Рецензия и отзывы на фильм «Эдем»

1929 год. Европу накрывает тень надвигающегося кризиса, вызванного экономической депрессией и ростом фашистских настроений. Врач Фридрих Риттер (Джуд Лоу) вместе с супругой Дорой (Ванесса Кирби) решает оставить цивилизацию и переселяется на необитаемый остров Флориана в Галапагосском архипелаге. Их цель – создать собственный уголок гармонии: с хозяйством, осликом и полной отрешённостью от внешнего мира. Однако письма Риттера, которые он передавал морякам, вскоре сделали Флориану объектом притяжения для других искателей «рая», в том числе авантюристов. Сначала туда перебирается семья Виттмер (Дэниель Брюль, Сидни Суини, Джонатан Титтел), плохо готовая к суровой жизни в пещерах, а затем появляется эксцентричная баронесса Элоиза (Ана де Армас) в сопровождении двух любовников. Пока переселенцы с трудом налаживают быт, Элоиза вносит раздор, сталкивая соседей между собой. Её планы куда масштабнее – баронесса мечтает построить на острове крупный отель и превратить его в часть курортного бизнеса.

История напоминает о том, что поиски «земли обетованной» чаще заканчиваются разочарованием. Робинзонады в культуре и кино нередко показывают не рай, а место, где обнажается человеческая слабость. Так, в начале 2000-х фильм «Пляж» по роману Алекса Гарленда наглядно демонстрировал: даже в нетронутом уголке природы люди способны превратить жизнь в цепочку конфликтов. К теме вернулся и Рон Ховард, автор масштабных голливудских драм («Нокдаун», «Форд против Никсона»). Его интерес привлекли не тропики Таиланда, а Галапагосы, где действительно жила пара Риттеров. Фридрих писал философскую книгу и верил, что сможет преодолеть все лишения – от отсутствия пресной воды и проблем со здоровьем до нашествия ядовитых насекомых.

Но идиллия быстро закончилась, когда на остров прибыли другие поселенцы. Риттер, убеждённый утопист, призывавший к переосмыслению ценностей, понимал: общего «братства» тут не получится. В его рассуждениях и цитатах Ницше звучала мысль о том, что любовь к ближнему – удел слабых, а настоящая жизнь строится на соперничестве. На практике всё свелось к борьбе за ресурсы, вплоть до банок консервов, которые были на вес золота. В итоге даже самому Фридриху – философу и мыслителю – оказалось непросто размышлять и творить, когда постоянный голод отнимал силы.

«Эдем» во многом выглядит проектом, близким Рону Ховарду. Постановщик давно прославился картинами, основанными на реальных событиях, где герои преодолевают либо внешние испытания («Аполлон 11»), либо внутренние конфликты («Игры разума»). Подобно «В сердце моря», новый фильм вновь обращается к стихии Тихого океана, а персонажи, ведомые духом авантюризма, бегут подальше — и от надвигающегося кризиса в Европе, и от инфляции с фашизмом, и даже от самих себя. Но ирония в том, что на Флориане они сталкиваются с теми же проблемами, от которых стремились скрыться: дефицитом ресурсов, провалом любых переговоров и превращением демократических начинаний в открытое противостояние, что сам Риттер формулирует в точную модель. И не исключено, что в какой-то момент отчаявшиеся и голодные колонисты возьмутся за оружие.

Ховард выдерживает неторопливую манеру повествования: широкие панорамы пустынного острова, суровые скалы, хищники, чередующиеся с эмоциональными вспышками и скрытой враждой. Всё это могло бы показаться излишне монотонным, если бы не впечатляющий актёрский состав. Джуд Лоу и Даниэль Брюль выглядят органично в своих ролях, тогда как выбор Сидни Суини и Ванессы Кирби вызывает вопросы. Персонаж Суини неожиданно предстает в образе старомодной буржуазной матери, а Кирби играет жену доктора, которой приходится бороться не только с болезнью, но и с характером супруга. Наибольшее внимание привлекает Ана де Армас: её баронесса — харизматичная авантюристка, вытесняющая остальных из центра внимания и лишающая островитян последних иллюзий о мирном сосуществовании.

Однако в ряде эпизодов режиссёр теряет контроль над настроением картины: напряжение оборачивается фарсом или даже элементами малобюджетного триллера. Когда страсти достигают пика, в хаос вовлекаются все — и любовники баронессы, и уставшие мужья. Ховард чутко улавливает атмосферу тропиков и зыбкие границы морали, а также показывает понимание исторического контекста XX века. Но при этом фильму не хватает того чувства ритма и масштаба, благодаря которому постановщик создавал свои лучшие проекты. «Эдем» воспринимается скорее как эксперимент из антропологического любопытства, чем как цельное художественное высказывание. В итоге то, что можно было бы изложить в статье за несколько минут, на экране растягивается более чем на два часа — без острой режиссёрской интонации и с заметной долей равнодушия.

