Рецензия на фильм «Девушка с иглой»

Множество фильмов, участвующих в основном конкурсе Каннского кинофестиваля, считались претендентами на номинацию в категории «Лучший международный фильм». Однако «Все, что нам кажется светом» Паяла Кападии не привлекло внимания членов киноакадемии, а в шорт-лист попали такие картины, как «Эмилия Перес» Жака Одиара, ставшая источником множества споров, и более достойный претендент «Девушка с иглой» Магнуса Фон Хорна. Несмотря на это, премьера последнего фильма не обошлась без бурных обсуждений, как и показ многих других произведений, затрагивающих тему репродуктивного здоровья женщин, например, «Событие» Одри Диван и «4 месяца, 3 недели и 2 дня» Кристиана Мунджиу. Эти картины вызывают разные чувства: от откровенности до повседневности, от анатомической точности до скрытого драматизма. В фильме Фон Хорна все эти аспекты присутствуют в изобилии.

Первая мировая война уже давно перешла свою середину, хотя Каролина (Виктория Кармен Сонн) пока лишь предполагает это. Она работает на швейной фабрике в Копенгагене и надеется, что ее трудное положение можно будет изменить через выгодный брак с владельцем ткацкого предприятия. Йорген (Хоаким Фиельструп), вежливый, но сомневающийся в своих намерениях, говорит о совместном будущем, но при этом проявляет физическую близость. Когда скрывать беременность становится всё труднее, в разговор о браке вмешивается мать — баронесса (Бенедикте Хансен), которая закрывает Каролине двери как в семью, так и на фабрику. Иглу, которая соединяет пальто с карманом, заменяет длинная игла, рвущая тело: единственный выход — аборт в ужасных условиях. Каролина, теряющая кровь в общественной бане, оказывается в руках доброй женщины Дагмар (Трине Дюрхольм). Процедура аборта не завершена, и новая знакомая обещает найти дом для еще не родившегося ребенка — в семье, которая имеет достаток и страдает от проблем с зачатием.

Магнус фон Хорн как будто помещает зрителя в скафандр, погружая его на самое дно океана, хотя вода на экране чаще появляется в ведрах и тазах, чем в открытых водоемах (разве что в виде бурного потока канализационных стоков). Историческая отдаленность и черно-белая палитра создают иллюзию некой защиты — мы наблюдаем происходящее, будто бы на безопасном расстоянии, уверенные, что не утонем. Но с течением времени обойти законы странной метафизики не удается: чем дальше мы погружаемся, тем сильнее давление на грудь, и ничего не может остановить дрожь по коже и пульсацию звукового оформления в ушах. Камера не отступает от бесстрашной Виктории Кармен Сон — порой кажется, что затылок актрисы появляется на экране даже чаще, чем ее опустошенные глаза и искаженные нуждой руки. Дания во времена войны сохраняла нейтралитет, но это не избавило страну от проблем с безработицей и бедами, как на фронте, так и в городе — муж Каролины, которого она считала погибшим, возвращается домой, но теперь он не может найти себя, даже в цирке. А Каролине не будет места и там.

Возвращаясь к глубоким океанским глубинам, где царит абсолютная тьма: «Девушка с иглой» в руках опытного маркетолога может быть представлена как ретро-триллер, вдохновленный немецким киноэкспрессионизмом: классика встречает беллетристику. Основой сценария служит реальная история, которая была дополнена художественными элементами, но лучше рассматривать факты только после просмотра. В фильме фон Хорн больше внимания уделяет не самой анатомии преступления, а окружающей среде, которая его породила: холодные сквозняки в арендуемых комнатах, пустые ведра в углах, земля и пыль на мешках с картошкой, плачущие младенцы, которых нечем накормить. Нищета становится неизбежным спутником безысходности, с которой борется Каролина, даже когда ей не хватает сил подняться.

Тем не менее, несмотря на свою визуальную схожесть, «Девушка с иглой» скорее перекликается с киноработами Беллы Тара, чем с фильмами Фридриха Мурнау. В то же время фильм вряд ли претендует на статус эксперимента или новаторства в форме — он больше обращается к бессознательному и осязаемым ощущениям. Вы когда-нибудь пытались представить, какую боль можно ощутить на тактильном уровне? Колющую, как игла, проникающая под ногти? Или мягкую, открытую, как свежая рана, из которой течет кровь? «Девушка с иглой» предлагает такое переживание.

