страхи. Самым мучительным из них для Сески оказался фанатичный священник с пылающими глазами, отражение навязанного извне ужаса.
Из этого видения появляется знакомое существо — тот же инопланетный детёныш, который напал на детей в театре Капитолия и впервые показался в образе жуткой женщины в дебютном эпизоде. Он выходит из призрачного священника и поражает Сески, лишая Некани возможности её спасти.
Тем не менее Некани не остановилась. Вместе с друзьями она отправилась на поиски упавшей звезды. Найдя её, группа использовала магические осколки, обладавшие силой отпугивать Галлу, и вновь заточила чудовище в пределах Западного Леса. Дети сформировали круг и закопали осколки глубоко в землю, спрятав их в черепашьих панцирях — так, как учил Матурин, единственный, кому можно доверять удержание столь опасного противника.
На этом фоне Холлоранн выглядит фигурой, вызывающей множество вопросов. Он понимает, что поиск сущности способен привести к катастрофическим последствиям, но всё равно продолжает нарушать собственные ограничения. Поэтому особенно примечательно, как Таниэль перенаправляет его, показывая не местоположение звёздных осколков, а другое воспоминание — старый дом, появляющийся в финале четвёртого эпизода «Добро пожаловать в Дерри».
Зрители, знакомые с мифологией «Оно», узнают это место сразу: Дом с Колодцем на Нейболт-стрит — одно из ключевых логов чудовища, соединённое с канализационной системой города. А канализация — излюбленное пространство Пеннивайза. Именно поэтому Дом с Колодцем считается его «домом» — и становится последним рубежом, к которому Холлоранн направляется в поисках ответов.
Однако поводов для беспокойства нет — и не только из-за того, что клоун способен уловить запах страха. Далее представлены ключевые детали и скрытые отсылки, которые могут куда глубже раскрывать направление сюжета, чем кажется на первый взгляд. Начнём разбирать их по порядку.
Есть ли в Дерри молодая версия миссис Кёрш?
Рич справедливо проводит параллель с «Дракулой», где монстр также не отражается на фотографии. Но возникает другой вопрос: существует ли в городе взрослый, готовый хотя бы выслушать детей? Лилли уверена, что такая человек есть — старшая уборщица из Джунипер-Хилл. Вокруг неё складывается целый ряд наблюдений. Во-первых, её доброжелательность кажется подозрительно чрезмерной. Во-вторых, она настойчиво подталкивает Лилли продолжать крайне рискованное расследование, тогда как любой благоразумный взрослый посоветовал бы ребёнку, которого и так считают «неуравновешенным», остановиться и защитить себя. Её упоминания об отце, будто бы оставившем множество жизненных наставлений, создают ощущение скрытого намерения — как будто эта женщина стремится приблизить Лилли к Пеннивайзу.
Отсюда возникает главный вопрос: не является ли эта персонаж потенциальной версией миссис Кёрш? В «Оно 2» миссис Кёрш предстает как пугающий образ, способный превращаться в нечто чудовищное и вселяющий ужас в Беверли Марш. Там же звучало утверждение, что её отцом был Боб Грей — одна из человеческих ипостасей Пеннивайза, связанная с образом циркового клоуна.
Интересный штрих появляется в третьем эпизоде: ребёнка Фрэнсиса Шоу на карнавале наблюдает мужчина в клоунском костюме, а рядом присутствует маленькая девочка в клоунском гриме. Можно предположить, что взрослым клоуном мог быть сам Боб Грей. А если расширить эту гипотезу, становится возможным вписать в эту историю и новую взрослую знакомую Лилли. Одна из версий предполагает, что она — та самая девочка в клоунском гриме из XIX века. Даже если это не так, её возраст явно сопоставим с возрастом Роуз, что означает глубокое знание истории Дерри и осведомлённость о том, насколько опасно втягивать ребёнка в охоту на монстра. Тогда возникает ещё одно толкование: эта женщина может намеренно направлять Лилли и её друзей прямо в лапы Пеннивайза.
Если рассматривать её как потенциальную миссис Кёрш, то можно представить, что её отец — цирковой артист, чьи образы вдохновили Оно на выбор клоунской формы, способной и привлекать, и пугать. Существует и противоположная точка зрения: сцену с миссис Кёрш и рассказом о Бобе Грее можно считать иллюзией, созданной Оно. Однако создатели «Добро пожаловать в Дерри», при желании, вполне могут превратить этот образ в реального персонажа, который окажется на стороне чудовища и будет способствовать его поиску «идеальной добычи».
