Рецензия на фильм «Новичок»

Сотрудник ЦРУ и специалист по шифровке Чарли Хеллер (в исполнении Рами Малека) получает от неизвестного отправителя секретные данные, раскрывающие нелегальные действия внутри агентства. Вскоре после этого в Лондоне его жена (Рэйчел Броснахэн) становится жертвой теракта. Обращаясь за поддержкой к руководству разведки, Чарли сталкивается с безразличием: заместитель директора (Холт МакКэллани) не проявляет желания расследовать преступление или привлечь виновных к ответственности. Тогда Чарли решает действовать самостоятельно. Он угрожает обнародовать компрометирующую информацию, если его не обучат основам оперативной работы, – бывший криптограф намерен сам выследить и устранить террористов. Оказавшись в бегах от собственного агентства, он начинает путешествие по Европе, пытаясь найти зацепки. По его следам следуют прежние коллеги, в том числе его бывший наставник (Лоуренс Фишберн).

От агента спецслужб традиционно ожидается, что он будет как минимум боевым профессионалом вроде Джейсона Борна – хладнокровным, решительным, лишённым слабостей, а в идеале – авантюристом уровня Итана Ханта. В то время как классические образы шпионов вроде Джеймса Бонда ушли в тень (возможно, временно), в жанре наметился вакуум. Сегодня в центре внимания – интеллектуальные конфликты, информационные войны, где данные становятся оружием. Появляется потребность в новом типе героя, которому не обязательно быть вооружённым до зубов. «Новичок» – это уже вторая адаптация романа Роберта Литтелла (первая, под названием «Любитель», вышла в 1981 году с Джоном Сэвиджем). В центре сюжета – интеллектуал с высоким коэффициентом интеллекта, движимый жаждой возмездия и стремлением раскрыть тёмные тайны спецслужбы. Таких обычно не воспринимают всерьёз – худощавых, неуверенных в себе и, как считается, неспособных совершить решающий поступок. Но, возможно, именно этих «тихих гениев» мир и недооценил.

Рами Малек, который нечасто появляется на экране, уже проявлял интерес к шпионским историям. Он достойно проводил эру Бонда с Крейгом, исполнив роль последнего антагониста в «Не время умирать». В «Новичке» актер не стремится к радикальному перевоплощению, а скорее развивает те образы, за которые его запомнили: интроверт с острым умом и склонностью к замкнутости. Представьте, что Эллиота Алдерсона из «Мистера Робота» завербовали в спецслужбы и посвятили ему целый фильм. В постановке Джеймса Хоуза, несмотря на мрачную атмосферу и драматическую составляющую, остаётся место неожиданному юмору. Чарли скрывается от бывших коллег, выходит на след убийц своей жены, но его первая попытка мести оборачивается неудачей — он едва справляется с женщиной-боевиком, которая без особого труда разбрасывает хрупкого Малека по медпункту. Наставник героя (Лоуренс Фишберн), ветеран секретных операций, сомневается в способности новичка стать настоящим оперативником и временами напоминает своего культового Морфеуса — объясняя герою устройство мира. Хотя Чарли и сам многое понимает. Обладая доступом к системам наблюдения, он может буквально собрать воедино полную картину — от момента гибели супруги до местонахождения виновных. Это допущение, хоть и спорное, воспринимается как часть правил внутри истории.

Так мог бы выглядеть фильм о Джейсоне Борне, если бы главный герой оказался не бойцом, а аналитиком. При этом жанровые признаки сохранены: разнообразные локации (от Лондона и Парижа до Стамбула и условного Приморска, где прячется ключевой злодей), моральная неоднозначность действий спецслужб и типичная шпионская интрига. Когда кажется, что пришло время для масштабной экшн-сцены, «Новичок» неожиданно сворачивает в сторону интеллектуальной дуэли. Картина, впрочем, избегает эффектности — это во многом результат её стриминговой природы: режиссер Джеймс Хоуз ранее работал на телевидении, над такими проектами, как «Доктор Кто», «Черное зеркало» и «Медленные лошади». Скромность и серьезный тон порой играют не в пользу фильма, и он местами превращается в неуклюжую пародию: тут и закусочная с названием «Харчевня» в порту, и финские спецназовцы с русской речью, и почти комические погони, где Лоуренс Фишберн идёт по следу Малека по ночным клубам и дорогим отелям.

Этот триллер об одиночке в мире шпионажа не ставит перед собой грандиозных целей и не пытается заложить основу для будущей франшизы. В каком-то смысле это даже плюс: герой оказывается ближе к реальности — учится вскрывать замки, глядя ролики на YouTube, и действует не по учебнику. В остальном это типичное пятничное кино с узнаваемыми сюжетными ходами, логическими упрощениями и попыткой объединить современные ритмы жанра с атмосферой старых шпионских историй в духе 70–80-х и книг Джона Ле Карре. Если прежде противником служил внешний враг вроде СССР, то теперь внимание сосредоточено на внутренних проблемах – ЦРУ предстает в неоднозначном свете, где далеко не все готовы играть по правилам. В центре – герой, сочетающий черты хакера и разведчика, способный одновременно разоблачить систему и провести операцию. Сам фильм балансирует между двумя полюсами – разоблачением и шпионским действием, словно совмещая в одном лице и Джулиана Ассанжа, и Джейсона Борна.

