Создать акаунт
GeekPlanet.ru » Рецензии на фильмы » Рецензия на фильм «Диспетчер»

Рецензия на фильм «Диспетчер»

20 авг 2025, 23:15
Рецензии на фильмы
1
0
Рецензия на фильм «Диспетчер»
В российский прокат выходит триллер Дэвида Маккензи «Диспетчер», участвовавший в программе кинофестиваля в Торонто 2024 года. Фильм выдержан в сдержанной манере: Риз Ахмед большую часть экранного времени сохраняет молчание, тогда как его персонаж помогает героине Лили Джеймс справляться с последствиями корпоративных интриг. Попробуем разобраться, насколько удачным получился этот проект — наследник традиций «Разговора» Фрэнсиса Форда Копполы, возвращающий атмосферу классических триллеров, и удалось ли Сэму Уортингтону убедительно воплотить очередного антагониста.


Главный герой, Аш (Ахмед), который иногда представляется как Том, ведет замкнутую жизнь бывшего алкоголика. Он посещает собрания, но не решается выступать, подрабатывает курьером и живет в постоянной настороженности. Однако за внешней неприметностью скрывается тайная профессия: Аш работает фиксером — человеком, способным решать чужие проблемы, когда они становятся слишком опасными. Его клиенты обычно оказываются в беде после столкновения с крупными корпорациями и случайного доступа к информации, которая не должна была попасть в чужие руки. Это могут быть данные о препарате с тяжелыми побочными эффектами или документы, способные обрушить репутацию компании.

К нему обращается Сара (Лили Джеймс), сотрудница агрокомпании, выпускающей генетически модифицированное зерно. Она выясняет, что новый продукт может вызывать тяжелые заболевания у миллионов людей, и начинает задавать вопросы, что приводит сначала к ее переводу в другой отдел, а затем к увольнению. Перед уходом девушка успевает скопировать компрометирующее исследование, из-за чего становится мишенью слежки и давления со стороны команды специалистов под руководством жесткого Доусона (Уортингтон). Единственный, кто может помочь Саре, — Аш, который выходит с ней на связь через диспетчерскую службу для людей с нарушениями слуха: он печатает текст на устройстве, а оператор озвучивает сообщения, не вникая в подробности.


Основная часть «Диспетчера» строится на напряжении и паранойе, напоминая политические триллеры 1970-х годов. Использование Ашем специального устройства (довольно привычного в Северной Америке и Великобритании среди людей с ограниченными возможностями), его осторожность, reliance на кодовые замки и традиционную почтовую службу создают эффект погружения во время, когда технологическому прогрессу доверять было опасно. Атмосфера будто переносит зрителя в эпоху после Уотергейта, когда любой электронный сигнал мог быть перехвачен и использован против человека. Этот мотив подчеркивается в сцене, где Аш удивляется, каким образом Сара нашла редкую запись песни The Kids Are Alright группы The Who, на что та с улыбкой отвечает: «Просто зашла в Интернет».


Режиссер Дэвид МакКензи, известный зрителям по драме «Бабник» с Эштоном Кутчером и неовестерну «Любой ценой», получившему четыре номинации на «Оскар», выстраивает «Диспетчера» как прямую дань классике Фрэнсиса Форда Копполы и Брайана Де Пальмы. В плане атмосферы тревожности и саспенса картина работает безупречно: молчаливое присутствие Риза Ахмеда, замкнутость пространства и тщательно дозированное напряжение удерживают зрителя в состоянии постоянного ожидания. Актеру удается балансировать между внутренним надломом и внешним спокойствием, выплескивая эмоции лишь в ключевых эпизодах и тем самым подчеркивая хрупкость своего героя. Его линию дополняет Лили Джеймс, играющая на контрасте — внешне классическая «девушка в беде», но с более глубоким содержанием. Даже при том, что персонажи большую часть времени общаются на расстоянии, между ними возникает убедительное ощущение связи.


Однако очарование «старой школы» начинает растворяться ближе к финалу, когда сюжет делает ставку на повороты и экшен. Первые хитроумные маневры Аша против группы Доусона, вооруженной не только технологиями, но и административным давлением, выглядят захватывающе. Но в момент прямого столкновения история скатывается в схему второстепенного боевика с погонями по индустриальным декорациям и невыразительными репликами. Особенно обидно, что роль Сэма Уортингтона сводится к нескольким вспышкам злости и мрачным взглядам, а вся его команда представлена собирательным образом корпоративных силовиков без индивидуальности.


В итоге «Диспетчер», начинавшийся как умный параноидальный триллер, к развязке опирается на проверенные клише, снижая эффект от усилий режиссера и актеров. На одной чаше весов — стиль, точность и харизма МакКензи с Ахмедом, на другой — жанровые условности и предсказуемость. Тем не менее как попытка вернуть в современное кино эстетику напряженных триллеров 1970-х годов картина безусловно заслуживает внимания, даже если впечатление от нее остается неоднозначным.

Читайте также:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!