Почему Шарлотта Хэнсон стремится помочь Хэнку Грогану?
Эта перспектива категорически не устраивает Шарлотту Хэнсон. Несмотря на попытки Лероя подавить её голос, становится очевидно: Шарлотта не из тех, кто отступает перед несправедливостью, особенно когда речь идёт о судьбе невиновного. Ещё до того, как в ящике Уилла обнаруживаются фотографии с кладбища и становится понятно, что охота на детей в Дерри продолжается, она уже активно пытается помочь Хэнку. В её понимании даже намёк на связь чернокожего мужчины с преступлением — без доказательств и фактов — фактически означает смертный приговор и крушение судьбы его семьи. Теперь же у неё появляются новые основания для критики методов расследования шефа Бауэрса, и она делает это прямо в его кабинете.
Лерой Хэнлон смотрит на свой статус в обществе прагматично — типично для чернокожего мужчины в 60-х. Шарлотта также реалистична, но, в отличие от него, твёрдо требует уважения и соблюдения прав, которые формально гарантированы законами и конституцией. Именно поэтому она входит в любое помещение с достоинством и уверенностью, не опуская голову ни перед кем.
После того как Руссо рассказывает Лерою о её посещении участка, образ «мальчишеской солидарности», на который он ссылается, начинает выглядеть менее убедительно. Впрочем, Шарлотта и не рассчитывает на подобную логику: она действует так, как считает нужным, независимо от одобрения Лероя. Его тревога касается лишь риска нового ареста, а не попыток ограничить её свободу — и это устраивает обе стороны.
Шарлотта — активистка за гражданские права, приехавшая с Юга. Её фраза «ты же знаешь, к чему я привыкла», произнесённая в разговоре с Бауэрсом, работает как тонкое напоминание: Дерри не должен выглядеть более расистским, чем регион, где сегрегация укоренилась десятилетиями. Тем не менее на пути помощи Хэнку стоит формальное препятствие: она не адвокат и не родственница, поэтому для встречи с заключённым требуется разрешение от его матери. Даже при наличии письма сотрудники не спешат идти навстречу. Именно в этот момент Шарлотта проявляет жёсткость — и становится ясно, насколько она способна к сопротивлению.
Её связь с «Борцами за свободу» придаёт ситуации дополнительный вес. Эта реальная организация 60-х годов боролась с сегрегацией и нередко сталкивалась с угрозами со стороны расистских структур. Упоминание о ней в «Добро пожаловать в Дерри» одновременно намекает на возможное появление аналога Ку-клукс-клана во вселенной Стивена Кинга — «Легиона белой благопристойности». Символика ясна: подобные силы присутствуют не только на Юге.
Правда о том, где Хэнк находился той ночью, всплывает лишь тогда, когда он оказывается рядом с Шарлоттой, которая стремится добиться его освобождения под залог и перевода под домашний арест до суда. Но без честного признания ему не удастся получить помощь. Молчание объясняется страхом: по меркам тех лет связь чернокожего мужчины с белой женщиной воспринималась как преступление, способное привести к линчеванию. И хотя межрасовые отношения остаются объектом общественного давления и сегодня, в эпоху Хэнка подобный риск был смертельным. Наконец выясняется, что в ту ночь он был с замужней белой женщиной — обстоятельство, которое в глазах жителей Дерри может оказаться сопоставимым по тяжести с самыми жестокими обвинениями.
При таком раскладе возможные пути спасения крайне ограничены: Хэнку необходимо алиби, которое можно подтвердить без угрозы для него самого и окружающих. Без этого любые попытки вывести его из-под удара окажутся безуспешными.
Что Уиллу удалось понять о Пеннивайзе?
Группа долго не могла понять, почему монстр убивает одних детей, а других только запугивает. Уилл вспоминает сведения о гормонах страха — кортизоле, адреналине и прочих, — которые при выбросе в кровь превращают жертву в особенно желанную добычу для хищника. Несмотря на сопротивление Рича, предпочитающего не признавать столь пугающий вывод, интуиция Уилла оказывается точной: Пеннивайз охотится так, чтобы довести жертву до максимального ужаса, прежде чем напасть окончательно.
