Рецензия и отзывы на фильм «Мэтт и Мара»
В развернутом конкурсе главного кинофестиваля Петербурга «Послание к человеку» легко потеряться, особенно когда многие яркие фестивальные премьеры остаются за пределами страны и недоступны для российского зрителя. Среди участников программы «Новые голоса» — разговорная драма «Мэтт и Мара», вокруг которой с начала года ходили положительные слухи. Режиссер картины, Казик Радвански, относится к так называемой «канадской новой волне» и продолжает традиции Джона Кассаветиса и Майка Ли. Премьера фильма состоялась на Берлинале 2024 года, где лента Радвански стала небольшой, но запоминающейся сенсацией.

Мара (Дера Кэмпбелл) — молодая преподавательница творческого письма, ведущая размеренную жизнь среднего класса: насыщенные будни в университете сменяются тихими вечерами дома в компании супруга-музыканта (Мунир Аль Шами) и маленького ребенка. В один из дней на работу к Маре приходит старый друг Мэтт (Мэтт Джонсон), писатель-новеллист с некоторыми успехами, приехавший из шумного Нью-Йорка в спокойный Торонто, чтобы попрощаться с умирающим отцом. Мэтт и Мара познакомились еще во время учебы в университете, но после выпуска каждый пошел своей дорогой.

Когда-то амбициозная писательница Мара полностью посвятила себя семье, а Мэтт, выпустив несколько книг, так и не смог построить стабильные отношения. Встреча спустя годы разлуки вновь заставила старых друзей столкнуться с болезненными воспоминаниями и внутренними травмами, которые долгое время оставались неосознанными или игнорировались.

Несмотря на название, «Мэтт и Мара» сосредоточен не на двух персонажах, а на одном — Маре. В течение всего фильма она постепенно переосмысливает себя через призму утраченных дружеских связей. Появление энергичного и харизматичного Мэтта нарушает размеренный, но внутренне неудовлетворенный ритм жизни Мары, открывая перед ней возможность взглянуть на себя с другой стороны и пересмотреть сделанный выбор. Как и предыдущие героини Радвански — например, суетливая воспитательница Энн из «Энн на высоте 13 тысяч футов» — Мара ощущает себя чужой в собственном окружении. Друзья мужа-гитариста постоянно подкалывают ее за равнодушие к музыке. В отличие от тихой и замкнутой Энн, Мара умеет вербализовать свои эмоции и тонко выражать внутренние переживания.

Эмоциональную основу фильма составляют искренние, расслабленные и иногда болезненно острые диалоги, большинство из которых построено на импровизации актеров. Радвански создает пространство, балансирующее между «слайс-оф-лайф» и «мамблкором». Миллениалы могут провести параллели с «Как сумасшедший» Дрейка Доримуса или «Перед рассветом» Ричарда Линклейтера, а поколение Z вспомнит недавние «Прошлые жизни». Отсутствие строгого сценарного каркаса и частые крупные планы придают фильму документальную правдоподобность — «Мэтт и Мара» ощущается как реальная история, а не постановочное кино. Мара мечтает развивать писательскую карьеру, Мэтт стремится поделиться своим опытом успеха. Оба балансируют между естественной потребностью в другом и невозможностью по-настоящему соединиться. Классический мотив созависимости в фильме приглушается отсутствием драматической надрывности — желания остаются нереализованными, эмоции откладываются в сторону, а на поверхности остается только тихая тоска и размышления о невозможности союза.

