Рецензия и отзывы на фильм «Битва за битвой»

Фильм «Битва за битвой» начинается с напряжённой сцены освобождения мигрантов, которых власти насильно удерживают в центре временного содержания. На авансцену выходит радикальная вооружённая группа French 75, использующая силовые методы в противостоянии с фашистским режимом. Среди её членов — Боб Фергюсон (Леонардо ДиКаприо) и Перфидия (Теяна Тейлор), между которыми разгорается бурный роман. Однако чувства к Перфидии испытывает и полковник Стивен Локджо (Шон Пенн), с которым она заводит тайные отношения. Когда Перфидия беременеет, её решимость не ослабевает: даже с ребёнком на руках она продолжает участвовать в вооружённой борьбе. После проваленной операции организация распадается: Перфидия скрывается, а Боб уходит в подполье вместе с их новорождённой дочерью.

Годы спустя он ведёт замкнутую жизнь с уже повзрослевшей Уиллой (Чейс Инфинити). Девочке запрещено пользоваться телефоном, а сам Боб всё чаще демонстрирует подозрительность и замкнутость, увлекаясь вейпом и другими привычками. В то же время Локджо стремится вступить в расистское объединение под названием «Клуб рождественских авантюристов», но его прежняя связь с Перфидией становится для него угрозой, и он готов на крайние меры, чтобы это скрыть. Когда жизнь Боба и Уиллы оказывается в опасности, девочке помогает Деандра (Реджина Холл), бывшая соратница по French 75. Боб же, потеряв дочь и забыв все секретные коды для связи с оставшимися соратниками, отчаянно ищет её. Неожиданным союзником для него становится карате-наставник Уиллы — сенсей Серхио (Бенисио дель Торо).

По словам Пола Томаса Андерсона, работа над сценарием растянулась почти на два десятилетия. Лента частично вдохновлена романом Томаса Пинчона «Вайнленд», но в неё вошли и другие замыслы режиссёра, включая сюжет о молодой революционерке и историю охотника за головами. Андерсон многократно перерабатывал материал: в какой-то момент сценарий достигал 600 страниц, из которых, как он сам признавался, большая часть оказалась непригодной. В результате из мозаики идей и размышлений о переменах в мире родилась «Битва за битвой» — фильм, одновременно и напряжённый боевик, и семейная сага, и абсурдистская сатира, и политическое высказывание. Почти трёхчасовое полотно трудно отнести к какому-то одному жанру, и это в полной мере авторская работа Андерсона, не позволяющая зрителю скучать.

На поверхностном уровне это история о сопротивлении всепроникающему злу, проросшему в государственные структуры: здесь есть и заговорами пропитанные диалоги, и погони, и перестрелки. Но в основе фильма лежит более интимный сюжет — отношения отца и дочери, что особенно близко самому режиссёру, воспитывающему вместе с актрисой Майей Рудольф четверых детей, среди которых трое девочек. Не случайно образ Уиллы (Чейс Инфинити) выписан с такой тонкостью: она олицетворяет новое поколение и выражает тревогу Андерсона за будущее, в котором предстоит жить его детям.

Андерсон давно отошёл от наивного представления о финальной победе «добра над злом». Его фильм радикален в другом — в идее принятия. Конфликты будут следовать один за другим, эстафета борьбы передаваться из поколения в поколение, а окончание политических кризисов, кризиса капитализма и роста фашистских настроений пока не просматривается. Но финал смещает акцент: за революциями и постоянными попытками выжить в нестабильном мире важно не потерять понимание, ради чего вообще продолжается жизнь. Для режиссёра этот ответ связан с будущим поколением. Взгляд Боба на Уиллу наполнен любовью и надеждой: его тревога о её судьбе сменяется уверенностью в том, что она справится, а он всегда останется рядом. Эмоциональная концовка могла родиться только у отца четырёх подростков, способного создать столь трогательную сцену, которая может пробить даже самых сдержанных зрителей.

«Битва за битвой» стала самым дорогостоящим проектом Пола Томаса Андерсона: бюджет в 150 миллионов равен суммарным затратам на его предыдущие пять картин. Получив финансирование от Warner Bros., режиссёр дал себе полную свободу и, будучи киноманом, снял фильм на 35-миллиметровую плёнку в формате VistaVision. Экшн-сцены он также поставил без оглядки на расходы. Особенно впечатляет погоня на границе Аризоны и Калифорнии, где холмистые дороги с ограниченным обзором будто сами превращаются в действующих персонажей. Монтаж и ритм доводят напряжение до предела, и в сравнении с этим эпизодом «Форсаж» выглядит почти безобидной игрой. В остальном Андерсон остался верен привычным принципам: работает со своей командой давних соратников, в шестой раз сотрудничает с Джонни Гринвудом над саундтреком и продолжает настаивать, что его картины нужно смотреть исключительно на большом экране.

