Рецензия на фильм «Криптик»

Где-то в отдалённых районах Канады обитает нечто, называемое Суука. Те, кому довелось приблизиться к этому существу, бесследно исчезли; те, кто наблюдал его издалека — лишились рассудка. А возможно, никто на самом деле и не сталкивался с Суукой, и все рассказы о нём — лишь плод воображения. Кей Холл (Хлоя Пирри) отправляется на поиски загадочного создания и пропадает. Когда же спустя время она появляется вновь, то не узнаёт ни окружающих, ни саму себя. Возникает сомнение: действительно ли вернулась Кей — или это совсем другой человек? Не имея уверенности даже в собственной личности, девушка пытается восстановить утраченные воспоминания и понять, что с ней произошло в лесу.

Полнометражный дебют канадской художницы и фотографа Кортни Рой под названием «Криптик» стал её переходом из мира визуального искусства в кино. После более чем десятилетия выставочной деятельности по всему миру, включая Россию, Рой решила заняться режиссурой — и довольно успешно: премьеры фильма прошли на фестивалях SXSW и Fantasia.
Среди кинематографических аналогий чаще всего вспоминаются «Малхолланд Драйв» Дэвида Линча и «Одержимая» Анджея Жулавски. От Линча «Криптик» перенял загадочную и тревожную атмосферу, а от Жулавского — образ главной героини и направление повествования. Хлоя Пирри, ранее не отметившаяся крупными ролями, впечатляюще передаёт состояние героини, которая постепенно теряет границу между реальностью и фантазией — будь то Кей Холл или, возможно, кто-то совсем иной.

В стремлении понять, что произошло во время её отсутствия, героиня пробует себя в разных образах, словно примеряя чужие жизни. В какой-то момент она решается приблизиться к самой сути происходящего — к источнику страха и загадок, таящемуся в глубинке. Лес оказывается лишь немного более пугающим, чем местные жители. И, возможно, всё дело вовсе не в чудовище, а в людях, что его окружают.
«Криптик» представляет собой эклектичное полотно, щедро насыщенное отсылками. Помимо уже упомянутых классиков, в нём можно уловить нотки телесного ужаса в духе Кроненберга, чуждой чувственности, напоминающей работы Джонатана Глейзера, и многое другое. Однако самым неожиданным моментом оказывается сцена, на первый взгляд не имеющая ничего общего с жанром ужасов. Именно в эпизоде, где героиня танцует в полупустом провинциальном баре, облачённая в странный плащ, заключён главный смысл фильма. Это момент побега — женщины, уставшей от навязанного мира, которая вдруг обретает своё настоящее «я». Но даже в этом состоянии свободы окружающая реальность всё равно пытается настичь её. Всё остальное — от зловещих существ до образов неприятных женщин и ещё более отталкивающих мужчин — служит скорее фоном, чем основой для раскрытия главной идеи. Элементы, знакомые зрителю по другим произведениям, здесь складываются в весьма нестандартную композицию.

Использовать кино как способ личной терапии — далеко не редкость и не обязательно минус. Более того, такие подходы нередко становились основой для культовых картин — достаточно вспомнить «Отвращение» Романа Полански или «Бабадук» Дженнифер Кент. Заимствование у признанных мастеров особенно простительно в дебютных работах: многие из ныне великих режиссёров начинали именно так — от Скорсезе до Корээды. Но когда фильм превращается в хаотичную смесь, где главным достоинством остаются только харизматичная актёрская работа и пара действительно сильных эпизодов, невольно начинаешь думать о том, как его можно было бы улучшить — хотя это, по сути, не дело ни критика, ни зрителя.

Глубоко внутри «Криптика» словно скрыт совсем иной фильм — словно таинственное существо, так и не обретшее форму. Короткий, выразительный, самодостаточный — он пока остаётся не снятым. Возможно, с каждой новой работой Кортни Рой эта скрытая история будет становиться всё заметнее и чётче, пока однажды не оформится в нечто цельное. Но до этого момента — и автору, и зрителю, кажется, предстоит пройти долгий путь. А пока остаётся наблюдать за инопланетными существами, бродящими по Шотландии, или пытаться распутать загадки двойников в Голливуде — каждый выбирает своё.

