Рецензия и отзывы на фильм «Первый на Олимпе»

На российские экраны выходит фильм «Первый на Олимпе» — история о выдающемся советском гребце Юрии Тюкалове, многократном чемпионе СССР и обладателе золотой медали Олимпийских игр в Хельсинки. Режиссер Артем Михалков превращает биографию спортсмена в героический миф, охватывающий путь от пережитых ужасов блокады до решающей олимпийской гонки в водах залива Мейлахти.

В детстве Юра Тюкалов (Марк-Малик Мурашкин) живет в блокадном Ленинграде и перевозит на лодке почту для солдат, защищающих город. Во время одной из бомбежек мальчик теряет отца (Антон Филипенко), который, прежде чем погибнуть, успевает вручить сыну альбом с рисунками и крикнуть: «Греби!». С тех пор звук моторов, взрывы и шум воды становятся для Юры постоянным напоминанием о пережитом. После войны он устраивается работать на завод, хотя в глубине души мечтает продолжить дело отца-художника. Случайно заметив объявление о наборе в спортивную команду «Красное знамя», Тюкалов решает попробовать свои силы и открывает для себя мир академической гребли. Наставниками молодого спортсмена становятся супруги Михаил (Артем Быстров) и Вера (Елена Лядова) Савримовичи — опытные гребцы, поверившие в его талант. В то же время главным соперником и испытанием для Юрия становится тренер сборной СССР Иван Колосов (Андрей Смоляков), которому поручено за четыре года подготовить лучших атлетов страны к Олимпиаде в Финляндии.

В центре фильма — внутренний путь Юрия Тюкалова, его борьба с травмами прошлого и стремление через спорт преодолеть воспоминания о блокадном детстве. Создатели картины сознательно допускают определённые отклонения от реальных событий, чтобы подчеркнуть эмоциональную составляющую истории: некоторые персонажи, чья гибель становится важным сюжетным поворотом, на самом деле прожили долгую жизнь. Тем не менее режиссеру важно не документальное соответствие, а драматическая сила рассказа. Артем Михалков, для которого «Первый на Олимпе» стал уже вторым фильмом о спорте, точно чувствует момент, когда судьба должна испытать героя на прочность.

Тюкалов в исполнении Глеба Калюжного балансирует между почти мифическим образом и реальным человеком. Актер старается передать весь эмоциональный спектр молодого спортсмена, разрывающегося между воспоминаниями о войне, мечтами о карьере художника, тяжелыми тренировками и стремлением к простому человеческому счастью. В традиционной структуре спортивной драмы здесь нашли место все ожидаемые элементы: личная утрата, первая любовь, сопровождаемая трудностями, интриги завистливого тренера и неизбежное падение перед триумфом. Калюжный, пусть иногда несколько механически, но умело показывает потерянного ребенка войны и одновременно робкого и целеустремленного юношу, пытающегося построить новую жизнь.

Однако временами напряжение в фильме слабеет: внутренние переживания героя порой кажутся наигранными, а конфликт с Колосовым — мелким и поверхностным. «Первый на Олимпе» нередко смягчает острые моменты, заменяя их героической музыкой, благодаря чему история становится понятной и аккуратной, но одновременно теряет динамику и эмоциональную глубину. Даже возможный проигрыш Тюкалова ощущается не как реальная угроза, а скорее как фон для финального триумфа советского спортсмена. Визуально фильм также не впечатляет: гонки, особенно финальная, захватывают, но картине недостает оригинальности и собственной стилистики.

Тем не менее «Первый на Олимпе» уверенно вписывается в ряд героических спортивных биографий. Любая спортивная победа рано или поздно превращается в легенду, а ее герои — в своего рода олимпийских богов. Фильм Артема Михалкова находится на пересечении реальности и мифа: главный герой уже лишен части биографических деталей ради формирования образа победителя, но благодаря игре Калюжного остается человеком с понятными слабостями, переживаниями и драматической предысторией.