Параллельно развивается другая линия — Лилли пытается найти способ сохранять спокойствие во время нападений. Девочка, большую часть жизни принимавшая лекарства, неловко относится к таблеткам, но, наблюдая за тем, как её мать использует успокоительные, решает, что подобный метод может защитить от страха, который делает детей уязвимыми. В результате Лилли крадёт из маминой сумочки так называемые «маленькие мамины помощники», то есть валиум, считая это разумной предосторожностью.
Однако ситуация осложняется вмешательством Пэтти, затеявшей унизительную розыгрышную ловушку. Сам факт того, что подросток намеренно строит коварный план против ребёнка, уже пережившего множество травм, выглядит крайне жестоким — особенно на фоне тревожной эпохи, когда страна живёт под угрозой ядерного конфликта. Образ Берта Черепашки из обучающего ролика, символизирующего Матурина — защитника всего живого, — служит напоминанием: детям транслируют инструкции по выживанию перед лицом как ядерной, так и сверхъестественной опасности, но реальной защиты оказывается мало.
Тем временем Пэтти наставляет Мардж обманом втянуть Лилли в унизительную ситуацию. Мардж, испытывающая постоянные угрызения совести, всё же подчиняется, опасаясь потерять расположение Пэтти. Девочка убеждает Лилли, что хочет восстановить дружбу, и внушает ей, будто она нравится одному из популярных учеников, хотя истинная цель — выставить её на посмешище перед всей школой.
Здравый смысл наконец достигает Мардж, но слишком поздно. Когда Лилли в школьной ванной пытается привести себя в порядок перед предполагаемой встречей с «симпатичным парнем», Мардж делает попытку остановить её — однако момент для этого уже упущен. Вероятно, именно тяжелая смесь вины, страха и стыда, переполняющая Мардж, становится тем эмоциональным сигналом, который привлекает Пеннивайза.
Лилли пытается передать подруге успокоительное, но таблетка падает в унитаз в самый неподходящий момент. Ирония судьбы в том, что последним, что пугает Мардж до глубины души, оказывается урок биологии, где школьникам показывают видео о паразитах, заставляющих глаза улиток увеличиваться и пульсировать, прежде чем они буквально разрываются. Эти кадры становятся основой для её худшего кошмара.
Именно поэтому страх Мардж принимает телесную форму: её глаза начинают выталкиваться из орбит, точно как у заражённых улиток в ролике. В панике она отпиливает один из глаз прямо на уроке биологии — один из самых жутких моментов всего сериала. Когда Лилли пытается помешать ей повредить второй глаз, крик Мардж привлекает других учеников, которые видят лишь последствия и делают ошибочный вывод, что «Чокнутая Лилли» напала на одноклассницу. Подобный инцидент грозит Лилли возвращением в Джунипер-Хилл, что фактически может означать конец её жизни.
Этот эпизод подтверждает правоту Уилла: министр действительно обладает зловещими намерениями. Но верит ли это его отец? Вряд ли. Уилл предпочёл бы скрыть правду, как советовала мать, но Шарлотта допускает просчёт — предполагает, что Лерой понимает интересы сына. Именно она предлагает им провести время вместе. И хотя идея здравая, реализация оказывается далека от идеала.
Лерой выбирает рыбалку — занятие, которое нравится ему самому, но совершенно чуждо Уиллу. Отец действует по привычной модели: повторяет поведение собственного родителя, не понимая, что это не помогает выстроить контакт. Тем не менее момент радости всё же появляется — Уилл ловит рыбу, пусть и ненадолго, прежде чем она срывается с крючка и уплывает.
Ситуация резко ухудшается, когда Лерой оставляет сына одного в воде, отправившись в машину за мушкой. Оставленный ребёнок по колено в реке — решение, которое можно сравнить с прямым приглашением опасности. И действительно, рыба возвращается к Уиллу, но теперь уже как иллюзия, явно созданная Пеннивайзом. Это пугающе трогательная, но зловещая сцена.
Следующее видение куда страшнее: из воды появляется фигура Лероя — не настоящего, а обгоревшей версии отца, преследующей Уилла в кошмарах со дня авиакатастрофы. Пеннивайз использует этот образ, зная, какой след оставила трагедия в сознании мальчика, и пытается утянуть его под воду.