Полнометражный дебют канадской художницы и фотографа Кортни Рой под названием «Криптик» стал её переходом из мира визуального искусства в кино. После более чем десятилетия выставочной деятельности по всему миру, включая Россию, Рой решила заняться режиссурой — и довольно успешно: премьеры фильма прошли на фестивалях SXSW и Fantasia.
Среди кинематографических аналогий чаще всего вспоминаются «Малхолланд Драйв» Дэвида Линча и «Одержимая» Анджея Жулавски. От Линча «Криптик» перенял загадочную и тревожную атмосферу, а от Жулавского — образ главной героини и направление повествования. Хлоя Пирри, ранее не отметившаяся крупными ролями, впечатляюще передаёт состояние героини, которая постепенно теряет границу между реальностью и фантазией — будь то Кей Холл или, возможно, кто-то совсем иной.

В стремлении понять, что произошло во время её отсутствия, героиня пробует себя в разных образах, словно примеряя чужие жизни. В какой-то момент она решается приблизиться к самой сути происходящего — к источнику страха и загадок, таящемуся в глубинке. Лес оказывается лишь немного более пугающим, чем местные жители. И, возможно, всё дело вовсе не в чудовище, а в людях, что его окружают.
«Криптик» представляет собой эклектичное полотно, щедро насыщенное отсылками. Помимо уже упомянутых классиков, в нём можно уловить нотки телесного ужаса в духе Кроненберга, чуждой чувственности, напоминающей работы Джонатана Глейзера, и многое другое. Однако самым неожиданным моментом оказывается сцена, на первый взгляд не имеющая ничего общего с жанром ужасов. Именно в эпизоде, где героиня танцует в полупустом провинциальном баре, облачённая в странный плащ, заключён главный смысл фильма. Это момент побега — женщины, уставшей от навязанного мира, которая вдруг обретает своё настоящее «я». Но даже в этом состоянии свободы окружающая реальность всё равно пытается настичь её. Всё остальное — от зловещих существ до образов неприятных женщин и ещё более отталкивающих мужчин — служит скорее фоном, чем основой для раскрытия главной идеи. Элементы, знакомые зрителю по другим произведениям, здесь складываются в весьма нестандартную композицию.

Использовать кино как способ личной терапии — далеко не редкость и не обязательно минус. Более того, такие подходы нередко становились основой для культовых картин — достаточно вспомнить «Отвращение» Романа Полански или «Бабадук» Дженнифер Кент. Заимствование у признанных мастеров особенно простительно в дебютных работах: многие из ныне великих режиссёров начинали именно так — от Скорсезе до Корээды. Но когда фильм превращается в хаотичную смесь, где главным достоинством остаются только харизматичная актёрская работа и пара действительно сильных эпизодов, невольно начинаешь думать о том, как его можно было бы улучшить — хотя это, по сути, не дело ни критика, ни зрителя.

Глубоко внутри «Криптика» словно скрыт совсем иной фильм — словно таинственное существо, так и не обретшее форму. Короткий, выразительный, самодостаточный — он пока остаётся не снятым. Возможно, с каждой новой работой Кортни Рой эта скрытая история будет становиться всё заметнее и чётче, пока однажды не оформится в нечто цельное. Но до этого момента — и автору, и зрителю, кажется, предстоит пройти долгий путь. А пока остаётся наблюдать за инопланетными существами, бродящими по Шотландии, или пытаться распутать загадки двойников в Голливуде — каждый выбирает своё.
Читайте также:

Когда игры предсказали будущее: семь удивительных примеров
Создатели видеоигр часто размышляют о будущем, как ближайшем, так и отдаленном. Они пытаются представить, как будет развиваться жизнь людей через 10, 20, 50 или 100 лет. Однако некоторые из них

Рецензия на фильм «Компаньон»
Айрис (Софи Тэтчер) — андроид-компаньон, созданный для удовлетворения потребностей своего владельца Джоша (Джек Куэйд). Внешне она ничем не отличается от человека, но её предназначение — быть

Рецензия на фильм «Дожить до рассвета»
Создать фильм по мотивам Until Dawn (2015) — затея уже изначально спорная. Ведь речь идет не просто об игре, а об интерактивном опыте, в котором игрок сам определяет развитие сюжета. Характерные

Самые интересные новинки кино февраля 2025, которые уже доступны онлайн
На этой неделе в онлайн-кинотеатрах появилось несколько громких премьер, охватывающих разные жанры — от напряжённого триллера о журналистской этике до переосмысления культового образа оборотня.
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!