Создать акаунт
GeekPlanet.ru » Подборки фильмов » 10 лучших фильмов 2024 года по версии GeekPlanet.ru

10 лучших фильмов 2024 года по версии GeekPlanet.ru

30 дек 2024, 22:30
Подборки фильмов
49
0
10 лучших фильмов 2024 года по версии GeekPlanet.ru
2024 год стал выдающимся для киноиндустрии, став одним из самых успешных за последнее десятилетие. Небольшие независимые фильмы, такие как «Бруталист», «Субстанция» и «Анора», уверенно бросают вызов гигантам кинематографа, которые привыкли зарабатывать миллионы. Известные режиссеры либо радуют зрителей новыми великолепными作品ми («Комната по соседству»), либо терпят неудачи («Мегалополис»). Вместо старых мастеров появляются новые звезды — Брэйди Корбет и Корали Фража. Составить список десяти лучших картин оказалось почти невозможно, поскольку можно было бы легко добавить ещё несколько действительно стоящих фильмов.

Субстанция / The Substance (2024)

На первый взгляд, боди-хоррор кажется жанром, который редко обсуждают в компании друзей, на свиданиях или в социальных сетях. Однако «Субстанция» сумела выйти за пределы узкой кинокритической аудитории: многие слышали знаменитый вопрос «Вы когда-нибудь мечтали стать лучшей версией себя?» и усвоили, что баланс — это важнейшее условие. Этот фильм стал примером того, как фестивальная лента, рискующая остаться незамеченной на фоне крупных релизов, может достичь широкой аудитории, стать источником цитат и заработать несколько номинаций на престижные награды.

«Субстанция» оправдала ожидания и превратилась в настоящую кинематографическую сенсацию года. Лента Корали Фаржа бурлит энергией с самого начала и точно передает атмосферу общества, поглощенного культом молодости и внешней привлекательности. Режиссер не стесняется, превращая фильм в смесь уродства и красоты, критикуя Голливуд и разоблачая жестокий мир стереотипов, завышенных требований и постоянных вмешательств в тело. Остается лишь надеяться, что воздействие «Субстанции» окажет долгосрочный эффект: возможно, в будущем мы научимся больше ценить себя и станем внимательнее друг к другу.

Падение империи / Civil War (2024)

«Падение империи» Алекса Гарленда («Аннигиляция», «Род мужской») — это самый дорогой проект в истории студии А24, что уже само по себе является значимым событием. Для Гарленда, который в течение долгого времени оставался в тени, работая сценаристом, а затем снимал небольшие фантастические фильмы, эта лента стала не просто шагом за пределы привычной зоны комфорта, но и настоящим рывком в мир крупных коммерческих проектов. Однако, несмотря на масштаб, «Падение империи» едва ли можно назвать традиционным блокбастером. Это жесткое и довольно циничное кино, открыто показывающее уродливую реальность гражданской войны, охватившей Америку. Фактически, Гарленд создал свою собственную версию культового фильма «Иди и смотри» Элема Климова, переместив действие в неопределенное будущее. Важной темой фильма становится профессиональная этика журналиста. Главные герои, сыгранные Кирстен Данст, Кэйли Спэни, Стивеном Хендерсоном и Вагнером Моура, будучи военными корреспондентами, беззаветно стремятся в горячие точки, забывая не только о своей безопасности, но и о том, как их работа влияет на людей, которых они превращают в заложников своих объективов.

Носферату / Nosferatu (2024)

«Носферату» Роберта Эггерса — один из самых ожидаемых фильмов ужасов года, и эти ожидания лента полностью оправдывает. Сюжет основывается на одноименном фильме Фридриха Мурнау, но также отсылает к «Дракуле» Брэма Стокера. Эггерс не вводит неожиданных поворотов в знакомую историю, но полностью трансформирует ее форму. Внимание к деталям, которое проявляет режиссер, делает картину почти идеальной: каждая мелочь точно соответствует эпохе, и в воздухе ощущается атмосфера Англии XVIII века. Граф Орлок (Билл Скарсгард) меняет привычную лысину и заостренные ушки на усы и шубу — все-таки вампир, хоть и мертвый, но румынский по происхождению. Эггерс возвращает его к его восточноевропейским корням. Орлок становится воплощением подавленных желаний Эллен (Лили Роуз Депп), жены главного героя, — в обществе того времени мысли женщины о сексе воспринимались как нечистые и греховные. Полусгнившее, страстное тело Орлока становится ключевым символом в фильме, олицетворяя демонизацию естественных желаний Эллен. «Носферату» не пугает так, как привыкли современные фильмы ужасов, но все же заставляет кровь стынуть и нервничать. Это, пожалуй, самый красивый фильм года — иногда жуткий, но от этого не менее завораживающий.