Уилл спасён только потому, что настоящий Лерой успевает вернуться вовремя. И лишь царапины, покрывающие запястья мальчика, убеждают его отца в том, что произошло нечто реальное, а не выдуманное. Наконец появляется взрослый, который понимает: в Дерри действует сила, охотящаяся на детей.
Последний штрих — красный шар, парящий над ручьём. Символ того, что Пеннивайз рядом. И стоит помнить: каждое новое нападение делает его лишь сильнее.
Что же происходит с домом в финале?
Дух умершей бабушки Холлоранна появляется, чтобы предупредить его: путь, на который он ступил ради небольших выгод, несёт серьёзную опасность. Ему советуют затаиться и быть осторожным. Способность Холлоранна видеть грядущие события позволяет ему наблюдать, как группа белых супремасистов сожжёт дотла его будущий ночной клуб. Тем не менее известно, что он не придаст этому предупреждению должного значения.
Когда Лерой Хэнлон приходит за ответами, Холлоранн в ужасе узнаёт о случившемся с Уиллом. Складывается впечатление, что на него действует некая сила, психологическое притяжение, вынуждающее вновь и вновь использовать свой дар, пытаясь добраться до знаний, которые лучше оставить погребёнными в недрах Земли. Призрак бабушки велел ему «закрыть разум», фактически указывая на последствия постоянного контакта с сущностью внеземного происхождения. Но, похоже, Холлоранн уже не может остановиться.
Возможно, это связано с тем, как Пеннивайз воздействует на человеческое сознание — особенно когда его сила подпитывается страхами и жизнями детей Дерри.
Холлоранн остаётся фигурой, далёкой от обычности. Создаётся впечатление, что Пеннивайз направляет его к опасной цели, возможно — готовя город к новым катастрофам. Действия, которые Холлоранн выполняет по просьбе генерала Шоу, уже играют на руку клоуну, и Лерой вскоре это осознает.
Тем временем Пеннивайз не оставляет попыток добраться до Уилла. Его пугающий взгляд появляется в ночных кошмарах мальчика и на улице, когда тот смотрит в подзорную трубу. Лерой вновь спасает сына — способность мужчины сохранять невозмутимость перед лицом угрозы становится решающей. Однако даже ему трудно оставаться спокойным, увидев, что Уилл в панике бежит и кричит, заметив красный шар на дереве.
Эта сцена объясняет, почему Лерой нарушает все правила и врывается в кабинет Шоу, требуя раскрыть информацию о раскопках. Шоу больше не пытается скрывать происходящее: ситуация уже запущена, особенно после того как он позволил детям из числа коренных жителей приблизиться к объекту. Камеры наблюдения засняли детей, в числе которых оказался племянник Роуз — Таниэль.
Роуз пыталась запутать Шоу, указывая ложные направления, куда якобы нельзя было ходить. Но теперь, когда генерал знает о её нападении, ничто не удерживает его от более жёстких действий. Разрешение детям пройти на раскопки оказалось ловушкой: целью было похищение Таниэля — единственного, кроме Роуз, кто знает точное расположение сущности.
Лерой наблюдает за происходящим с явным напряжением: Холлоранн, используя «Сияние», вынуждает Таниэля открыть доступ к скрытым воспоминаниям. Предупреждение со стороны Холлоранна о том, что проникновение в разум будет болезненным, оказывается правдой. Для мальчика это становится мучительным испытанием: его «зал памяти» и та самая дверь, за которой тётя доверила ему тайну, оказываются раскрыты силой.
Создатели «Добро пожаловать в Дерри» находят убедительный способ представить зрителю полную историю о природе Пеннивайза — кто он, как появился на Земле, чего добивается и как удерживался в заточении. Холлоранн и аудитория одновременно узнают эту древнюю легенду, когда в воспоминании маленький Таниэль рассказывает её Роуз, пытаясь доказать, что не утратил ни одной детали.
Перед этим Роуз уточняет важный момент: чудовище из старинных преданий коренных жителей Дерри называли Галлой — задолго до появления самого города.