В детстве Юра Тюкалов (Марк-Малик Мурашкин) живет в блокадном Ленинграде и перевозит на лодке почту для солдат, защищающих город. Во время одной из бомбежек мальчик теряет отца (Антон Филипенко), который, прежде чем погибнуть, успевает вручить сыну альбом с рисунками и крикнуть: «Греби!». С тех пор звук моторов, взрывы и шум воды становятся для Юры постоянным напоминанием о пережитом. После войны он устраивается работать на завод, хотя в глубине души мечтает продолжить дело отца-художника. Случайно заметив объявление о наборе в спортивную команду «Красное знамя», Тюкалов решает попробовать свои силы и открывает для себя мир академической гребли. Наставниками молодого спортсмена становятся супруги Михаил (Артем Быстров) и Вера (Елена Лядова) Савримовичи — опытные гребцы, поверившие в его талант. В то же время главным соперником и испытанием для Юрия становится тренер сборной СССР Иван Колосов (Андрей Смоляков), которому поручено за четыре года подготовить лучших атлетов страны к Олимпиаде в Финляндии.

В центре фильма — внутренний путь Юрия Тюкалова, его борьба с травмами прошлого и стремление через спорт преодолеть воспоминания о блокадном детстве. Создатели картины сознательно допускают определённые отклонения от реальных событий, чтобы подчеркнуть эмоциональную составляющую истории: некоторые персонажи, чья гибель становится важным сюжетным поворотом, на самом деле прожили долгую жизнь. Тем не менее режиссеру важно не документальное соответствие, а драматическая сила рассказа. Артем Михалков, для которого «Первый на Олимпе» стал уже вторым фильмом о спорте, точно чувствует момент, когда судьба должна испытать героя на прочность.

Тюкалов в исполнении Глеба Калюжного балансирует между почти мифическим образом и реальным человеком. Актер старается передать весь эмоциональный спектр молодого спортсмена, разрывающегося между воспоминаниями о войне, мечтами о карьере художника, тяжелыми тренировками и стремлением к простому человеческому счастью. В традиционной структуре спортивной драмы здесь нашли место все ожидаемые элементы: личная утрата, первая любовь, сопровождаемая трудностями, интриги завистливого тренера и неизбежное падение перед триумфом. Калюжный, пусть иногда несколько механически, но умело показывает потерянного ребенка войны и одновременно робкого и целеустремленного юношу, пытающегося построить новую жизнь.

Однако временами напряжение в фильме слабеет: внутренние переживания героя порой кажутся наигранными, а конфликт с Колосовым — мелким и поверхностным. «Первый на Олимпе» нередко смягчает острые моменты, заменяя их героической музыкой, благодаря чему история становится понятной и аккуратной, но одновременно теряет динамику и эмоциональную глубину. Даже возможный проигрыш Тюкалова ощущается не как реальная угроза, а скорее как фон для финального триумфа советского спортсмена. Визуально фильм также не впечатляет: гонки, особенно финальная, захватывают, но картине недостает оригинальности и собственной стилистики.

Тем не менее «Первый на Олимпе» уверенно вписывается в ряд героических спортивных биографий. Любая спортивная победа рано или поздно превращается в легенду, а ее герои — в своего рода олимпийских богов. Фильм Артема Михалкова находится на пересечении реальности и мифа: главный герой уже лишен части биографических деталей ради формирования образа победителя, но благодаря игре Калюжного остается человеком с понятными слабостями, переживаниями и драматической предысторией.
Читайте также:

Рецензия и отзывы на фильм «Грязные ангелы»
Когда боевики ИГИЛ* (*организация признана террористической и запрещена в РФ) похищают дочерей сотрудников американского посольства в Пакистане и переправляют их в Афганистан, США запускают секретную

Рецензия и отзывы на фильм «Опус»
«Опус» — это дебютный полнометражный фильм Марка Энтони Грина, который раньше работал журналистом в GQ и проводил интервью с популярными звездами, такими как The Weeknd и Дональд Гловер. В своём

«5 сентября» (2024) - объяснение концовки и смысл фильма
Исторический триллер «5 сентября», вышедший в 2024 году, посвящён трагическим событиям на Олимпийских играх в Мюнхене 1972 года. В фильме эта история раскрывается с неожиданной точки зрения — через

Рецензия и отзывы на фильм «Смерть единорога»
Студия A24 продолжает набирать популярность, переходя от нишевых арт-проектов к крупным коммерческим успехам, что подтверждают такие фильмы, как «Все страхи Бо» и «Падение империи». В апреле на
Минимальная длина комментария - 50 знаков. Комментарии модерируются!