От агента спецслужб традиционно ожидается, что он будет как минимум боевым профессионалом вроде Джейсона Борна – хладнокровным, решительным, лишённым слабостей, а в идеале – авантюристом уровня Итана Ханта. В то время как классические образы шпионов вроде Джеймса Бонда ушли в тень (возможно, временно), в жанре наметился вакуум. Сегодня в центре внимания – интеллектуальные конфликты, информационные войны, где данные становятся оружием. Появляется потребность в новом типе героя, которому не обязательно быть вооружённым до зубов. «Новичок» – это уже вторая адаптация романа Роберта Литтелла (первая, под названием «Любитель», вышла в 1981 году с Джоном Сэвиджем). В центре сюжета – интеллектуал с высоким коэффициентом интеллекта, движимый жаждой возмездия и стремлением раскрыть тёмные тайны спецслужбы. Таких обычно не воспринимают всерьёз – худощавых, неуверенных в себе и, как считается, неспособных совершить решающий поступок. Но, возможно, именно этих «тихих гениев» мир и недооценил.

Рами Малек, который нечасто появляется на экране, уже проявлял интерес к шпионским историям. Он достойно проводил эру Бонда с Крейгом, исполнив роль последнего антагониста в «Не время умирать». В «Новичке» актер не стремится к радикальному перевоплощению, а скорее развивает те образы, за которые его запомнили: интроверт с острым умом и склонностью к замкнутости. Представьте, что Эллиота Алдерсона из «Мистера Робота» завербовали в спецслужбы и посвятили ему целый фильм. В постановке Джеймса Хоуза, несмотря на мрачную атмосферу и драматическую составляющую, остаётся место неожиданному юмору. Чарли скрывается от бывших коллег, выходит на след убийц своей жены, но его первая попытка мести оборачивается неудачей — он едва справляется с женщиной-боевиком, которая без особого труда разбрасывает хрупкого Малека по медпункту. Наставник героя (Лоуренс Фишберн), ветеран секретных операций, сомневается в способности новичка стать настоящим оперативником и временами напоминает своего культового Морфеуса — объясняя герою устройство мира. Хотя Чарли и сам многое понимает. Обладая доступом к системам наблюдения, он может буквально собрать воедино полную картину — от момента гибели супруги до местонахождения виновных. Это допущение, хоть и спорное, воспринимается как часть правил внутри истории.

Так мог бы выглядеть фильм о Джейсоне Борне, если бы главный герой оказался не бойцом, а аналитиком. При этом жанровые признаки сохранены: разнообразные локации (от Лондона и Парижа до Стамбула и условного Приморска, где прячется ключевой злодей), моральная неоднозначность действий спецслужб и типичная шпионская интрига. Когда кажется, что пришло время для масштабной экшн-сцены, «Новичок» неожиданно сворачивает в сторону интеллектуальной дуэли. Картина, впрочем, избегает эффектности — это во многом результат её стриминговой природы: режиссер Джеймс Хоуз ранее работал на телевидении, над такими проектами, как «Доктор Кто», «Черное зеркало» и «Медленные лошади». Скромность и серьезный тон порой играют не в пользу фильма, и он местами превращается в неуклюжую пародию: тут и закусочная с названием «Харчевня» в порту, и финские спецназовцы с русской речью, и почти комические погони, где Лоуренс Фишберн идёт по следу Малека по ночным клубам и дорогим отелям.

Этот триллер об одиночке в мире шпионажа не ставит перед собой грандиозных целей и не пытается заложить основу для будущей франшизы. В каком-то смысле это даже плюс: герой оказывается ближе к реальности — учится вскрывать замки, глядя ролики на YouTube, и действует не по учебнику. В остальном это типичное пятничное кино с узнаваемыми сюжетными ходами, логическими упрощениями и попыткой объединить современные ритмы жанра с атмосферой старых шпионских историй в духе 70–80-х и книг Джона Ле Карре. Если прежде противником служил внешний враг вроде СССР, то теперь внимание сосредоточено на внутренних проблемах – ЦРУ предстает в неоднозначном свете, где далеко не все готовы играть по правилам. В центре – герой, сочетающий черты хакера и разведчика, способный одновременно разоблачить систему и провести операцию. Сам фильм балансирует между двумя полюсами – разоблачением и шпионским действием, словно совмещая в одном лице и Джулиана Ассанжа, и Джейсона Борна.
Читайте также:

«Агентство» - 1 сезон: объяснение концовки и ее смысл
В заключительной серии первого сезона «Агентства» Марсианин, роль которого исполнил Майкл Фассбендер, оказывается в опасности из-за человека, которого он считал своим союзником. После неудачной

Краткий сюжет фильма «Невидимое» (2023)
В напряженном триллере два случайных человека вступают в контакт через неожиданный звонок и оказываются вовлечены в опасную игру на грани жизни и смерти. Сам, работающая на автозаправке в Таллахасси,

«Опустошение» (2025) - объяснение концовки и смысл фильма
Финальная часть боевика Гарета Эванса «Опустошение» представляет собой продолжительное и жестокое путешествие полицейского, погрязшего в коррупции, по имени Уокер, которого исполнил Том Харди. Он

Рецензия на сериал «Агентство»
Шпион ЦРУ под кодовым именем «Марсианин» (Майкл Фассбендер) провёл шесть лет в Эфиопии, выдавая себя за Пола Льюиса. В это время он вступил в долгие отношения с замужней женщиной по имени Сами (Джоди
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!