Напряженные, непредсказуемые отношения с Мэттом контрастируют с спокойной, молчаливой повседневностью с мужем Самиром, который обеспечивает необходимый комфорт, но одновременно отдаляет Мару от прежней версии себя. Складывается впечатление, что героиня застряла в моральном тупике, оказавшись в ситуации, созданной собственными решениями, обреченная на постоянный дефицит внимания и внутреннюю неудовлетворенность. При этом Радвански не предлагает окончательного решения: «Мэтт и Мара» — это размышление о межличностных отношениях, динамике власти и влиянии друг на друга, которое не подводит к выводам, а скорее приглашает зрителя к дальнейшему самоанализу.
Мара (Дера Кэмпбелл) — молодая преподавательница творческого письма, ведущая размеренную жизнь среднего класса: насыщенные будни в университете сменяются тихими вечерами дома в компании супруга-музыканта (Мунир Аль Шами) и маленького ребенка. В один из дней на работу к Маре приходит старый друг Мэтт (Мэтт Джонсон), писатель-новеллист с некоторыми успехами, приехавший из шумного Нью-Йорка в спокойный Торонто, чтобы попрощаться с умирающим отцом. Мэтт и Мара познакомились еще во время учебы в университете, но после выпуска каждый пошел своей дорогой.
Когда-то амбициозная писательница Мара полностью посвятила себя семье, а Мэтт, выпустив несколько книг, так и не смог построить стабильные отношения. Встреча спустя годы разлуки вновь заставила старых друзей столкнуться с болезненными воспоминаниями и внутренними травмами, которые долгое время оставались неосознанными или игнорировались.
Несмотря на название, «Мэтт и Мара» сосредоточен не на двух персонажах, а на одном — Маре. В течение всего фильма она постепенно переосмысливает себя через призму утраченных дружеских связей. Появление энергичного и харизматичного Мэтта нарушает размеренный, но внутренне неудовлетворенный ритм жизни Мары, открывая перед ней возможность взглянуть на себя с другой стороны и пересмотреть сделанный выбор. Как и предыдущие героини Радвански — например, суетливая воспитательница Энн из «Энн на высоте 13 тысяч футов» — Мара ощущает себя чужой в собственном окружении. Друзья мужа-гитариста постоянно подкалывают ее за равнодушие к музыке. В отличие от тихой и замкнутой Энн, Мара умеет вербализовать свои эмоции и тонко выражать внутренние переживания.
Эмоциональную основу фильма составляют искренние, расслабленные и иногда болезненно острые диалоги, большинство из которых построено на импровизации актеров. Радвански создает пространство, балансирующее между «слайс-оф-лайф» и «мамблкором». Миллениалы могут провести параллели с «Как сумасшедший» Дрейка Доримуса или «Перед рассветом» Ричарда Линклейтера, а поколение Z вспомнит недавние «Прошлые жизни». Отсутствие строгого сценарного каркаса и частые крупные планы придают фильму документальную правдоподобность — «Мэтт и Мара» ощущается как реальная история, а не постановочное кино. Мара мечтает развивать писательскую карьеру, Мэтт стремится поделиться своим опытом успеха. Оба балансируют между естественной потребностью в другом и невозможностью по-настоящему соединиться. Классический мотив созависимости в фильме приглушается отсутствием драматической надрывности — желания остаются нереализованными, эмоции откладываются в сторону, а на поверхности остается только тихая тоска и размышления о невозможности союза.
Напряженные, непредсказуемые отношения с Мэттом контрастируют с спокойной, молчаливой повседневностью с мужем Самиром, который обеспечивает необходимый комфорт, но одновременно отдаляет Мару от прежней версии себя. Складывается впечатление, что героиня застряла в моральном тупике, оказавшись в ситуации, созданной собственными решениями, обреченная на постоянный дефицит внимания и внутреннюю неудовлетворенность. При этом Радвански не предлагает окончательного решения: «Мэтт и Мара» — это размышление о межличностных отношениях, динамике власти и влиянии друг на друга, которое не подводит к выводам, а скорее приглашает зрителя к дальнейшему самоанализу.
Читайте также:
Рецензия и отзывы на фильм «Разбитые сердца»
В российский прокат продолжают поступать фильмы, представлявшие собой как крупные, так и небольшие проекты с последнего Каннского кинофестиваля. В дополнение к эмоциональному мультфильму «Самый
Есть ли в фильме «Крейвен-охотник» (2024) сцена после титров?
Долгожданный фильм «Крейвен-охотник», премьера которого не раз откладывалась, наконец-то появился в кинотеатрах. Это новый проект в рамках киновселенной Sony, тесно связанный с персонажами из историй
«Снова в деле» (2025) - объяснение концовки и смысл фильма
На платформе Netflix состоялась долгожданная премьера фильма «Снова в деле». Особенность этой картины в том, что она знаменует возвращение Кэмерон Диаз на экраны после длительного перерыва. До этого
Рецензия и отзывы на фильм «Арман»
Мать шестилетнего мальчика, Элизабет (Ренате Реинсве), вызывают в школу из-за неприятного происшествия. Ее сын оказался в центре серьезного конфликта, и встревоженная женщина вынуждена выслушивать
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!