По преданиям коренных жителей, Галлу действительно существовал, хотя многие другие существа из историй, известных Таниэлю, могли быть всего лишь фольклором. Согласно легенде, Галлу был низвергнут в недра падшей звезды задолго до появления первых предков на земле будущего Дерри. Один из древнейших и мудрейших предков осознал, что единственное, чего боится чудовище, — это сама звезда, ставшая его темницей, когда упала и раскололась при столкновении с Землёй. Так было создано оружие из магического звёздного камня, позволившее защитить народ до тех пор, пока не появились европейские поселенцы и не нарушили хрупкое равновесие.
Игнорируя предупреждения коренных жителей, поселенцы отправились в Западные Леса — место, куда аборигены никогда не заходили, чтобы не сталкиваться с древним ужасом. Последствием стало то, что пришельцы были поглощены чудовищем, и Галлу укрепил свою силу. Одного оружия, созданного из звезды, уже не хватало, чтобы удерживать его.
Среди тех, кто отказался покидать родные земли, оказалась Некани, юная дочь вождя. Не предупредив мать — Сески, — она собрала друзей, взяла особый кинжал и отправилась в Западные Леса в надежде выследить Галлу. Однако Сески, обнаружив пропажу дочери и кинжала, поспешила вслед с отрядом. Защититься им было нечем, и вскоре они стали жертвами устрашающих видений, подстроенных Галлу под их глубинные страхи. Самым мучительным из них для Сески оказался фанатичный священник с пылающими глазами, отражение навязанного извне ужаса.
Из этого видения появляется знакомое существо — тот же инопланетный детёныш, который напал на детей в театре Капитолия и впервые показался в образе жуткой женщины в дебютном эпизоде. Он выходит из призрачного священника и поражает Сески, лишая Некани возможности её спасти.
Тем не менее Некани не остановилась. Вместе с друзьями она отправилась на поиски упавшей звезды. Найдя её, группа использовала магические осколки, обладавшие силой отпугивать Галлу, и вновь заточила чудовище в пределах Западного Леса. Дети сформировали круг и закопали осколки глубоко в землю, спрятав их в черепашьих панцирях — так, как учил Матурин, единственный, кому можно доверять удержание столь опасного противника.
На этом фоне Холлоранн выглядит фигурой, вызывающей множество вопросов. Он понимает, что поиск сущности способен привести к катастрофическим последствиям, но всё равно продолжает нарушать собственные ограничения. Поэтому особенно примечательно, как Таниэль перенаправляет его, показывая не местоположение звёздных осколков, а другое воспоминание — старый дом, появляющийся в финале четвёртого эпизода «Добро пожаловать в Дерри».
Зрители, знакомые с мифологией «Оно», узнают это место сразу: Дом с Колодцем на Нейболт-стрит — одно из ключевых логов чудовища, соединённое с канализационной системой города. А канализация — излюбленное пространство Пеннивайза. Именно поэтому Дом с Колодцем считается его «домом» — и становится последним рубежом, к которому Холлоранн направляется в поисках ответов.
Читайте также:
«Оно: Добро пожаловать в Дерри» - 1 сезон: дата выхода новых серий
Канал HBO объявил дату премьеры сериала «Оно: Добро пожаловать в Дерри». Приквел кинодилогии по роману Стивена Кинга стартует 26 октября. Основа сценария та же — книга Кинга, но акцент сделан не на
«Оно: Добро пожаловать в Дерри» - 1 сезон, 2 серия: объяснение концовки и ее смысл
Что действительно выделяет откровенно мрачный, депрессивный и выворачивающий наизнанку сериал «Оно: Добро пожаловать в Дерри» Энди Мускетти, так это необычное сочетание тем и настроений, которые
«Оно: Добро пожаловать в Дерри» - 1 сезон, 1 серия: объяснение концовки и ее смысл
Первый эпизод сериала «Оно: Добро пожаловать в Дерри» — поразительно мрачное и кровавое доказательство того, насколько широкие творческие возможности предоставил HBO братьям и сёстрам Мускетти. Этот
«Оно: Добро пожаловать в Дерри» - 1 сезон, 3 серия: объяснение концовки и ее смысл
Финальные сцены третьего эпизода «Оно: Добро пожаловать в Дерри» сосредоточены на попытках Лероя разобраться в сверхспособностях Дика, а также на усилиях детей — Лилли, Ронни, Уилла и Рича — получить
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!