История напоминает о том, что поиски «земли обетованной» чаще заканчиваются разочарованием. Робинзонады в культуре и кино нередко показывают не рай, а место, где обнажается человеческая слабость. Так, в начале 2000-х фильм «Пляж» по роману Алекса Гарленда наглядно демонстрировал: даже в нетронутом уголке природы люди способны превратить жизнь в цепочку конфликтов. К теме вернулся и Рон Ховард, автор масштабных голливудских драм («Нокдаун», «Форд против Никсона»). Его интерес привлекли не тропики Таиланда, а Галапагосы, где действительно жила пара Риттеров. Фридрих писал философскую книгу и верил, что сможет преодолеть все лишения – от отсутствия пресной воды и проблем со здоровьем до нашествия ядовитых насекомых.

Но идиллия быстро закончилась, когда на остров прибыли другие поселенцы. Риттер, убеждённый утопист, призывавший к переосмыслению ценностей, понимал: общего «братства» тут не получится. В его рассуждениях и цитатах Ницше звучала мысль о том, что любовь к ближнему – удел слабых, а настоящая жизнь строится на соперничестве. На практике всё свелось к борьбе за ресурсы, вплоть до банок консервов, которые были на вес золота. В итоге даже самому Фридриху – философу и мыслителю – оказалось непросто размышлять и творить, когда постоянный голод отнимал силы.

«Эдем» во многом выглядит проектом, близким Рону Ховарду. Постановщик давно прославился картинами, основанными на реальных событиях, где герои преодолевают либо внешние испытания («Аполлон 11»), либо внутренние конфликты («Игры разума»). Подобно «В сердце моря», новый фильм вновь обращается к стихии Тихого океана, а персонажи, ведомые духом авантюризма, бегут подальше — и от надвигающегося кризиса в Европе, и от инфляции с фашизмом, и даже от самих себя. Но ирония в том, что на Флориане они сталкиваются с теми же проблемами, от которых стремились скрыться: дефицитом ресурсов, провалом любых переговоров и превращением демократических начинаний в открытое противостояние, что сам Риттер формулирует в точную модель. И не исключено, что в какой-то момент отчаявшиеся и голодные колонисты возьмутся за оружие.

Ховард выдерживает неторопливую манеру повествования: широкие панорамы пустынного острова, суровые скалы, хищники, чередующиеся с эмоциональными вспышками и скрытой враждой. Всё это могло бы показаться излишне монотонным, если бы не впечатляющий актёрский состав. Джуд Лоу и Даниэль Брюль выглядят органично в своих ролях, тогда как выбор Сидни Суини и Ванессы Кирби вызывает вопросы. Персонаж Суини неожиданно предстает в образе старомодной буржуазной матери, а Кирби играет жену доктора, которой приходится бороться не только с болезнью, но и с характером супруга. Наибольшее внимание привлекает Ана де Армас: её баронесса — харизматичная авантюристка, вытесняющая остальных из центра внимания и лишающая островитян последних иллюзий о мирном сосуществовании.

Однако в ряде эпизодов режиссёр теряет контроль над настроением картины: напряжение оборачивается фарсом или даже элементами малобюджетного триллера. Когда страсти достигают пика, в хаос вовлекаются все — и любовники баронессы, и уставшие мужья. Ховард чутко улавливает атмосферу тропиков и зыбкие границы морали, а также показывает понимание исторического контекста XX века. Но при этом фильму не хватает того чувства ритма и масштаба, благодаря которому постановщик создавал свои лучшие проекты. «Эдем» воспринимается скорее как эксперимент из антропологического любопытства, чем как цельное художественное высказывание. В итоге то, что можно было бы изложить в статье за несколько минут, на экране растягивается более чем на два часа — без острой режиссёрской интонации и с заметной долей равнодушия.
Читайте также:

Рецензия и отзывы на фильм «Долина Эхо»
После смерти партнёра Кейт (Джулианна Мур) доживает свои дни на заброшенной ферме «Долина Эхо», которую когда-то они вели вместе. Ситуация с деньгами оставляет желать лучшего, а положение только

«Девушка с иглой» (2024) - объяснение концовки и смысл фильма
В первые моменты фильма Магнуса фон Хорна «Девушка с иглой» зритель погружается в атмосферу через искаженные, гротескные крупные планы. Это не очередная картина, основанная на реальных событиях, где

Будет ли продолжение «Мир Юрского периода 5»?
Заключительный фильм популярной научно-фантастической серии, известной во многих странах, включает сюжетные элементы, которые могут послужить основой для возможного продолжения истории. Тем не менее,

Рецензия и отзывы на фильм «Мир Юрского периода: Возрождение»
В мировой прокат вышел седьмой полнометражный фильм из вселенной, начатой Стивеном Спилбергом еще в 1993 году. В «Мире Юрского периода: Возрождение» режиссер Гарет Эдвардс вновь возвращает динозавров
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!