Первая мировая война уже давно перешла свою середину, хотя Каролина (Виктория Кармен Сонн) пока лишь предполагает это. Она работает на швейной фабрике в Копенгагене и надеется, что ее трудное положение можно будет изменить через выгодный брак с владельцем ткацкого предприятия. Йорген (Хоаким Фиельструп), вежливый, но сомневающийся в своих намерениях, говорит о совместном будущем, но при этом проявляет физическую близость. Когда скрывать беременность становится всё труднее, в разговор о браке вмешивается мать — баронесса (Бенедикте Хансен), которая закрывает Каролине двери как в семью, так и на фабрику. Иглу, которая соединяет пальто с карманом, заменяет длинная игла, рвущая тело: единственный выход — аборт в ужасных условиях. Каролина, теряющая кровь в общественной бане, оказывается в руках доброй женщины Дагмар (Трине Дюрхольм). Процедура аборта не завершена, и новая знакомая обещает найти дом для еще не родившегося ребенка — в семье, которая имеет достаток и страдает от проблем с зачатием.

Магнус фон Хорн как будто помещает зрителя в скафандр, погружая его на самое дно океана, хотя вода на экране чаще появляется в ведрах и тазах, чем в открытых водоемах (разве что в виде бурного потока канализационных стоков). Историческая отдаленность и черно-белая палитра создают иллюзию некой защиты — мы наблюдаем происходящее, будто бы на безопасном расстоянии, уверенные, что не утонем. Но с течением времени обойти законы странной метафизики не удается: чем дальше мы погружаемся, тем сильнее давление на грудь, и ничего не может остановить дрожь по коже и пульсацию звукового оформления в ушах. Камера не отступает от бесстрашной Виктории Кармен Сон — порой кажется, что затылок актрисы появляется на экране даже чаще, чем ее опустошенные глаза и искаженные нуждой руки. Дания во времена войны сохраняла нейтралитет, но это не избавило страну от проблем с безработицей и бедами, как на фронте, так и в городе — муж Каролины, которого она считала погибшим, возвращается домой, но теперь он не может найти себя, даже в цирке. А Каролине не будет места и там.

Возвращаясь к глубоким океанским глубинам, где царит абсолютная тьма: «Девушка с иглой» в руках опытного маркетолога может быть представлена как ретро-триллер, вдохновленный немецким киноэкспрессионизмом: классика встречает беллетристику. Основой сценария служит реальная история, которая была дополнена художественными элементами, но лучше рассматривать факты только после просмотра. В фильме фон Хорн больше внимания уделяет не самой анатомии преступления, а окружающей среде, которая его породила: холодные сквозняки в арендуемых комнатах, пустые ведра в углах, земля и пыль на мешках с картошкой, плачущие младенцы, которых нечем накормить. Нищета становится неизбежным спутником безысходности, с которой борется Каролина, даже когда ей не хватает сил подняться.

Тем не менее, несмотря на свою визуальную схожесть, «Девушка с иглой» скорее перекликается с киноработами Беллы Тара, чем с фильмами Фридриха Мурнау. В то же время фильм вряд ли претендует на статус эксперимента или новаторства в форме — он больше обращается к бессознательному и осязаемым ощущениям. Вы когда-нибудь пытались представить, какую боль можно ощутить на тактильном уровне? Колющую, как игла, проникающая под ногти? Или мягкую, открытую, как свежая рана, из которой течет кровь? «Девушка с иглой» предлагает такое переживание.
Читайте также:

Горячие новинки кино в январе 2025, которые можно смотреть прямо сейчас
На этой неделе в онлайн-кинотеатрах появляются несколько заметных новинок, которые погружают зрителей в разные жанры и миры. В готическом хорроре «Носферату» Роберт Эггерс адаптирует легендарную

«Девушка с иглой» (2024) - объяснение концовки и смысл фильма
В первые моменты фильма Магнуса фон Хорна «Девушка с иглой» зритель погружается в атмосферу через искаженные, гротескные крупные планы. Это не очередная картина, основанная на реальных событиях, где

Рецензия на фильм «Разбитые сердца»
В российский прокат продолжают поступать фильмы, представлявшие собой как крупные, так и небольшие проекты с последнего Каннского кинофестиваля. В дополнение к эмоциональному мультфильму «Самый

Рецензия на фильм «Субстанция»
Пока трудно предсказать, как «Субстанция» проявит себя за пределами Каннского кинофестиваля, где она ярко выделилась среди участников. Этот год стал временем, когда режиссеры полностью отошли от
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!