Рецензия на фильм «Пила. Наследие»

После автокатастрофы Лайза (Дайана Гарл) вынуждена передвигаться в инвалидном кресле. Она зарабатывает на жизнь программированием и живёт в уединении в загородном доме, поддерживая связь с окружающим миром только через Интернет. Однажды на платформе онлайн-трансляций она становится свидетелем убийства: человек в маске хладнокровно лишает кого-то жизни. Лайза обращается в полицию, но преступник искусно маскирует своё местоположение, используя чужие IP-адреса. Более того, он продолжает действовать и каждую ночь выкладывает новое видео с расправой.

Фильм режиссёра Лу Саймон «9 окон» был снят ещё в 2022 году, но релиз состоялся только два года спустя. В российский прокат он вышел под названием «Пила. Наследие», хотя к одноимённой хоррор-серии отношения не имеет. В новой картине Саймон возвращается к темам, которые поднимала в своём триллере «Агорафобия», снова создавая камерную историю, разворачивающуюся в пределах одного дома.

Оригинальное название связано с интерфейсом сайта, который посещает Лайза: на экране одновременно отображаются девять видеопотоков. Этот приём позволяет режиссёрке совмещать скринлайф-формат с традиционной кинематографической подачей. Однако новаторская форма не скрывает заимствованности: лента во многом повторяет сюжетные ходы «Окна во двор» Альфреда Хичкока. Кроме того, в фильме заметны отсылки к «Имитатору» Джона Эмиела — местный антагонист, как и злодей Эмиела, копирует преступления известных серийных убийц прошлого.

Похожие сцены трудно оправдать постмодернистским подходом, поскольку режиссёр не использует ироничные отсылки или скрытые «пасхалки» к классике жанра, а напрямую заимствует сюжетные ходы у фильмов Хичкока и Эмиела. На ум также приходят картины о преступлениях в сети — «Игрок» Дарио Ардженто и «Не оставляющий следа» Грегори Хоблита. Стремясь добавить глубины и отойти от шаблонности, Лу Саймон дополнила детективную основу личной драмой Лайзы, связанной с её инвалидностью, что отражается в эпизодах с интернет-троллингом и разговорах с физиотерапевтом. Однако сценарий, написанный самой Саймон, не даёт по-настоящему прочувствовать внутренний мир героини: персонажи и ситуации выглядят упрощённо и схематично.

Образ антагониста, как и вся лента, собран из привычных клише триллеров. Его появление не вызывает ужаса — скорее, невольную усмешку, особенно в финальной сцене. Там, где по законам жанра напряжение должно нарастать и достигать пика, заключительная стычка Лайзы с преступником оказывается настолько невыразительной в постановке, что выглядит почти пародийно.

Небольшим плюсом можно считать присутствие в фильме опытных актёров второго плана — Уильяма Форсайта и Майкла Паре. Несмотря на то что их роли написаны без особой глубины, оба благодаря своей харизме заметно выделяются на фоне менее известных исполнителей. Эпизоды с их участием — одни из немногих, которые способны заинтересовать зрителя.

Среди независимых триллеров, снятых вне Голливуда, нередко встречаются работы с интересными находками и смелыми экспериментами в сюжете или визуальной подаче. Но в случае с картиной Лу Саймон уже с первых сцен становится очевидно, что фильм погружается в трясину жанровых штампов, не предлагая ничего нового в рамках знакомых приёмов.

Фильм режиссёра Лу Саймон «9 окон» был снят ещё в 2022 году, но релиз состоялся только два года спустя. В российский прокат он вышел под названием «Пила. Наследие», хотя к одноимённой хоррор-серии отношения не имеет. В новой картине Саймон возвращается к темам, которые поднимала в своём триллере «Агорафобия», снова создавая камерную историю, разворачивающуюся в пределах одного дома.

Оригинальное название связано с интерфейсом сайта, который посещает Лайза: на экране одновременно отображаются девять видеопотоков. Этот приём позволяет режиссёрке совмещать скринлайф-формат с традиционной кинематографической подачей. Однако новаторская форма не скрывает заимствованности: лента во многом повторяет сюжетные ходы «Окна во двор» Альфреда Хичкока. Кроме того, в фильме заметны отсылки к «Имитатору» Джона Эмиела — местный антагонист, как и злодей Эмиела, копирует преступления известных серийных убийц прошлого.

Похожие сцены трудно оправдать постмодернистским подходом, поскольку режиссёр не использует ироничные отсылки или скрытые «пасхалки» к классике жанра, а напрямую заимствует сюжетные ходы у фильмов Хичкока и Эмиела. На ум также приходят картины о преступлениях в сети — «Игрок» Дарио Ардженто и «Не оставляющий следа» Грегори Хоблита. Стремясь добавить глубины и отойти от шаблонности, Лу Саймон дополнила детективную основу личной драмой Лайзы, связанной с её инвалидностью, что отражается в эпизодах с интернет-троллингом и разговорах с физиотерапевтом. Однако сценарий, написанный самой Саймон, не даёт по-настоящему прочувствовать внутренний мир героини: персонажи и ситуации выглядят упрощённо и схематично.

Образ антагониста, как и вся лента, собран из привычных клише триллеров. Его появление не вызывает ужаса — скорее, невольную усмешку, особенно в финальной сцене. Там, где по законам жанра напряжение должно нарастать и достигать пика, заключительная стычка Лайзы с преступником оказывается настолько невыразительной в постановке, что выглядит почти пародийно.

Небольшим плюсом можно считать присутствие в фильме опытных актёров второго плана — Уильяма Форсайта и Майкла Паре. Несмотря на то что их роли написаны без особой глубины, оба благодаря своей харизме заметно выделяются на фоне менее известных исполнителей. Эпизоды с их участием — одни из немногих, которые способны заинтересовать зрителя.

Среди независимых триллеров, снятых вне Голливуда, нередко встречаются работы с интересными находками и смелыми экспериментами в сюжете или визуальной подаче. Но в случае с картиной Лу Саймон уже с первых сцен становится очевидно, что фильм погружается в трясину жанровых штампов, не предлагая ничего нового в рамках знакомых приёмов.
Читайте также:

13 пасхалок в фильме «Дожить до рассвета»
25 апреля в мировой прокат вышел фильм ужасов «Дожить до рассвета», вдохновлённый видеоигрой Until Dawn (2015). На экране зрителю представили новую сюжетную линию и других героев, но внимательные

Рецензия на фильм «Урок фортепиано»
В 1936 году, на фоне Великой депрессии в США, Уилли (Джон Дэвид Вашингтон) и Лаймон (Рэй Фишер) направляются из Миссисипи в Питтсбург на своем грузовичке, полностью загруженном арбузами. Они надеются

Рецензия на фильм «Обитель смерти»
Стефан Мортенсен (Джеффри Раш), недавно уверенно ведущий судопроизводство и произносящий приговоры с высокомерным выражением, включая обвинения матери жертвы педофила в равнодушии, переживает

Самые интересные новинки кино февраля 2025, которые уже доступны онлайн
На этой неделе в онлайн-кинотеатрах появилось несколько громких премьер, охватывающих разные жанры — от напряжённого триллера о журналистской этике до переосмысления культового образа оборотня.
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!