Отдельным событием стало сотрудничество режиссёра с Леонардо ДиКаприо, которого он знает с конца 90-х. В своё время актёр пробовался в «Ночи в стиле буги», но главная роль тогда досталась Марку Уолбергу, а ДиКаприо отправился на съёмки «Титаника». Их встреча состоялась почти через тридцать лет: его слегка безумная, ироничная манера, в том числе сцены в домашнем халате, стала живой искрой фильма. Но настоящим открытием оказалась дебютантка Чейс Инфинити. По словам Андерсона, он сразу увидел в ней черты своих дочерей, и между ними сложились доверительные отношения. Её работа стала редким примером сочетания внутренней силы и хрупкости для актрисы без опыта. Впечатляет и Теяна Тейлор — пусть её экранное время ограничено, но образ Перфидии наполнен мощной энергией. Шон Пенн в роли Локджо напомнил о себе как об актёре: его персонаж балансирует между гротескной комичностью и угрозой. А спокойная харизма Бенисио дель Торо становится противовесом общей хаотичности сюжета, словно возвращая фильм в состояние равновесия.

Несмотря на бюджет, сравнимый с голливудскими супергеройскими франшизами, Андерсон остаётся верен авторскому подходу, поднимая вопросы, одновременно личные и универсальные. «Битва за битвой» оказалась близка самой разной аудитории: в сети почти невозможно найти негативные отклики. Возможно, именно этот проект станет переломным моментом для режиссёра и принесёт ему «Оскар» за лучший фильм. За три десятилетия в профессии он не только отточил мастерство, но и сумел превратить его в итоговый опыт — и творческий, и жизненный. Битва, вероятно, никогда не завершится, но каждое новое поколение получает шанс выдержать её, а в этом и заключается источник надежды.

Годы спустя он ведёт замкнутую жизнь с уже повзрослевшей Уиллой (Чейс Инфинити). Девочке запрещено пользоваться телефоном, а сам Боб всё чаще демонстрирует подозрительность и замкнутость, увлекаясь вейпом и другими привычками. В то же время Локджо стремится вступить в расистское объединение под названием «Клуб рождественских авантюристов», но его прежняя связь с Перфидией становится для него угрозой, и он готов на крайние меры, чтобы это скрыть. Когда жизнь Боба и Уиллы оказывается в опасности, девочке помогает Деандра (Реджина Холл), бывшая соратница по French 75. Боб же, потеряв дочь и забыв все секретные коды для связи с оставшимися соратниками, отчаянно ищет её. Неожиданным союзником для него становится карате-наставник Уиллы — сенсей Серхио (Бенисио дель Торо).

По словам Пола Томаса Андерсона, работа над сценарием растянулась почти на два десятилетия. Лента частично вдохновлена романом Томаса Пинчона «Вайнленд», но в неё вошли и другие замыслы режиссёра, включая сюжет о молодой революционерке и историю охотника за головами. Андерсон многократно перерабатывал материал: в какой-то момент сценарий достигал 600 страниц, из которых, как он сам признавался, большая часть оказалась непригодной. В результате из мозаики идей и размышлений о переменах в мире родилась «Битва за битвой» — фильм, одновременно и напряжённый боевик, и семейная сага, и абсурдистская сатира, и политическое высказывание. Почти трёхчасовое полотно трудно отнести к какому-то одному жанру, и это в полной мере авторская работа Андерсона, не позволяющая зрителю скучать.

На поверхностном уровне это история о сопротивлении всепроникающему злу, проросшему в государственные структуры: здесь есть и заговорами пропитанные диалоги, и погони, и перестрелки. Но в основе фильма лежит более интимный сюжет — отношения отца и дочери, что особенно близко самому режиссёру, воспитывающему вместе с актрисой Майей Рудольф четверых детей, среди которых трое девочек. Не случайно образ Уиллы (Чейс Инфинити) выписан с такой тонкостью: она олицетворяет новое поколение и выражает тревогу Андерсона за будущее, в котором предстоит жить его детям.