Присяжный №2 / Juror #2 (2024)

Клинт Иствуд, 94-летний мастер американского кино, снял новый фильм, который демонстрирует его мастерство и профессионализм на высшем уровне, как в лучшие годы работы в 90-х. «Присяжный номер два» — процессуальная драма, где важен не финал, а сама моральная дилемма, которую она поднимает. Фемида слепа и безжалостна, и для нее нет ничего важнее справедливости, даже если для этого необходимо пожертвовать миром и жизнью. Николас Холт великолепно исполнил роль присяжного, который несет ответственность за смерть человека и теперь должен выбрать между своей безопасностью и спасением ошибочно обвиненного. Работу Иствуда можно провести в параллель с «Анатомией падения», где также исследовались сложности правды и правосудия. Иствуд решает эту проблему с невероятной тактичностью, раскрывая драму через ряд процедурных диалогов. Если в прошлом году зрителей порадовал Уильям Фридкин с фильмом «Военный трибунал по делу о мятеже на „Кейне“», то в этом году все лавры однозначно заслуживает Иствуд.

Дюна: Часть 2 / Dune: Part Two (2024)

«Дюна» Фрэнка Герберта — это литературная серия, которую трудно адаптировать для кино. Изначально с экранизациями этого произведения столкнулись и Алехандро Ходоровски, и Дэвид Линч. Поэтому еще более удивительно, что канадскому режиссеру Дени Вильнёву, который с детства был поклонником творчества Герберта, удалось превратить «Дюну» в массовое кино, балансирующее между коммерцией и авторским подходом. Если первая часть ощущалась как затянувшийся тизер, подготавливающий зрителей к следующему фильму, то сиквел стал полноценной, независимой историей, которая способна увлечь даже тех, кто не знаком с книгами Герберта. В течение нескольких месяцев «Дюна 2» удерживала места в тройке мировых лидеров по кассовым сборам, и зрители выстраивались в огромные очереди, чтобы увидеть этот медитативный блокбастер, снятый с большим количеством крупных планов, который резко контрастирует с динамичными фильмами Marvel. «Дюна 2» стала неожиданным социальным феноменом, отражением настроений современного зрителя, усталого от бесконечных экшенов и ищущего более глубокого философского кино.

Другой человек / A Different Man (2024)

2024 год стал настоящим триумфом Себастиана Стэна. Актёр американского происхождения, родившийся в Румынии, блеснул сразу в двух значимых драматических ролях — в фильме Аарона Шимберга «Другой человек» и в картине Али Аббаси «Ученик. Восхождение Трампа». За оба этих выступления он был номинирован на «Золотой глобус». Сюжет «Другого человека» рассказывает о начинающем актёре из Нью-Йорка Эдварде (Стэн), который пытается построить карьеру, несмотря на редкое заболевание, приведшее к деформации его лица. В соседнюю квартиру переезжает молодая драматургиня Ингрид (Ренате Реинсве). Чтобы привлечь её внимание, Эдвард решается на эксперимент с устройством, которое должно улучшить его внешность. Через несколько дней его лицо освобождается от наростов и опухолей. Эдвард объявляет, что его звали Гай, а Эдвард покончил с собой. Ингрид вдохновляется этим и пишет пьесу о своём трагическом соседе. Хотя роль должна была бы достаться Гаю, неожиданно появляется Освальд (Адам Пирсон), страдающий от нейрофиброматоза. В своём втором полном метре (после дебюта «Связанные по жизни») режиссёр Адам Пирсон продолжает исследовать тему стандартов красоты и уродства. В «Другом человеке» обсуждается и важность внутреннего мира. Освальд, открытый и остроумный, вполне комфортно чувствует себя в своём теле, в то время как Эдвард, даже став Гаем, остаётся вечно неудовлетворённым и чувствует себя изгоем. В этот же период вышла ещё одна яркая трагикомедия, которая обыгрывает тему доппельгангеров и абсурдности существования. Шимберг с иронией противопоставляет оригинал и копию, жизнь на сцене и за кулисами, красоту и уродство, натуральность и искусственность, поднимая при этом провокационные вопросы.

Бруталист / The Brutalist (2024)

Брэйди Корбет начинал свою карьеру в кино как актер, однако он всегда выбирал свои роли с большой осторожностью, предпочитая независимое кино («Забавные игры», «Загадочная кожа»). В 2015 году он дебютировал в качестве режиссера с полнометражной картиной «Детство лидера», в которой снялись Роберт Паттинсон и Стейси Мартин. Несмотря на амбициозность проекта, фильм остался недооцененным. Точно так же не был оценен по достоинству и его второй фильм «Vox Lux» с Натали Портман. В 2024 году ситуация изменилась, но этот успех дался Корбету нелегко: он снял нестандартный трех с половиной часовой фильм на пленку 77 мм, уложившись в бюджет менее 10 миллионов долларов. Критики наконец признали его работу, назвав фильм «чудом» (когда бюджет на рекламу иногда оказывается больше) и «мгновенной классикой» (где-то наверняка горько плачет сам Френсис Форд Коппола).