Андерсон давно отошёл от наивного представления о финальной победе «добра над злом». Его фильм радикален в другом — в идее принятия. Конфликты будут следовать один за другим, эстафета борьбы передаваться из поколения в поколение, а окончание политических кризисов, кризиса капитализма и роста фашистских настроений пока не просматривается. Но финал смещает акцент: за революциями и постоянными попытками выжить в нестабильном мире важно не потерять понимание, ради чего вообще продолжается жизнь. Для режиссёра этот ответ связан с будущим поколением. Взгляд Боба на Уиллу наполнен любовью и надеждой: его тревога о её судьбе сменяется уверенностью в том, что она справится, а он всегда останется рядом. Эмоциональная концовка могла родиться только у отца четырёх подростков, способного создать столь трогательную сцену, которая может пробить даже самых сдержанных зрителей.

«Битва за битвой» стала самым дорогостоящим проектом Пола Томаса Андерсона: бюджет в 150 миллионов равен суммарным затратам на его предыдущие пять картин. Получив финансирование от Warner Bros., режиссёр дал себе полную свободу и, будучи киноманом, снял фильм на 35-миллиметровую плёнку в формате VistaVision. Экшн-сцены он также поставил без оглядки на расходы. Особенно впечатляет погоня на границе Аризоны и Калифорнии, где холмистые дороги с ограниченным обзором будто сами превращаются в действующих персонажей. Монтаж и ритм доводят напряжение до предела, и в сравнении с этим эпизодом «Форсаж» выглядит почти безобидной игрой. В остальном Андерсон остался верен привычным принципам: работает со своей командой давних соратников, в шестой раз сотрудничает с Джонни Гринвудом над саундтреком и продолжает настаивать, что его картины нужно смотреть исключительно на большом экране.

Отдельным событием стало сотрудничество режиссёра с Леонардо ДиКаприо, которого он знает с конца 90-х. В своё время актёр пробовался в «Ночи в стиле буги», но главная роль тогда досталась Марку Уолбергу, а ДиКаприо отправился на съёмки «Титаника». Их встреча состоялась почти через тридцать лет: его слегка безумная, ироничная манера, в том числе сцены в домашнем халате, стала живой искрой фильма. Но настоящим открытием оказалась дебютантка Чейс Инфинити. По словам Андерсона, он сразу увидел в ней черты своих дочерей, и между ними сложились доверительные отношения. Её работа стала редким примером сочетания внутренней силы и хрупкости для актрисы без опыта. Впечатляет и Теяна Тейлор — пусть её экранное время ограничено, но образ Перфидии наполнен мощной энергией. Шон Пенн в роли Локджо напомнил о себе как об актёре: его персонаж балансирует между гротескной комичностью и угрозой. А спокойная харизма Бенисио дель Торо становится противовесом общей хаотичности сюжета, словно возвращая фильм в состояние равновесия.

Несмотря на бюджет, сравнимый с голливудскими супергеройскими франшизами, Андерсон остаётся верен авторскому подходу, поднимая вопросы, одновременно личные и универсальные. «Битва за битвой» оказалась близка самой разной аудитории: в сети почти невозможно найти негативные отклики. Возможно, именно этот проект станет переломным моментом для режиссёра и принесёт ему «Оскар» за лучший фильм. За три десятилетия в профессии он не только отточил мастерство, но и сумел превратить его в итоговый опыт — и творческий, и жизненный. Битва, вероятно, никогда не завершится, но каждое новое поколение получает шанс выдержать её, а в этом и заключается источник надежды.
Читайте также:

«Битва за битвой» (2025) - объяснение концовки и смысл фильма
Фильм «Битва за битвой» раскрывает ключевые мотивы ближе к финалу. Эта масштабная работа Пола Томаса Андерсона затрагивает куда больше, чем простое противостояние между персонажем Леонардо ДиКаприо,

5 эротических триллеров 90-х, которые зацепят вас так же, как «Плохая девочка»
1990-е годы стали знаковым временем для жанра эротического триллера, подарив зрителям фильмы, мастерски сочетающие страсть и напряжение. Этот период ознаменовался смелыми сюжетами, исследующими

Что было в первом сезоне аниме «Человек-бензопила»
Аниме «Человек-бензопила» рассказывает о мрачном, жестоком мире, где демоны рождаются из человеческих страхов. Главный герой, Дэнжи, — бедный подросток, погрязший в долгах отца-гангстера. Чтобы

Рецензия и отзывы на фильм «Диспетчер»
В российский прокат выходит триллер Дэвида Маккензи «Диспетчер», участвовавший в программе кинофестиваля в Торонто 2024 года. Фильм выдержан в сдержанной манере: Риз Ахмед большую часть экранного
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!