Фильм рассказывает о талантливом архитекторе (Эдриен Броуди) из Венгрии, который после Второй мировой войны приезжает в Америку в поисках лучшей жизни. Лента проводит параллель между его опытом иммигранта и борьбой творца, чье искусство не соответствует устоявшимся нормам общества. Учитывая, как трудно было Корбету отстоять право на создание своих картин, эта тема кажется личной и болезненной, что придает фильму дополнительную глубину. Картина делится на две части с 15-минутной интермиссией: первая представляет собой воодушевляющую историю об «американской мечте», а вторая — жестокую и трезвую картину «американской реальности». После такой эмоциональной «американской горки» зрителю может понадобиться несколько дней, чтобы переварить все увиденное и осмыслить свою жизнь.

Претенденты / Challengers (2024)

В 2024 году теннис стал настоящим трендом, который завоевал не только спортивные арены, но и модные страницы. Стильные поло и плиссированные юбки, и без того популярные, снова оказались в центре внимания благодаря новому фильму Луки Гуаданьино. Если бы на «Оскаре» существовала номинация за самую волнующую (страстную, возбуждающую, эротичную — выбирайте слово по вкусу) премьеру, то фаворитом, без сомнений, были бы «Претенденты» — лента, где Зендея, Майк Фейст и Джош О’Коннор решают свои конфликты исключительно на теннисном корте.

Несмотря на то, что фильм Гуаданьино стал одним из самых обсуждаемых событий первой половины 2024 года, не все остались довольны. «Претендентов» критиковали за простоту сюжета и завышенные ожидания, которые, по мнению некоторых, не оправдались. Говорят, что итальянский режиссер снял не эротическую спортивную драму, а скорее мелодраму о любовном треугольнике. На самом деле, жанр картины трудно точно определить, и, возможно, это не имеет большого значения. Гуаданьино и его команда явно не стремятся к стандартным рамкам, экспериментируя с ракурсами (например, захватывающая финальная сцена!) и создавая напряженное, захватывающее кино о теннисистах, которые на протяжении всего фильма балансируют на грани — от страсти и нервных срывов до объятий, ссор, побед и поражений. И оторваться от их непрекращающегося состязания невозможно.

Собиратель душ / Longlegs (2024)

Осгуд Перкинс продолжает вести зрителя по темному пути ужаса: в своем фильме «Собиратель душ» режиссер углубляется в тему зла, исследуя его как личный и коллективный феномен. Триллер, вдохновленный такими картинами, как «Молчание ягнят» Джонатана Демми и «Семь» Дэвида Финчера, рассказывает о том, как на первый взгляд хрупкая агентка ФБР Ли Харкер (Майка Монро) сталкивается с глэм-рокером-сатанистом (Николас Кейдж). Однако, трудно противостоять злу, которое когда-то родилось глубоко под землей и позже проникло в твою собственную семью.

«Собиратель душ» состоит из множества страхов: страха перед ростом дьяволопоклонничества в Америке, страха за женщин, становящихся первыми жертвами маньяков, и угрозы, нависающей над семейным счастьем. Хотя Перкинс следует знакомым жанровым мотивам — внутренние демоны оказываются более опасными, чем внешние — ему удается погрузить зрителя в мир, полный ужаса, где такие существа всегда рядом. Фильм не назначает конкретных виновных, но и не оправдывает никого, предлагая зрителю немой вопрос: как мы вообще пришли к этому?

Я видел свечение телевизора / I Saw the TV Glow (2024)

Хоррор «Я видел свечение телевизора» Джейн Шёнбрун, трудно поддающийся однозначной интерпретации, часто сравнивают с работами Дэвида Линча. В нем присутствуют схожие элементы: полутени, которые служат основой для сюжета, таинственная, но вполне реальная тьма, скрывающаяся за полуоткрытой дверью, и ощущение трансцендентности, пронизывающее каждую деталь — от подачи материала до структуры. Центральная история рассказывает о замкнутом подростке Оуэне (Джастис Смит), который находит поддержку в старшекласснице Мэдди (Бриджетт Ланди-Пейн). Вместе они увлекаются мрачным сериалом The Pink Opaque. Погружение в мир шоу, где две подруги с телепатическими способностями сражаются с монстрами, включая злодея Мистера Меланхолию, становится для героев способом убежать от жестокой реальности.

«Я видел свечение телевизора» общается с аудиторией через метафоры, не стремясь давать четкие объяснения и наоборот, поощряя множество трактовок. История Оуэна, который выбирает работу, карьеру и свой большой телевизор, становится более универсальной и оставляет после просмотра неприятное, горькое ощущение неопределенности — один из признаков успешности фильма.

Читайте также:

Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!